«Время проходит!» - говорим с легкой грустью.
Это придумал человек для своего утешения.
На самом деле мы сами проходим…
А. Мухтар
Аскад Мухтар - садовник, посадивший свои плодородные, вечные, с крепкими корнями деревья в сад узбекской литературы. Плоды это садовника питают нас с вами воспитанием. Как говорил Н. Некрасов: «Вечен тот, кто посвятил всю свою жизнь для людей-друзей, для великой цели произведения». [1, с. 2] Писатель Аскад Мухтар тоже любит, лелеет свои произведения, как своих детей. Посвятив всю жизнь своим произведениям, посвящает и всего себя. Это высказывание одинаково верно и по отношению к двустишиям, и к романам, - не подумав, не увидев собственными глазами, не прочувствовав, писатель не берется за перо. Он отображает на страницах то, что видит, что замечает: ежедневно происходящее каждый день, каждый час; подмечает малейшие оттенки вещей, мимо которых мы обычно проходим мимо, а если и замечаем, то нам этот мир кажется чужим, незнакомым. При этом мы обижаемся на свою беспечность, верим, что остались в неведении. По мере знакомства с произведениями поэта мы подчас не замечаем, что учимся глубже видеть окружающий нас мир.
Жизнь — река. Каждый проходящий наш миг дорог. В этом превыше всего ценность человека. Кто-то, наверное, поймёт суть этого полностью, а кто-то не поймёт. Вероятно, понимая, не придаст значения. И вовсе не преувеличением будет высказывание о том, что всё творчество писателя-наставника было направлено на понимание сути самой жизни:
Не берём в счёт жизни нашей
Каждый миг, упавший по дороге.
Может, пригодилась бы, если сохранить
Чью-то дорогую жизнь. [2, с. 25]
На самом деле, невнимательность - один из недостатков человеческого рода. Проницательный поэт призывает прочувствовать каждый миг нашей жизни, прожитый нами без результата, он не устает повторять то, что могли подарить нам эти мгновения. Особенно тонко и изящно поэт подмечает это в стихотворении «Листопад»:
Это ль летящая, кружась, жёлтая листва,
Иль дорогие часы, дни твои…
Смотри дым окутал парки-сады,
Может тлеет твое прошедшее лето… [2, с. 15]
В понимании поэта-философа оторвавшиеся от дерева, летящие листья - это время нашей жизни, проходящие мимо наши дни. Чтобы мы дорожили своим временем, поэт показывает, как образец окружающий нас мир. Чтобы понять ценность времени приводит пример падающей листвы, создавая красивое сравнение. «Даже оторвавшийся с шелестом один лист» касается души поэта. Прошедший каждый миг как бы листопад. Как и сорвавшийся лист невозможно вернуть на место, так и прошедший миг невозможно вернуть. Так поэт призывает нас к внимательности:
Знай, чувствующие ценность моментов,
Осенью собравший большой урожай
Заплачешь, жизнь твоя горит как листва,
Прослезившись средь едкого дыма… [2, с. 15]
Читая строки поэта, понимаем, что ценна не сама жизнь, а составляющие его моменты. Осознав ценность каждого момента, понимая, что можно было бы шагнуть в вечность, любой человек может опешить. Понимая, что не думали об этом, мы огорчаемся:
Что такое мгновение, где же вечность?
Даже кажется смешным писание бок о бок.
Но, случайно, может породить
Он вечные строки… [2, с. 16]
Как сказал наш поэт-философ в своем «Ночные»: «Время проходит!» - говорим. На самом деле мы проходим…» [3, с. 186]
Это естественно. Мы знаем, сколько завоевателей были слабы перед великой правдой приговора времени! Но человек как обладатель ума, бодрствующего тела, зоркой души, как сказал поэт, не должен существовать, а должен прожить свою жизнь содержательно.
В своем стихотворении «Время» Аскад Мухтар говорит:
«Время» — само по себе ничто,
Если скажем «Эпоха», именуемый.
Время всего лишь взрослит и старит
Эпоха как человек печальный, красивый. [1, с. 21]
Значит, если человек в течение времени мобилизует свои знания и силы благородным целям, созиданию, творению, благосостоянию, как сказал еще один поэт, своим трудом, умом и сообразительностью сможет приукрасить и себя, и мир, своё время существования смог превратить в эпоху.
Значит, не время ученичества, ученическая эпоха, ни студенческое время, а студенчество золотая пора, в этом присутствует много смысла. Эти строки поэта как бы дополняют нашу мысль:
Время гасит чувства,
Отрывая молодость сбегая беспощадно,
Летит словно пыль, если человек не оставит следа
Если человек не даст имени — пройдёт без имени. [2, с. 56]
Вместе с тем, опираясь на мышления поэта-философа, остановимся на понятии времени. Люди, доживая до определённого возраста, оглядываются назад, видя рубежи прожитых лет, словно окунаются в эту жизнь, как пройденный путь. И тогда между тишиной и безмолвием прозвучит вопрос: “Не прошла ли моя жизнь безрезультатно?”. Действительно, каждый милосердный и добрый поступок за промежуток времени, это продуктивные, результативные и благодатные мгновения прожитой нами жизни. Не зря время сравнивают с текущей водой, ведь прошедшее время не вернуть. Если так, самая важная задача человека в этой жизни — плодотворно использовать неумолимо текущее время. Только тогда, на протяжении жизни, мы сможем преодолеть все преграды без затруднеий и достичь поставленных целей. Именно на это обращал наше внимание поэт.
Литература:
1. Аскад Мухтор. Эпоха в моей судьбе (Роман). Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1982.
2. Аскад Мухтар. Человек нужен свой народ. Ташкент-2011.
3. Аскад Мухтор. Когда не спится (Ночные) Ташкент-2011.
4. Ислом Каримов. Адабиётга эътибор — келажакка, маънавиятга эътибор. Тошкент: Маънавият, 1994.