План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»
Автор: Трифонова Елена Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 06.10.2022
Статья просмотрена: 62 раза
Библиографическое описание:
Трифонова, Е. А. План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края» / Е. А. Трифонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7638/ (дата обращения: 15.11.2024).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Развивать познавательный интерес к истории, культуре, природе, деятельности людей родного края.
- Обогащать представления детей об общественной традиции — праздновании Дня рождения Самарской области.
- Закреплять знания детьми названий рек, городов и их гербов, растений и животных, полезных ископаемых, имён знаменитых людей Самарской области.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Развивать общение и взаимодействия детей с воспитателем и сверстниками в ходе познавательной, игровой, коммуникативной, двигательной и музыкальной видах деятельностей.
- Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе родного края, уважение к людям труда, гордость за их успехи.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Активизировать словарь детей названиями городов, рек, растений и животных Красной книги, полезных ископаемых, продуктов труда, именами знаменитых людей Самарской области.
- Обогащать словарь детей словами: «губерния», «губернатор», «Сенат», «контуры», «урочище».
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Развивать умение воспринимать на слух содержание стихотворения.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Предупреждать утомляемость детей на занятии, потребность детского организма в движении через смену видов деятельности, включение динамической паузы «Волжская волна», физкультминутки.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
- Закреплять знания детьми поэтов, писателей, художников, композиторов, творчество которых связано с нашим краем.
- Развивать умение передавать посредством танцевальных движений содержание и характер танца, восприятие музыкальных произведений, звучащих в ходе ОД.
Методы и приёмы:
Словесные: рассказ воспитателя, мини-беседа, вопросы к детям, указания, пояснения, художественное слово.
Наглядные: показ слайдов с видами природы, растений и животных Самарской области, текстом указа о создании Самарской губернии, карт Самарской области в прошлом и настоящем, коллекций полезных ископаемых, карточек с изображением результатов труда людей, занятых в сельском хозяйстве и промышленном производстве.
Практические: складывание из пазлов гербов городов Самарской области, работа капитанов на ноутбуке, выполнение динамической паузы и физкультминутки, чтение стихотворения, исполнение танца.
Игровые: проведение ОД в форме игры-соревнования двух команд, дидактических игр «Сложи и назови», «В Красной книге или нет?", введение игрового персонажа Незнайки, создание игровой ситуации — восстановление карты Самарской области.
Предварительная работа:
— проведениеигры «Путешествие по карте Самарской области»;
— рассматривание альбома «Животные Красной книги Самарской области», комплектов открыток «Леса Жигулей», «Растения Жигулей»;
— проведение бесед «Для чего нужна Красная книга», «В мире профессий», «Знаменитые люди родного края», «Знакомимся с гербами городов Самарской области»;
— разработка детско-взрослого проекта «Растения Красной книги Самарской области»;
— проведение дидактических игр «Узнай и назови», «Что для чего», «В Красной книге или нет», «Из чего и кем сделано», «Кто потрудился», «Природа и человек»;
— дидактическое задание «Раскрась герб нужным цветом»;
— просмотр фрагментов научно-популярных фильмов «Самара. Рассказ о городе и губернии», «Город Тольятти», «Жемчужины Жигулей», «Жигули заповедные. Времена года», «Ширяево».
Материал и оборудование: эмблемы команд, маркеры команд на столах, пазлы гербов, коллекции полезных ископаемых, карточки с изображением предметов — результатов труда жителей области, костюмы для танца и Незнайки, ноутбук, проектор, экран, презентация к ОД, фонограммы песен и инструментальной музыки, медали, призы.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская |
Рассказ воспитателя о создании Самарской губернии. Цель: дать детям представления об историческом прошлом Самарской области. Проведение конкурсов: — «Реки и города Самарской области». Цель: закреплять знания детьми названий городов и рек Самарской области. — «Подземные кладовые Самарской области». Цель: закреплять умение узнавать по внешнему виду полезные ископаемые и называть их. — «Что даёт область стране». Цель: актуализировать знания детей о продуктах труда, местах их производства и применения. — «Знаменитые люди Самарской области». Цель: закреплять представления детей о знаменитых земляках и людях, чьё творчество и деятельность связаны с Самарской землёй. Краткий рассказ воспитателя перед дидактической игрой «В Красной книге или нет?" Цель: обогатить представления детей об уникальности родного края, о природоохранной деятельности, проводимой в нашей области, подвести к дидактической игре |
Игровая |
Проведение игры-соревнования «Знатоки родного края», введение игрового персонажа Незнайки. Цель: вызвать интерес к ОД, активизировать работу детей. Создание игровой ситуации — восстановление карты Самарской области. Цель: формировать стремление правильно выполнять конкурсные задания. Проведение дидактических игр: — «Сложи и назови». Цель: развивать внимание, логическое мышление, конструктивные способности, закреплять знание детьми символов городов области. — «В Красной книге или нет?". Цель: закреплять представления детей о животных и растениях Красной книги Самарской области |
Коммуникативная |
Вопросы к детям. Цель: развивать логическое мышление, активизировать работу детей, уточнить уровень их знаний. Пояснения, указания. Цель: пояснить суть конкурсных заданий, последовательность действий детей |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Чтение стихотворения Д. Кедрина «Малая родина». Цель: воспитывать чувство любви к родному краю |
Двигательная |
Проведение динамической паузы и физкультминутки. Цель: развивать двигательную активность детей, предупреждать их утомляемость на занятиях |
Музыкальная |
Слушание песен и инструментальной музыки. Цель: развивать эмоциональное восприятие детьми музыкальных произведений. Исполнение танцевальной композиции «Подарок от кондитерской фабрики «Россия». Цель: развивать творческие способности детей, умение передавать движением характер музыки |
Логика образовательной деятельности
№ п/п |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1 |
Воспитатель включает видеоролик на песню «Родные места» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), предлагает детям свободно разместиться на ковре |
Дети входят в зал, садятся на ковёр |
Умеют хорошо ориентироваться в пространстве зала |
2 |
Воспитатель говорит, что у каждого человека есть день рождения. Есть он у городов и сёл, есть он и у нашей области. Вопрос: — Как называется наша область? |
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопрос |
Умеют внимательно слушать, знают название области |
3 |
Воспитатель даёт информацию о том, что наша область раньше называлась Самарской губернией и была создана по указу императора Николая I. На экране появляется слайд с портретом императора, звучит текст указа. Затем воспитатель говорит, что с тех пор 1 января является днём рождения Самарской области |
Дети слушают информацию воспитателя, смотрят на портрет, слушают указ |
Получают первоначальные представления об истории создания Самарской губернии, узнают о дне её образования |
4 |
Воспитатель обращает внимание детей на размеры области в прошлом и настоящем, иллюстрирует своё сообщение показом карт области на экране. Вопрос: — На что похожи очертания границ Самарской области? Педагог выслушивает детей, даёт своё объяснение, отмечает, что она находится в центре европейской части России, подчёркивает важность области как центра пересечения транспортных путей. Вопрос: — Хорошо ли вы знаете свой родной край, Самарскую область? |
Дети слушают воспитателя, рассматривают карты Самарской губернии в прошлом и настоящем, сравнивают их территории. Размышляют, дают ответы на вопросы |
Способны наблюдать, анализировать, сравнивать, видеть территориальные изменения, произошедшие с областью. Умеют мыслить самостоятельно, рассуждать, делать умозаключения. Способны оценивать свои знания |
5 |
Воспитатель предлагает провести игру-викторину «Знатоки родного края», представляет жюри, предлагает капитанам представить свои команды. |
Дети выстраиваются в две команды, говорят их названия и девиз: I команда: Мы — краеведы! Наш девиз: задача перед нами стоит такая — любить природу и знать историю родного края! II команда: Мы — любознайки! Наш девиз: мы, ребята, не всезнайки, мы, ребята, любознайки! Книга — наш любимый друг! Познаём мы всё вокруг! Потом садятся на стулья |
Умеют взаимодействовать, чётко строиться по командам, знают названия команд, девизы, умеют чётко, интонационно-выразительно произносить их |
6 |
Сюрпризный момент. Воспитатель привлекает внимание команд к экрану, обращает внимание на изменения, произошедшие с картой. Вопрос: — Что случилось с картой? Появляется Незнайка, здоровается. Воспитатель задаёт вопросы Незнайке, позволяющие выяснить причину изменений, произошедших с картой и побуждает детей к оказанию помощи Незнайке в восстановлении карты — выполнении заданий викторины |
Дети смотрят на карту, дают ответ, здороваются с Незнайкой. Слушают диалог воспитателя с Незнайкой, соглашаются помочь Незнайке в восстановлении карты |
Способны наблюдать, видеть происходящие с картой изменения, давать им оценку. Знают элементарные правила вежливости, готовы откликнуться на просьбу героя. |
7 |
Игра-викторина «Знатоки родного края». Первый конкурс «Реки и города Самарской области». Воспитатель даёт задание команде «Любознаек» назвать города Самарской области, команде «Краеведов» — реки Самарской области. Педагог и Незнайка дают свою оценку деятельности детей по окончании каждого конкурса. Результаты выполнения заданий отражаются на экране в виде восстановления фрагментов карты. |
Команды называют города и реки области, замечают восстановление двух фрагментов карты |
Знают названия городов и рек родного края, наблюдают за результатами своих ответов |
8 |
«Динамическая пауза «Волжская волна». Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, встать и изобразить речку с бегущей волной. Даёт указания, как это сделать |
Дети строятся в цепочку, параллельно друг другу, берутся за руки, образуя дугу. Затем опускают руки в тот момент, когда следующая пара поднимает руки |
Дети умеют на слух воспринимать информацию, согласовывать свои действия с действиями других ребят |
9 |
Второй конкурс Дидактическая игра «Сложи и назови». Воспитатель объясняет содержание игры, включает тихую спокойную музыку. После выполнения заданий командами даётся оценка работе детей, на карте появляются новые фрагменты |
Каждая команда подходит к столу с соответствующим маркером, рассматривает пазлы, собирает из них гербы городов области и говорит, какому городу принадлежит каждый из них |
Умеют логически мыслить, проявляют конструктивные способности, знают гербы городов, оказывают помощь товарищу |
10 |
Воспитатель обращает внимание детей на уникальность природы нашей области, напоминает о важности бережного отношения к ней, рассказывает о природоохранной деятельности, которая проводится в области, подтверждая своё сообщение наглядно: на экране появляются виды Жигулёвского заповедника, природного парка Самарская Лука, урочища Монастырская гора, виды Рачейского бора, Красная книга Самарской области |
Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают на экране виды природоохранных зон области |
Узнают, в чём заключается уникальность природы Самарской области и о той деятельности, которая ведётся с целью её охраны |
11 |
Третий конкурс Дидактическая игра «В Красной книге или нет». Воспитатель знакомит с содержанием игры. После выполнения заданий, капитанам команд предоставляется возможность проверить правильность их выполнения с помощью ноутбука: растения и животные, не входящие в Красную книгу, исчезают, а те, которые находятся в Красной книге — остаются |
Ребята из команды «Краеведы» находят среди растений, изображённых на экране, те, которые помещены в Красную книгу и называют их. Ребята из команды «Любознайки» находят и называют животных Красной книги |
Знают растения и животных Красной книги, соотносят их названия с внешним видом, способны проверять правильность ответов с помощью ноутбука |
12 |
Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям провести разминку: По родному краю Дружно мы шагаем. Справа от нас — зелёный луг, Слева находится лес. В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку — скок, Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! Солнце над берёзами светит нам, Мы рады ягодам, грибам |
Дети встают и выполняют движения в соответствии с текстом: маршируют на месте, поворачиваются вправо и влево, прыгают на двух ногах, машут руками, поднимают руки, смотрят вверх, наклоняются вперёд |
Умеют внимательно слушать текст физкультминутки и выполнять движения в соответствии с текстом |
13 |
Четвёртый конкурс «Подземные кладовые Самарской области». Воспитатель объясняет задания: каждой команде нужно рассмотреть коллекции полезных ископаемых, которые лежат на столах, узнать их и назвать |
Ребята подходят к своим столам, рассматривают образцы полезных ископаемых, узнают и называют их |
Знают полезные ископаемые Самарской области, соотносят названия с их внешним видом |
14 |
Пятый конкурс «Что даёт область стране». Воспитатель просит капитанов команд подойти к столу, на котором лежат карточки. Предлагает по очереди брать их по одной, рассмотреть, что на них изображено, сказать, где эта вещь или продукт произведены и где применяются (используются). Говорит, что если капитаны будут затрудняться с ответом, им может помочь команда |
Капитаны подходят к столу, берут одну из карточек, переворачивают её, рассматривают и дают ответы на вопросы: — Что это? — Где произведено? — Где применяются? |
Знают результаты деятельности человека, где они произведены, кому и для чего они нужны |
15 |
Шестой (заключительный) конкурс «Знаменитые люди Самарской области». Воспитатель даёт задания командам: вспомнить и назвать знаменитых земляков или людей, чья деятельность и творчество связаны с Самарской областью. Вопрос: — Подумайте и скажите, почему ими гордиться самарская земля? |
Команды слушают задания, и каждая по очереди называют: «Краеведы» — писателей и поэтов; «Любознайки» — композиторов и исполнителей; «Краеведы — художников, «Любознайки» — спортсменов и космонавтов. Размышляют, высказывают своё мнение |
Знают знаменитых людей области ярко проявивших себя в творчестве, космонавтике и добившихся больших успехов в спорте. Способны размышлять, обосновывать свои высказывания |
16 |
Воспитатель обращает внимание детей на восстановившуюся карту области. Высказывает свои пожелания. Напоминает, что на день рождения принято дарить подарки, что этот год юбилейный для Самарской губернии — ей исполнилось 165 лет. Спрашивает, приготовили ли дети подарки |
Смотрят на восстановившуюся карту, слушают пожелания воспитателя. Предлагают свои подарки: — ребёнок читает стихотворение Д. Кедрина «Малая родина»; — группа детей исполняет танцевальную композицию «Подарок от кондитерской фабрики «России» |
Способны эмоционально откликаться на результат своей деятельности. Ребёнок знает стихотворение наизусть, умеет выразительно читать его, передавая характер и регулируя силу голоса. Дети способны передать сюжет танцевальной композиции, характер музыки средствами пластики |
17 |
Жюри подводит итоги игры-викторины, награждает победителей |
Победители получают медали, все дети — призы |
Способны радоваться друг за друга, открыто выражать свои эмоции |
18 |
Итог. Воспитатель отмечает, что дети уже многое знают о своём родном крае, спрашивает, чтобы они хотели ещё узнать, какие чувства испытывают, когда говорят другим, что живут в Самарской губернии. Педагог подводит итог деятельности детей, включает фонограмму песни «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца) |
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы и под песню «Наш край» выходят из зала |
Проявляют готовность продолжить знакомство с родным краем, высказывают свои пожелания, способны оценивать своё эмоциональное состояние и обосновывать его |