Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алексеева, Т. А. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО / Т. А. Алексеева, И. И. Сычева, Т. В. Перепелицина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49136/ (дата обращения: 26.04.2024).



Особое внимание в младшем возрасте

уделяется развитию навыков разговорной речи.

К каждому инициативному высказыванию

ребенка надо относиться бережно, поддерживать его.

Н.Ф. Виноградова

В статье описан опыт работы по созданию условий по формированию разговорной речи у детей раннего возраста, через малые формы фольклора. Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатится к обыденности», не допускает обыденности восприятия, поэтому открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса.

Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей.

Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира.

- для перехода ребенка от однословной «фразовой речи» к использованию в речи предложений разных типов, отображающих связи и зависимости объектов;

- для развития инициативной разговорной речи ребенка.

При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности.

Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия.

Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок это малые формы фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки, прибаутки, игры). Эти произведения называются «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша, создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства:

 Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод.

 Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

 Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Слово «фольклор» – в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства т пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их дают, что следует называть народной педагогикой».

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

C:\Users\user\Desktop\009.jpgC:\Users\user\Desktop\010.jpg

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать.

C:\Users\user\Desktop\7.jpgC:\Users\user\Desktop\5.jpg


Заклички, потешки – обращение с явлениями природы

C:\Users\user\Desktop\2.jpgC:\Users\user\Desktop\007.jpg


C:\Users\user\Desktop\3.jpgC:\Users\user\Desktop\4.jpgСчиталки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Колыбельные песни – в народе их называют байками.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых фольклорных форм. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.

Литература:

  1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду» – С. Пб.: «Детство – Пресс», 2010г.
  2. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие. Т.И. Бабаева – С.Пб.: «Детство – Пресс»,2008г.
  3. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» – В.; «Учитель», 2006г.
  4. Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г.
  5. Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» – М.; «Просвещение», 1985г.
  6. В.Г. Алямовская «Ясли – это серьёзно».
  7. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г.
  8. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7
  9. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7
  10. Т.Тарасова «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошк. воспитание 1995г. №12
  11. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г.
  12. Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, малая форма фольклора, ранний возраст, окружающий мир, детский фольклор, народная педагогика, особое внимание, педагогический процесс, разговорная речь, родной язык.


Ключевые слова

развитие речи, чувство родного языка, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса

Похожие статьи

Развитие речи детей раннего возраста посредством...

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие, звуковая культура речи.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Малые формы фольклора педагогами используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

- Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.)

Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Малые формы детского русского народного фольклора как...

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние.

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной язык, слово, речь, правильная речь, монологическая речь, письменная

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников.

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи...

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия: Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора.

Похожие статьи

Развитие речи детей раннего возраста посредством...

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие, звуковая культура речи.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Малые формы фольклора педагогами используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

- Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.)

Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Малые формы детского русского народного фольклора как...

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние.

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной язык, слово, речь, правильная речь, монологическая речь, письменная

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников.

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи...

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия: Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора.

Задать вопрос