Эмоциональное восприятие как составляющая экологического образования дошкольника
Автор: Бекирова Наталья Александровна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 26.02.2016
Статья просмотрена: 1402 раза
Библиографическое описание:
Бекирова, Н. А. Эмоциональное восприятие как составляющая экологического образования дошкольника / Н. А. Бекирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/776/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время (начиная с конца XX века) не согласование в жизни людей и природы заслуживает катастрофичные значения. Быстрое изменение полезных сил побудило такие перемены в природе, которые ведут к разрушению био-начал жизнедеятельности человека.
На одно из главных участков выставилась вопрос увеличения экологической грамотности любого жителя нашей земли. Особенно благодаря этому вопроса перемены убеждения человека и экологического воспитания ребенка воображаются первостепенными.
Ценность дошкольного юношества безусловная: основные семь лет в жизнедеятельности ребенка — это время его интенсивного воспитания, время постоянного улучшения физических и психологического роста, момент развития личности.
Особое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью формировать элементарную экологическую культуру в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
В классической педагогике обоснованы и развиты положения о значении общения ребенка с природой для его обучения и воспитания, о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировосприятия в процессе познания природы. Роль природы в нравственно-эстетическом развитии ребенка раскрыли в своих работах великие педагоги прошлого А. Гумбольд, Ф.А. В. Дистервег, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К. Д. Ушинский и другие. Согласно исследованиям П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцовой, С. Н. Николаевой, Р. М. Чумичевой и других, формирование основ экологического образования целесообразно начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование чувственных отношений к природе, что важно для гармонического развития личности. В исследовании З. И. Тюмасевой отмечается, что: «... природа позаботилась о сбалансированном развитии чувственных, познавательных... отношений подрастающего человека с ней, создав механизм сензитивных периодов развития ребенка, каждый из которых соотносится с определенным видом ведущей деятельности...»
В психологической и эстетической литературе особое значение уделяется вопросам эмоций, чувств и оценок в сфере отношений. Эмоции и чувства у дошкольников возникают в процессе сложного взаимодействия субъекта с субъектами и зависят как от особенностей объектов, так и от особенностей личности, ее индивидуальности.
С точки зрения Л. С. Выготского: «если явления действительности не затрагивают душу человека, то общение с ними не дает ожидаемого результата. Вне чувственно-эмоционального отношения ребенка к природе освоение ее, имеет рассудочный, схематический характер». На основании этого можно утверждать, что если не возникает чувственно- эмоционального контакта с природой у ребенка, то все задачи экологического воспитания являются нереализованными. Воздействуя на чувства ребенка, формируя их при использовании разнообразных методов и форм работы с детьми, главным из которых является непосредственный контакт ребенка с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.
Достижение первых семи лет считается формирование понимания: ребенок акцентирует себя из настоящего мира, приступает воспринимать свое место в кругу близких и друзей, сознательно осваивается в окружающем предметно-природном мире, вычленять его сокровище.
В своей работе мы опираемся на воспринятые и эмоциональное понимание природного мира, представление красоты окружающей природы. Понимание природных предметов и явлений выполняется через наблюдение за объектом, наблюдение, прослушание издаваемых звучаний, распознавание вкусовых свойств, любование явлениями природы. Эта работа исполняется, во время экскурсии на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности.
Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через эмоции, ребенок понимает окружающий мир. Подчеркивая воспринимаемые картины из охватывающей среды, у ребенка вырабатывается подробный, меняющийся облик природы. Освоение природного мира сопутствуется чувственными переживаниями. Эмоциональное восприятия мира, толкает ребенка к искательской деятельности, формирует созидательные возможности, заложенные в ребенке, формирование ручное искусство. Все эти заслуги важны ребенку для экологического формирования.
Целью экологического образования представляется формирование экологически цивилизованной личности и общества как совокупности, практического и душевного навыка взаимодействия человека и природы, снабжающего его вышиванье и формирование. Эта цель соответствует с совершенством единого образования всесторонне развитой личности, одаренной жить в согласии с окружающей средой.
При прямом взаимодействии с природными предметами неодинаковые модальности восприятия направляют друг другу в деятельности, дополняя данные исследуемого предмета (явления) природы. Мы думаем, что формируются условия для повышения адекватности создаваемых типов природных предметов и корректировки дисбаланса всевозможных статусов оценки у младших школьников, так как у многих людей в главном доминирует какая-либо отношение оценки.
Воздействуя на чувства ребенка средствами (совершенством формы, всевозможным изменчивым тоном) природа призывает эстетичные эмоции. Это содействует возникновению и проявлению взаимоотношения к объектам и явлениям природы. Природа побуждает любопытность ребенка, сказывается на его органы эмоций, ускоряет сенсорное формирование, создает чувства прекрасного. Ребёнок познает красоту окружающего мира через восприятия красоты природы.
При организации процесса развития эмоционального восприятия окружающей ребенка природы необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для чувственного развития ребенка. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных обьектов в качестве полноправных субъектов, стремлении к непрагматическому взаимодействию с миром природы. [1]
Природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития восприятия, наблюдательности, воображения. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». У детей старшего дошкольного возраста формируются предпосылки положительного отношения к окружающему миру, которые носят характер эмоционального отклика на красоту природы. [3]
Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т. д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев цветов).
Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера является средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств дошкольника.
Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Возраст 6–7 лет является сенситивным для развития восприятия. Дети интересуются окружающим миром, а взрослым необходимо направлять их внимание на полное осмысленное восприятие, осознание этого мира.
В своей работе мы опираемся на восприятие и чувственное познание природного мира, понимание красоты окружающей природы. Восприятие природных объектов и явлений осуществляется через наблюдение за объектом, рассматривание, прослушание издаваемых звуков, определение вкусовых качеств, любование явлениями природы. [2]
Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через чувства, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, толкает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, залаженные в ребенке, формирует ручную умелость. Все эти достижения необходимы ребенку для экологического развития.
Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивал окружающий мир, научался способам взаимодействия с ним, чувство прекрасного.
Литература:
- Веретейникова С. А. Ознакомления дошкольников с природой. -М: Педагогика.1980. -231с.
- Виноградова Н. Ф. Умственное восприятия детей в процессе ознакомления с природой.2-ое изд.-М.Педагогика.1982. -231с.
- Сухомлинский В.А Избр.пер.соч.М.,1979, Т.1. -436с.