Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной трудовой деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Переплякова Т. В., Зотова Ю. Н. Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной трудовой деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12591/ (дата обращения: 25.06.2018).



Статья посвящена организации элементарной трудовой деятельности дошкольников, видам труда в дошкольном возрасте, особенностям организации труда в зависимости от возраста детей, развитию самостоятельности, инициативности и ответственности дошкольников с помощью организации трудовой деятельности.

Ключевые слова: самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, самостоятельность, инициативность, ответственность

В современном обществе взрослые считают, что дети — это маленькие беспомощные существа, неспособные сделать ничего самостоятельно, у них не собственного мнения, а если и есть это мнение — оно неправильное, ошибочное, потому что, не совпадает с нашим.

Очень важно, в первую очередь, нам, взрослым, переломить в себе такое отношение к детям. Грустно видеть, как беременная мама ползает на коленях перед своим шестилетним сыном и уговаривает его обуться, завязывает ему шнурки на ботинках. Это страшно! Совершенно противоположные чувства вызывает двухлетний малыш, который отказывается принять помощь мамы и долго пытается самостоятельно застегнуть пуговицы на куртке — у него это получается! Радость «достижения» на лице у мамы и ребенка.

Трудовая деятельность для ребенка — это не рабство, это — способность обслужить самого себя, одеться, сложить свою одежду, убрать за собой бокал, аккуратно разложить игрушки на полках, протереть пыль. И более высоким уровнем формирования положительного отношения к труду будет желание ребенка помочь другим и испытать от этого удовлетворение.

Формирование представлений детей о труде взрослых является важным элементом в гармоничном развитии личности. Интерес дошкольников к профессиям способствует развитию у них желание отобразить действия, характерные данной профессии, в игре. Но формирование этих представлений необходимо осуществлять через совместную деятельность, партнерские взаимоотношения. Нет смысла навязывать как правильно поступать, если ребенок не видит этого в окружающей естественной обстановке. Личный пример взрослых и осознание ребенком того, какую пользу приносят его действия для него самого и окружающих.

Цель приобщения дошкольника к труду по ФГОС ДО — содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Для формирования элементарной трудовой деятельности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО необходимо: формировать положительное отношение к различным видам труда, развивать у детей способность ценить собственный труд, труд других людей и его результаты, формировать проявление самостоятельности в осуществлении трудовых действий, воспитывать чувство ответственности за выполнение трудовых поручений и результат.

Для решения этих задач первостепенным является создание соответствующих условий. Только при условии хорошей организации ребенок сможет испытать радость от труда.

Очень важно осознавать значение поддержки проявления инициативы ребенка в различных видах деятельности, выбора условий, методов, соответствующих возрасту детей и индивидуальным особенностям характера.

В дошкольном возрасте можно выделить несколько видов труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание.

С самого раннего возраста важно приобщать ребенка к труду. Дети младшего дошкольного возрасты вполне способны выполнить элементарные трудовые поручения. Только это должно происходить постоянно, системно, таким образом, будет вырабатываться привычка аккуратности и опрятности. Важно следить за качеством выполнения трудовых действий, давать оценку, поддерживать стремление ребенка к качественному выполнению трудовых действий.

В старшем дошкольном возрасте можно предъявлять требования не только к качеству выполнения действия, но и ко времени, затраченному на выполнение этого действия. Дети способны последовательно одеваться, аккуратно есть, без напоминания пользоваться салфеткой, перед тем как мыть руки — засучить рукава, заметить неполадки в одежде и исправить их.

Хозяйственно-бытовой труд.

Посильно для дошкольников убрать на место игрушки, книги, постирать кукольную одежду, сервировать стол для кукол и для себя, повесить полотенца, подмести дорожки.

Труд в природе.

Дети могут совместно со взрослым полить комнатные растения, посадить луковицы, семена, собрать урожай. Благодаря этим простым действиям, дети еще учатся устанавливать причинно-следственные связи, проявляют интерес к объектам живой и неживой природы.

Ручной труд.

Дошкольники с интересом знакомятся с различными материалами и их свойствами, способами сбора природного материала, его обработки. В процессе увлекательного творческого действия у дошкольников получаются удивительные неповторимые поделки, которые потом можно подарить друзьям, родственникам, использовать в игре, украсить помещение.

Дети способны осуществить мелкий ремонт книг, игрушек, изготовить счетный материал для образовательной деятельности.

Многие часто путаю самостоятельность с полной свободой действий или поступков, но это не так.

Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка».

Сначала ребенок выполняет действия в привычных, естественных для него условиях, благодаря этому у него вырабатывается привычка. И ребенок способен без указаний, подсказок и дополнительной помощи со стороны взрослых, убрать за собой игрушки, помыть руки перед едой, без побуждения поблагодарить за помощь других детей или взрослых.

В дальнейшем ребенок уже может использовать привычные для него способы действий в других, похожих условиях — сложить аккуратно книги на полке в комнате сестры или бабушки.

Как следствие, ребенок осваивает данную форму действий в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность можно рассмотреть как одновременное проявление инициативы и подчинение общепринятым нормам и правилам.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Трудовая деятельность дошкольников способствует развитию самостоятельности, ответственности, установлению положительных взаимоотношений в коллективе детей, умение ставить цели, находить способы их достижения, добиваться результата и анализировать его, определяя причины того или иного результата. А такие качества личности очень важны в современном, быстро изменяющемся мире. Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками.

Литература:

  1. Батяева, Н. О. О подготовке детей к сюжетно-ролевой игре// Дошкольное воспитание., 2003.-№ 3., 18 с.
  2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. — СПб.: Детство- Пресс, 2004.-144с
  3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  4. Жуковская.Р.И Кожокарь. С. В. О важности ознакомления дошкольников с трудом человека// Дошкольник, № 4.,2012.-67с.
  5. Коваль. И. Г. Развивающие игры- Белгород: ООО «Книжный клуб», 2010.-256с.
  6. Козлова. С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 56с.
  7. Козлова.С. А. Я- человек. Программа социального развития ребенка. — М.: Школьная Пресса,2010.- 18с
  8. Кондрашов. В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  9. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир.— СПб.: «ДЕТСТВО-
  10. ПРЕСС», 2003.— 160 с
  11. Куцакова. Л. В. Трудовое воспитание в детском саду.- М.,2010
  12. Маханева.М.Д., О. В. Скворцова. Учим детей трудиться. — М.:ТЦ Сфера, 2012. — 25 с.
  13. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комровой, М. А. Васильевой. — М.,2014.
  14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования,2013.
  15. http://raguda.ru/vs/vidy-truda-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  16. http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=33554
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, действие, хозяйственно-бытовой труд, трудовая деятельность, труд, ручной труд, различный вид труда, положительное отношение, элементарная трудовая деятельность.

Ключевые слова

самостоятельность, ответственность, инициативность, ручной труд, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос