Библиографическое описание:

Петрова Н. В., Трандина О. П. Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 55-57.



В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Для привлечения окружающих необходимо обращение к ним, общение.

В дошкольном возрасте круг общения детей расширяется. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, со сверстниками, взрослыми. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе: сможет сам организовать игру и пригласить — позвать взрослого или сверстников, или спросить разрешения и присоединиться к игре других детей.

Для успешного развития полноценного общения необходимо научить детей:

− умению слушать;

− умению высказываться;

− умению сотрудничать.

Начиная с младшей группы учим детей слушать и слышать речь окружающих, формируя способность к пониманию окружающей речи. А так как внимание у малышей не устойчивое, то очень выручают инсценировки потешек, песенок, сказок показанных на фланелеграфе, с помощью настольного театра, театра-рукавичек и других видов театра. Игрушки, которые «сидят» на полках, то же могут стать «героями» любой сказки. Малыши с интересом за этим вначале наблюдают, в последствии и сами принимают участие: при рассказывании уже знакомых сказок, стихов, потешек привлекаем детей договаривать окончания предложений: «Жили-были дед…». … «…да баба», «Я, колобок … (колобок), от бабушки …. (ушёл), и от тебя зайчик …. (укачусь)». Вслушиваясь в речь говорящего, ребенок следит за смысловой линией сюжета. Задавая вопрос — мы привлекаем малыша к диалогу. В младшей группе дети часто отвечают хором, не всегда правильно. В течение года проводится большая работа по формированию у детей внимания к собственной речи (что ответил — правильность ответа на вопрос, как сказал — знание грамматического строя речи), а так же умению терпеливо выслушать и других детей группы. Разучивая с детьми стихи, песни, слова «героев» сказки, театральной сценки — мы даём возможность малышу проявить себя, самостоятельно выступая перед другими. Основная черта этого возраста — подражание. Глядя, как хорошо получается у одного ребенка выступить — начинают проявлять инициативу и другие дети. Главное поддержать это, не отодвигать в сторону. Ничего страшного, что не все слова выговаривает, не весь текст знает — это можно подсказать. Ведь в этом возрасте закладываются основы проявления инициативы, самостоятельности, желания использовать собственную речь для поддержания общения.

Большую роль в обучении навыкам общения в этом возрасте имеют «игры с куклой». В гости приходит кукла: с ней нужно и поздороваться, спросить «как зовут», пригласить попить чаю, поиграть, порисовать и т. д.. Привлекая детей произнести эти фразы, учим детей общению, чтобы потом, играя, и с куклой могли повторить эти действия, и к другому ребенку обратиться.

Обучая детей обращаться с просьбой, отвечать на вопросы, необходимо научить малышей находить повод для общения с другими людьми. Важно, чтобы ребенок научился делиться своими впечатлениями — это должно стать его потребностью. Пусть он с удовольствием рассказывает, как и во что играл, что видел по дороге в детский сад, как провел дома выходные. Такие разговоры сначала возникают по инициативе взрослого. Но если их проводить постоянно, например, в утренние часы приёма или на прогулке, — то постепенно дети сами становятся инициаторами своих рассказов.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим, предметами ближайшего окружения дают возможность значительно пополнить словарный запас детей: существительными (кукла, яблоко, собака и т. д.), знанием обобщающих слов (игрушки, фрукты, животные и т. д.), прилагательными (обозначающими цвет, форму, качество и т. д.), глаголами. Пополняя свой запас слов, дети получают возможность отвечать на вопрос более полным предложением, учатся отгадывать загадки, самостоятельно задавать вопросы, составлять небольшой рассказ-описание предмета, природного явления, — то есть у детей появляется больше речевых возможностей в умении самостоятельно высказать свою просьбу, свое предложение, свою идею.

Организуя сюжетные игровые ситуации с куклой, инсценировки по сказкам, потешкам, всегда обращаем внимание на нравственную сторону: кукле Даше понравилось у нас, она говорит нам «спасибо», игрушки «расстроились», что случилась авария — как их утешить, как им помочь?» Читая сказки, рассказы, — задаем вопросы о «героях» этих произведений, об их поступках: хорошо это или плохо, можно так делать или говорить. Получая представление о нормах и правилах поведения, ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, ориентироваться в общественной жизни. В младшем дошкольном возрасте закладываются основы культуры общения. В сюжетно-ролевых, играх-драматизациях идет обучение, закрепление культурного общения. Пришли в «магазин», «больницу», «почту» — нужно поздороваться. «Прибежал зайчик в теремок» — постучал, спросил: «Кто в теремочке живет?», т. е. не сразу зашел в домик.

