Автор: Юрченко Любовь Юрьевна

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 27.02.2016

Библиографическое описание:

Юрченко Л. Ю. Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 7-9.



Раскрыта проблема формирования самостоятельности в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Проведена параллель и найдена связь между самостоятельностью и творчеством, что проявляется в некоторых общих показателях самостоятельности и творческой изобразительной деятельности.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.

Актуальность проблемы. В настоящее время проблема развития дошкольника как индивидуальности, субъекта деятельности, приобретает особую актуальность. Обращая внимание его на самостоятельность, умение ориентироваться в конкретных жизненных обстоятельствах, является методологической целью воспитания и обучения современности.

Дошкольный возраст является основным этапом генезиса личностных качеств, одно из ведущих мест которого занимает самостоятельность. По доказательствам исследования можно определить, что в данный период открываются возможности для построения баз ответственности, самостоятельности и творчества. Учитывая это, возрастает значимость изучения проблемы самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста как основы их активной творческой реализации.

Цель статьи. Сделать анализ теоретических представлений ученых психологов и педагогов о развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Раскрыть актуальность вопросов, которые связанны с проблемами развития самостоятельной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Анализ литературы. Существуют различные интерпретации самостоятельности ребенка дошкольного возраста. В исследованиях психологов говорится, что в старший дошкольный период открываются большие потенциалы для развития самостоятельности и творчества (А. Запорожец, А. Ковалев, А. Леонтьев, А. Люблинская). В середине прошлого века и до настоящего времени, встречается повышение интереса ученых педагогов и психологов к вопросам организации самостоятельности детей дошкольного возраста (Н. Данилов, И. Лернер, М. Скаткин, Г. Щукина и др.). Были отмечены условия развития самостоятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста (В.Аванесова, Н.Елизарова, А. Усова, Н. Сакулина, И.Якиманская, и др.).

Изложение основного материала. Самостоятельность — это психологически непростой феномен. Определим точнее, что же по существу входит в это понятие. В толковом словаре русского языка Даля мы находим: «Самостоятельность: работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи». Заглядывая в главную педагогическую книгу «Педагогическая энциклопедия»: «Самостоятельность трактуется как «одно из свойств личности» и «характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств — знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также осуществляемыми в процессе деятельности связями с другими людьми». [4, с.263] На наш взгляд, самостоятельная деятельность наиболее полно раскрывается ученым психологом И. А. Зимней. Самостоятельная деятельность, по определению ученого, представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корректирующая им в процессе и результате деятельности. Ее выполнение требует достаточно значительного уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, приносит ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Также она утверждает, что самостоятельная деятельность дошкольника — это результат правильной организации учебной деятельности в процессе воспитания.

Духовность, знания, навыки, привычки, умения — все это нельзя передавать от воспитателя к ребенку как физические предметы «из рук в руки». Ребенок постигает их путем самостоятельного познавательного труда. Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном возрасте она проявляется сама собой. По мере роста возможностей ребенка увеличивается и уровень самостоятельности выполнения сложных физических и интеллектуальных действий. Самостоятельность нужно поощрять, к ней надо готовить — вырабатывать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить достижения в начальных самостоятельных шагах.

Теперь обратимся к самостоятельности в изобразительной деятельности.«Изобразительная деятельность» — это занятия по аппликации, лепке, рисованию в массовом детском саду или продуктивная деятельность результатом которой является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Основная цель рисования — образное отражение действий. Самостоятельное рисование — одно из самых увлекательных и полезных видов изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Это возможность отобразить в своих работах впечатления, полученные в окружающем их мире: удивление, беспокойство, восхищение. Наличие самостоятельности говорит о достаточно высокой степени развития ребенка. Перенос детьми опыта с одних действий на другие является высшим этапом развития самостоятельности, который выражается только в старшем дошкольном возрасте. Воспитание самостоятельности в изобразительной деятельности в дошкольном возрасте происходит как на занятиях, так и вне их. Занятия по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности имеют огромное преимущество по сравнению с иными занятиями. Такие занятия сосредоточены на развитие умения свободно и творчески применять приобретенные знания, усовершенствовать навыки, умения, художественный опыт и поэтому способствует формированию социально активной личности. [5, с.43] Уровень самостоятельности ребенка зависит от способности воспроизводить представления, от умения составлять их и преобразовывать в изображение, и от степени владения техническими навыками. Приняв все это во внимание можно утверждать, что самостоятельная деятельность и творческая деятельность являются равноправными смысловыми определениями.

Выводы. Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать несколько выводов по теме. Во-первых, самостоятельность есть динамическая характеристика личности, находящаяся в постоянном развитии. Во-вторых, самостоятельная деятельность — это наивысшая степень познавательной деятельности старшего дошкольника, которая является компонентом в структуре целостного педагогического процесса. К нему относятся такие функции как воспитательная, образовательная, развивающая.

В-третьих, между самостоятельностью и творчеством четко прослеживается связь, которая проявляется в общих показателях. В-четвертых, самостоятельность в изобразительной деятельности стоит рассматривать как отступление от подражания, осознанное отношение к использованию личного опыта, знаний и способов изображения.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (Проект). М., 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. Завед. — М.: Асаdема, 1999.
  3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М., 1991.
  4. Парафеева П. И. Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей. «Дошкольное воспитание» № 4, 1973.
  5. Шибанова Н. К. Воспитание у детей дошкольного возраста самостоятельности в рисовании. — Пермь.: Звезда, 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительной деятельности, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, развития самостоятельности, детей дошкольного возраста, самостоятельная деятельность, самостоятельности ребенка, изобразительной деятельности детей, самостоятельности ребенка дошкольного, творческой изобразительной деятельности, самостоятельности детей дошкольного, изобразительной деятельности старших, дошкольного возраста самостоятельности, процессе изобразительной деятельности, общих показателях самостоятельности, проблема формирования самостоятельности, видов изобразительной деятельности, условия развития самостоятельности, изучения проблемы самостоятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос