Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 19.01.2020

Статья просмотрена: 901 раз

Библиографическое описание:

Федосова, М. В. Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?» / М. В. Федосова, Я. Ю. Илларионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4819/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).

Ключевые слова: экология, охрана природы, заповедник, Красная книга.

Главная цель экологического воспитания и образования — подготовка детей к ответственному отношению к природе, заботе о её сохранении и восстановлении её систем. Достижению указанной цели помогают игры, конкурсы, соревнования, викторины. Одну из разработок занятия-викторины авторы и представляют в настоящей статье.

Рис. 1.

Литература:

1. Ханина О. Г. Окружающий мир для дошкольников. — М.:

Феникс-Премьер, 2012.

2. Бианки В. В. Рассказы и сказки о животных. — М.: Детская литература, 2017.

Возраст участников: 6–7 лет

Количество детей: 4–6 детей

Длительность: 30–35 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область «Социально— коммуникативное развитие»

Задачи:

− Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.

− Содействовать формированию у детей экологически грамотного поведения.

− Формировать гуманное отношение к живой природе.

− Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

− Обогащать активный словарь детей.

− Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательным).

− Развивать объяснительную речь.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи:

− Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе.

− Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

− Закрепить знания детей о двух мирах природы (дикая, культивированная).

− Уточнить знания детей, какие нужны условия для растений и животных.

− Уточнить значение охраны природы человеком.

Образовательная область «Художественно— эстетическое развитие»

Задачи:

− Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления.

− Выразительно передавать игровые образы, развивать быстроту реакции.

− Воспитывать чувство ритма, выразительности движений, умение перевоплощаться.

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи:

− Закреплять правила безопасного передвижения в групповой комнате.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о животных, «Красной книги». Чтение экологической литературы.

Материалы и дидактические средства:

крупные игрушки: куклы, мишка, буратино, крокодил, доктор «Айболит», лисичка, конверты с вопросами, юла-карусель «скачущий всадник»;

игрушки — инструменты и предметы быта: лейка, кисточка, грабли, палочки, тряпочка, линейка, кастрюлька;

набор карточек с изображениями: воды, «воздуха», земли, камней, песка, птиц, животных, шкатулка, красная книга, картинки с лекарственными растениями;

музыкальный центр.

В НОД использованы: игровые, словесные, наглядные методы и приёмы.

ХОД ИГРЫ

Две команды: «Пигвинёнок» (эмблема)

«Оленёнок» (эмблема)

Жеребьёвка — выбор капитанов: эмблемы разложены в 2 коробках, дети разбирают эмблемы. Тот, кому достанется эмблема с изображением, на котором, кроме изображения, написана буква «К», становится капитаном команды.

Разминка капитанов команд кто больше знает народных примет?

1 Раунд

Вопросы:

1. Что важнее на земле — растения, животные или птицы?

(карточки с изображениями растений, животных и птиц)

2. Объясни смысл пословицы:

«Много леса — не губи,

Мало леса — береги,

Нету леса — посади».

3. Что необходимо для роста и жизни растений?

(даны карточки, нужно выбрать правильные).

4. Какие предметы нужны для ухода за комнатными растениями

(предметы лежат на подносе: лейка, кисточка, грабли, палочки, тряпочка, линейка, кастрюлька и т. д.)

Музыкальная пауза

Хоровод пингвинят

2 Раунд

1. Что находится в волшебной шкатулке?

Загадка: Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нету лап, нет ног и рук,

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.

Ответ: книга.

Книга эта прекрасная –

Расскажет нам об опасности

Для лесов, полей, горных круч и рек.

Помоги им, друг, ты же Человек!

Вопрос: Какого цвета книга из Волшебной шкатулки?

Вопросы по Красной книге

  1. Как можно узнать о том, какие растения и животные нуждаются в особой охране?
  2. Как сделать, чтобы Красная книга не толстела?
  3. Это растение — первоцвет. Оно зацветает раньше других, как только сойдёт снег. На тоненькой ножке ещё не появилось ни одного листочка, а цветы уже радуют нас. Жёлтый пушистый цветок этого растения похож на маленькое солнышко. А когда цветы отцветут, появятся и листики. С виду самые обычные, а потрогаешь — диво дивное: одна сторона у них гладкая и всегда прохладная, а другая мягкая, покрытая пушком, и всегда тёплая.

Ответ: мать-и-мачеха

  1. Загадка: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.

Птица говорливая, самая болтливая.

Ответ: сорока

  1. Какие птицы живут на Севере?

Музыкальная пауза

«Танец северных оленей»

Ведущий: Заповедная природа,

Заповедный дивный край,

Радуга под небосводом —

Цвет любимый выбирай!

Эти чистые озёра,

Лес и реки, и поля -

Под защитой государства

Расцветёт моя земля!

3 Раунд

1. Что такое заповедник?

Ответ: место, где вся природа охраняется государством, куда можно приходить только на экскурсию, чтобы полюбоваться красотой природы.

2. Какие заповедники вы знаете?

Ответ: Лапландский государственный заповедник, Кандалакшский заповедник, Баргузинский заповедник.

3. Что вы знаете об оленях?

(предложить таблицы — картинки) — олень имеет: короткие ноги, приземистое тело, ветвистые рога, на шее пушистая грива, питается растительной пищей.

4. Почему на севере растут карликовые растения?

Рефлексия

Награждение команд

Народная песня «Ой, вставала яранёшенько» (пение с детьми).

Похожие статьи

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»

В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица»

В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.

Игры занимательного характера в работе с дошкольниками

В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.

Использование исторического материала в обучении

В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.

Похожие статьи

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»

В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица»

В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.

Игры занимательного характера в работе с дошкольниками

В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.

Использование исторического материала в обучении

В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.

Задать вопрос