Человек начинается с детства | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 12.02.2016

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Шуклина, М. В. Человек начинается с детства / М. В. Шуклина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/724/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Н. Г. Чернышевский

 

«Жить — Родине служить», «Где родился — там и пригодился», «Родина — мать, умей за неё постоять», — гласят русские пословицы.

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников — неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком — дошкольником и его родителями по патриотическому воспитанию. ФГОС ДО предусматривает «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей»..

За последнее время в детской среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелёгкую науку воспитания в жёстких условиях. А может всё это зарождалось гораздо раньше, в дошкольном возрасте, когда дети конфликтовали со сверстниками, не проявляли сочувствия к чужому горю и неудачам; нередки случаи упрямства и грубости детей в отношениях с родителями. Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Исходя из этого, проблема патриотического воспитания становится одной из актуальных. Поэтому, задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, а также воспитать уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям.

Многие мыслители и педагоги прошлого указывали на патриотическое воспитание и на его многостороннее формирующее влияние. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [1, c.4]. Поэтому воспитание патриотических чувств имеет большое значение в формировании личностного становления человека. Но следует подчеркнуть, что никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам ребёнок не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, — писал К. Д. Ушинский, — потому что воспитательская сила изливается только из живого источника человеческой личности» [1, с.12].

Также не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно важна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому, в своей работе ставим задачу заинтересовать родителей, помочь сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий. Используем разнообразные формы работы: организация совместно с родителями выставок, экскурсий; совместное проведение праздников, тематических вечеров, спортивных досугов, спектаклей и др.

Работу осуществляем по этапам, учитывая возрастные особенности детей. С детьми младшего возраста проводим беседы по нравственному воспитанию, учим сопереживать героям сказок, воспитываем дружеские отношения к сверстникам, беседуем о родителях, воспитывая к ним любовь, послушание, уважение к старшим. В этот период не стоит давать детям знания по ознакомлению с городом и давать сведения об его истории, но уже можно начать ознакомление о близлежащих улицах. На целевых прогулках обращаем внимание на то, как люди следят за чистотой улиц, высаживают деревья и т. д. Внушаем малышам, что они — тоже маленькие горожане и должны беречь город: не мусорить, не рвать с клумб цветы, не ломать веточки деревьев.

Детей старшего возраста знакомим с достопримечательностями города, с названиями улиц, носящих имена известных людей (надо показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес). Воспитываем уважение к людям труда (важно показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей) — проводим беседы «Город металлургов», «Заводские профессии — важны и нужны», экскурсии к заводской площади, к памятникам исторических событий, детскую библиотеку, пожарную часть, организуем встречу с интересными людьми. Также знакомим детей с природой родного края (любой край, область, даже небольшая деревенька неповторимы, в каждом месте своя природа, поэтому заранее продумываем, что целесообразнее показать и рассказать детям) — проводим походы в природное окружение в разные сезоны года с активным участием родителей. Даём знания о Родине, о стране: знакомим с правительством России, с символикой государства, со столицей нашей Родины, с другими городами России, отмечаем исторические события. Проводим беседы «Ваши права, дети», «Я — гражданин России», «Символы России», «Страна, в которой мы живём»; знакомим с другими странами, людьми других национальностей (где территориально живёт данный народ, с бытом, характером труда, природой, языком). Воспитываем добрые чувства, любовь к матери, пожилым людям. Проведены тематические вечера: «Тепло материнского сердца», «А ну-ка, бабушки», «Поздравим бабушек — инвалидов на дому», «Весенняя неделя добра»; фотоконкурс «Есть такая профессия — родину защищать», спортивно — развлекательная программа с участием пап и детей «Супер — папа».

Большая работа проводится на тему о Великой отечественной войне. Организуя праздники патриотической тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей: здесь они по настоящему играют в военных, поют песни на военную тематику, преодолевают физические трудности, едят солдатскую кашу у костра. И порой не отличить где игра, а где реальность. А реального много: ведь к детям в гости приходят ветераны Великой отечественной войны, военные. И сегодня важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память о погибших, окружают внимание и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины — процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии, и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

 

Литература:

 

  1.              Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М. — 1974. — 314 с.
  2.              Лапшина, Г. А. Праздники в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2004. — 239 с.
  3.              Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарий мероприятий /авт.-сост. е. Ю. Александрова и др. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, ребенок, Родина, Великая отечественная война, дошкольный возраст, родитель, родной город.
Задать вопрос