Организация образовательной деятельности по теме «Изображение зимующей птицы — снегиря разными средствами (рисование, аппликация, лепка)»
Автор: Панкова Елена Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.
Дата публикации: 27.02.2023
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Панкова, Е. А. Организация образовательной деятельности по теме «Изображение зимующей птицы — снегиря разными средствами (рисование, аппликация, лепка)» / Е. А. Панкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8140/ (дата обращения: 16.12.2024).
Занятие разработано по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное, художественно–эстетическое развитие воспитанников средней группы.
На разных столах располагается раздаточный материал для каждого ребёнка:
— на столах для лепки : доска, салфетка, пластилин красного и черного цветов, опорная схема и образец лепки;
— на столах для рисования : половина альбомного листа, цветные карандаши, опорная схема и образец рисунка;
— на столах для аппликации : половина альбомного листа, заготовки: бумажные квадраты красного и черного цветов, большой треугольник («хвост»), маленький треугольник («лапки»), ножницы, клей, салфетка, клеёнка, опорная схема и образец аппликации.
Содержание совместной деятельности |
Предполагаемый результат |
|
Педагог |
Дети |
|
Вводная часть (фронтально) |
||
Под аудиозапись с голосами снегирей воспитатель вносит в группу кормушку с сидящим на ветке слепленным снегирем и сообщает, что снегирю одному скучно (создание проблемной ситуации). Показывает иллюстрации снегиря, картинки с интересными фактами из их жизни. По опорной схеме разбирает строение птицы (рис. 1) |
Дети выражают восхищение, высказывают свои эмоции, отклик на проблемную ситуацию — предлагают, что снегирю нужны друзья |
Дети знают строение птицы, видят сходство строение тела птицы с геометрическими фигурами, называют их в ходе беседы |
Динамическая пауза |
||
Пальчиковая гимнастика: |
Проговаривают слова и выполняют движения: |
Дети выполняют движения согласно тексту динамической паузы, называют зимующих птиц региона |
– Мы поставили кормушку, |
– «Сеют» пальчиками одной руки, совершая ей круговое движение перед грудью |
|
– В нёё насыпала зерно |
– Руками поочерёдно бросают зерно в кормушку (слов клюют его собранными вместе пальчиками) |
|
– Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно |
– Круговые движения ладонью по животику |
|
– Прилетайте к нам синицы, |
– Присели |
|
– Голубь, клёст и воробей |
– Встали. Присели. Встали |
|
И, конечно, ждём мы в гости Наших красных снегирей! |
– Разводят руки в стороны |
|
Основная часть (практическая работа в малых группах, парах) |
||
Педагог предлагает детям выбрать способ изображения снегиря, взяв соответствующего цвета резиночку (количество разных цветных резиночек примерно равное). Предложено пройти к столам. Даёт установку командирам на работу в малых группах: объяснить, что нужно сделать, а ребята должны это проговорить. (Деятельность детей в группах осуществляется на фоне пения снегирей.) Педагог оказывает адресную помощь командирам и членам его команды. Обращает внимание: «Соблюдайте алгоритм действий с опорой на схему! Проговаривайте, что делаете! Помогайте друг другу в работе! В случае затруднений обращайтесь к своему командиру!» |
Объединяются в группы по выбору согласно изобразительной деятельности. Командиры малых групп выполняют функцию воспитателя: обучают приёмам рисования, лепки, аппликации с опорой на образец и схему изобразительной деятельности (рис. 2, 3). Дети действуют согласно технологии обучения практическим действиям (командир одновременно обучает группу), используя опорные схемы алгоритмов действий |
Дети: — объединяются в группы согласно цвету резинки; — осуществляют выбор средств изобразительной деятельности; — взаимодействуют в малой группе: слушают командира, выполняют действия по алгоритму, изображают снегиря через лепку, аппликацию, рисунок |
Дыхательная гимнастика |
||
Для снятия эмоционального напряжения организуется дыхательная гимнастика |
Дети выполняют оздоровительную дыхательную гимнастику: вдох — руки вверх, выдох — вниз |
Дети умеют правильно дышать: вдох — носом, выдох — ртом |
Заключительная часть — рефлексия в группах и на общем круге |
||
Педагог предлагает командирам и командам вопросы, которые необходимо обсудить: получилась работа в команде? все ли выполняли алгоритм действий? все ли довольны результатом работы? кто из ребят мог бы обучить других лепке, аппликации, рисованию снегиря? Педагог предлагает детям разместить свои работы на общей композиции |
Дети отвечают на вопросы воспитателя, проводят оценку своей деятельности (ставят веселые или грустные смайлики на планшете «Мои дела») и деятельности команды. Размещают свои работы на общей композиции — кормушке (рис. 5). Предлагают покормить птиц |
Дети оценивают свою деятельность с помощью индивидуальных планшетов «Мои дела» (рис. 4), оценивают деятельность своих сверстников. Командир определяет ребенка, который способен передать знания в паре, в малой группе с опорой на алгоритм действий и схему |
Рис 1. Опорная схема строения птицы
Рис. 2. Образец и схема рисования снегиря
Рис. 3. Образец и схема аппликации снегиря
Рис. 4. Индивидуальные планшеты «Мои дела»
Рис. 5. Общая композиция
Комментарии
- Выбор птицы был сделан детьми в ходе наблюдения за питомцами в кормушке. Для мотивации детей к деятельности была изготовлена кормушка с сидящим на ветке снегирем. В начале занятия было отмечено, что одному снегирю будет очень грустно, поэтому нужно сделать ему друзей — тем самым решается задача воспитания заботливого отношения к птицам.
- Воспитатель предварительно (во время утреннего приема) готовит командиров будущих малых групп, в которые дети позже объединятся по цвету резиночек. С каждым командиром один на один воспитатель разбирает и отрабатывает алгоритм практических действий по рисованию снегиря, лепке снегиря или аппликации снегиря. При этом обязательно используется опорная схема (рис. 2, 3). Работа по опорным схемам способствует не только следованию ребёнка в соответствии с чётким алгоритмом действий, но и пониманию символических изображений, а это есть предпосылка формирования читательской грамотности.
- Во вводной части для развития образного мышления, любознательности, отмечается по опорной схеме «Строение птицы» совместно с детьми, что голова — это круг, туловище — овал; лапки, клюв, хвост — треугольник.
- Детям нравится быть в роли воспитателя, это мотивирует на качественное выполнение поставленной задачи, позволяет примерить к себя отношение «воспитатель — ребёнок». Кроме того, в дальнейшем ребят, которые отсутствовали, сможет обучить тот ребенок, который освоил эту деятельность, — так происходит взаимообучение практическим действиям.