В младшем дошкольном возрасте дети играют в основном по одиночке, сосредоточившись на своих игрушках. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка. Поэтому очень помогают хороводные игры, где дети действуют одновременно и одинаково, им приходится брать друг друга за руки (иначе «карусель» не получается, «пузырь» лопается). Общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения. В таких играх дети запоминают имена друг друга («Кто позвал тебя, узнай»), хвалят («Кто у нас хороший»), обращают внимание на действие («дружно вместе делаем вот так!»). Участвуя в таких совместных играх, дети пробуют строить общение и в свободной деятельности. Играя с детьми в настольно-печатные игры, учим детей договариваться о правилах игры, принимать цель, соблюдать очередность действий, вступать в общение. Совместная игра формирует у ребенка такие качества, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение, т. е. учит сотрудничеству.

Предлагаем вашему вниманию проект: «Что за прелесть эти сказки!», целью которого является: формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, посредством народных сказок. Что же послужило актуальностью данного проекта? Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе снижается статус чтения. На смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в действиях взрослых является лишь говорение с малышом на родном языке, родители все реже поют колыбельные песни, читают детям народные сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Именно через народную сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка — это педагогический опыт и творческий гений народа.

Определив, актуальность выбранной темы проекта выделили следующие задачи:

− формировать у детей запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

− развивать инициативность, самостоятельность и творчество детей, а так же прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

− пробудить у детей интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.

Тип проекта: творческо-информационный, групповой, кратковременный

Этапы работы над проектом:

Ориентировочный:

− аналитический обзор литературы по проблемам развития детей посредством русских народных сказок;

− анализ предметно-развивающей среды в группе;

− выявление понимания и оценки детьми образов народных сказок.

Моделирующий:

− создание творческой группы родителей и планирование ее работы;

− ознакомление с проектной идеей родителей и их детей;

− составление совместного детско-родительского проекта на тему: «Что за прелесть эти сказки!»

Деятельностный:

− знакомство родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению детей с национальной культурой посредством ознакомления детей с народными сказками;

− обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей к совместному с детьми изготовлению атрибутов, костюмов к народным сказкам);

− создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, включающей в себя:

Музей сказочных предметов «Бабушкин сундучок» (сказочные экспонаты: поделки изготовленные в сотворчестве взрослых и детей по мотивам народных сказок).

Театрально-игровой уголок пополнился новыми видами кукольного театра.

Организован уголок по социально-коммуникативному развитию: «Хочу все знать и все уметь».

В мини-музей кукол народов мира вошли пособия по краеведению.

Мини-библиотека «Наши любимые книжки».

Весь материал, используется в непосредственной образовательной деятельности, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволило в течение года организовать разные виды деятельности с детьми.

Во время реализации проекта: «Что за прелесть эти сказки» осуществлялось взаимодействия с семьями воспитанников.

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуре;

«В мастерской сказок» встреча детско-родительского клуба с целью изготовления атрибутов к театральной деятельности детей;

Наглядная информация: «Читаем вместе с детьми», «Театр и ребёнок», с целью вызвать у родителей интерес, приобщения детей к художественной литературе,

Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей на тему: «Мир сказок глазами детей».

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют формированию инициативности, самостоятельности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для дошкольного возраста личностных качеств.

Литература:

  1. Андреев Н. П. Русский фольклор [Текст] / Н. П. Андреев. М., 1938.
  2. Аникин В. П. Русская народная сказка [Текст] / В. П. Аникин. М., 1977.
  3. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки [Текст] / А. Н. Афанасьев. – В 3-х т., т. 1. М., 1957.
  4. Ведерникова Н. М. Русская народная сказка [Текст] / Н. М. Ведерникова. М., 1975.
  5. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности [Текст] / А. А. Гусейнов. М., 1974.
  6. Запорожец А. В. Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. М., 1986.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. М., 1998.
  8. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А. Д. Кошелева. М., 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей младшего дошкольного, словарный запас детей, младшего дошкольного возраста, дошкольном возрасте, младшем дошкольном возрасте, круг общения детей, поддержка инициативы детей, детей дошкольного возраста, ребенка дошкольного возраста, народных сказок, детей запас литературных, дошкольном возрасте дети, речевое развитие, развития полноценного общения, детей общению, проблемам развития детей, Привлекая детей, овладения средствами общения, младшей группе дети.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос