Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Авторы: Федосова Марина Владимировна, Илларионова Яна Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.
Дата публикации: 19.01.2020
Статья просмотрена: 901 раз
Библиографическое описание:
Федосова, М. В. Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?» / М. В. Федосова, Я. Ю. Илларионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4819/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).
Ключевые слова: экология, охрана природы, заповедник, Красная книга.
Главная цель экологического воспитания и образования — подготовка детей к ответственному отношению к природе, заботе о её сохранении и восстановлении её систем. Достижению указанной цели помогают игры, конкурсы, соревнования, викторины. Одну из разработок занятия-викторины авторы и представляют в настоящей статье.
Рис. 1.
Литература:
1. Ханина О. Г. Окружающий мир для дошкольников. — М.:
Феникс-Премьер, 2012.
2. Бианки В. В. Рассказы и сказки о животных. — М.: Детская литература, 2017.
Возраст участников: 6–7 лет
Количество детей: 4–6 детей
Длительность: 30–35 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область «Социально— коммуникативное развитие»
Задачи:
− Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
− Содействовать формированию у детей экологически грамотного поведения.
− Формировать гуманное отношение к живой природе.
− Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
− Обогащать активный словарь детей.
− Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательным).
− Развивать объяснительную речь.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
− Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе.
− Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
− Закрепить знания детей о двух мирах природы (дикая, культивированная).
− Уточнить знания детей, какие нужны условия для растений и животных.
− Уточнить значение охраны природы человеком.
Образовательная область «Художественно— эстетическое развитие»
Задачи:
− Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления.
− Выразительно передавать игровые образы, развивать быстроту реакции.
− Воспитывать чувство ритма, выразительности движений, умение перевоплощаться.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
− Закреплять правила безопасного передвижения в групповой комнате.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о животных, «Красной книги». Чтение экологической литературы.
Материалы и дидактические средства:
крупные игрушки: куклы, мишка, буратино, крокодил, доктор «Айболит», лисичка, конверты с вопросами, юла-карусель «скачущий всадник»;
игрушки — инструменты и предметы быта: лейка, кисточка, грабли, палочки, тряпочка, линейка, кастрюлька;
набор карточек с изображениями: воды, «воздуха», земли, камней, песка, птиц, животных, шкатулка, красная книга, картинки с лекарственными растениями;
музыкальный центр.
В НОД использованы: игровые, словесные, наглядные методы и приёмы.
ХОД ИГРЫ
Две команды: «Пигвинёнок» (эмблема)
«Оленёнок» (эмблема)
Жеребьёвка — выбор капитанов: эмблемы разложены в 2 коробках, дети разбирают эмблемы. Тот, кому достанется эмблема с изображением, на котором, кроме изображения, написана буква «К», становится капитаном команды.
Разминка капитанов команд — кто больше знает народных примет?
1 Раунд
Вопросы:
1. Что важнее на земле — растения, животные или птицы?
(карточки с изображениями растений, животных и птиц)
2. Объясни смысл пословицы:
«Много леса — не губи,
Мало леса — береги,
Нету леса — посади».
3. Что необходимо для роста и жизни растений?
(даны карточки, нужно выбрать правильные).
4. Какие предметы нужны для ухода за комнатными растениями
(предметы лежат на подносе: лейка, кисточка, грабли, палочки, тряпочка, линейка, кастрюлька и т. д.)
Музыкальная пауза
Хоровод пингвинят
2 Раунд
1. Что находится в волшебной шкатулке?
Загадка: Есть листок, есть корешок,
А не куст и не цветок.
Нету лап, нет ног и рук,
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
Ответ: книга.
Книга эта прекрасная –
Расскажет нам об опасности
Для лесов, полей, горных круч и рек.
Помоги им, друг, ты же Человек!
Вопрос: Какого цвета книга из Волшебной шкатулки?
Вопросы по Красной книге
- Как можно узнать о том, какие растения и животные нуждаются в особой охране?
- Как сделать, чтобы Красная книга не толстела?
- Это растение — первоцвет. Оно зацветает раньше других, как только сойдёт снег. На тоненькой ножке ещё не появилось ни одного листочка, а цветы уже радуют нас. Жёлтый пушистый цветок этого растения похож на маленькое солнышко. А когда цветы отцветут, появятся и листики. С виду самые обычные, а потрогаешь — диво дивное: одна сторона у них гладкая и всегда прохладная, а другая мягкая, покрытая пушком, и всегда тёплая.
Ответ: мать-и-мачеха
- Загадка: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.
Птица говорливая, самая болтливая.
Ответ: сорока
- Какие птицы живут на Севере?
Музыкальная пауза
«Танец северных оленей»
Ведущий: Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра,
Лес и реки, и поля -
Под защитой государства
Расцветёт моя земля!
3 Раунд
1. Что такое заповедник?
Ответ: место, где вся природа охраняется государством, куда можно приходить только на экскурсию, чтобы полюбоваться красотой природы.
2. Какие заповедники вы знаете?
Ответ: Лапландский государственный заповедник, Кандалакшский заповедник, Баргузинский заповедник.
3. Что вы знаете об оленях?
(предложить таблицы — картинки) — олень имеет: короткие ноги, приземистое тело, ветвистые рога, на шее пушистая грива, питается растительной пищей.
4. Почему на севере растут карликовые растения?
Рефлексия
Награждение команд
Народная песня «Ой, вставала яранёшенько» (пение с детьми).
Похожие статьи
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»
В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»
В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования
В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица»
В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.
Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Использование исторического материала в обучении
В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.
Похожие статьи
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»
В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»
В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования
В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица»
В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.
Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Использование исторического материала в обучении
В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.