Цель: Повышение уровня экологической культуры детей, обогащение представлений об охране природы.
Задачи:
- Расширение и углубление представлений детей в области экологии и охраны природы посредством игры.
- Активизация и обогащение словаря по темам: «Лес». «Охрана природы».
- Развитие умения работать в команде, участвовать в диалоге, слышать друг друга.
- Воспитание желания общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Прогнозируемый результат:
– Повышение интереса детей к миру природы, к командным играм познавательного содержания.
– Расширение понятийного аппарата, активное употребление в речи слов на экологическую тематику.
– Умение работать в группе, договариваются, слышать и понимать друг друга.
– Возникновение потребности бережного отношения к природе.
Оборудование:
– Опознавательные картинки для обозначения станций;
– Два ноутбука со слайдами — сопровождением игры;
– Предметные картинки: «Грибы»;
– Две портативные колонки, аудиозапись «Звуки природы»;
– «Мусор» ( предметы из различных материалов );
– Контейнеры для сортировки мусора с обозначениями: «пластик», «бумага», «металл»;
– Дидактическая игра «Чьи следы?»;
– Ватман для оформления плаката «Правила поведения в лесу»;
– Пазлы из 2 частей — экологические знаки по охране природы ( по 2 экологических знака на каждую команду, знаки у команд разные );
– Медали для награждения участников игры.
Рекомендации по проведению игры:
– Играют параллельно 2 команды.
– Деление на команды можно провести заранее путем жеребьевки.
– Каждую команду сопровождает 1 взрослый (воспитатель)
– Маршруты прохождения квеста разбиты на станции. Каждая станция обозначена опознавательными картинками. Задания для команд — одинаковые.
– В конце маршрута команды встречаются для выполнения общего задания — оформления плаката «Правила поведения в лесу».
Мотивация детей на игру
Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо от Деда Природоведа ( персонаж знаком детям по занятиям по ознакомлению с окружающим миром ). Он хочет пригласить детей на прогулку в лес, а заодно — проверить, хорошо ли ребята знакомы с лесом и его обитателями, знают ли правила поведения в лесу ( Слайд № 1 — Дед Природовед приглашает в лес ).
Объяснение правил игры
– Путешествие в лес будет проходить по определенной тропинке ( маршруту ). На пути каждой команды ( перед началом игры дети уже разбились на команды ) будут встречаться станции с заданиями. Только выполнив задание, можно двигаться дальше.
– Победит команда, которая первой пройдет свою тропинку от начала до конца, т. е. справится со всеми заданиями.
– За каждый правильно пройденный этап команда получает часть пазла, который в конце игры должна будет собрать и объяснить.
Ход игры:
Воспитатель:Ребята,приглашаю вас в лес прогуляться по лесным тропинкам и окунуться в загадочный мир природы. В пути вам помогут ваши знания и смекалка, а также дружба и взаимовыручка!
Вьется узкая тропинка,
В лес она меня ведет.
А в руках моих корзинка –
За грибами мой поход.
— Итак, первая станция «Грибная» .Отгадайте, ребята, что за грибы встретились нам в лесу. Выберите и покажите картинку-отгадку.
Очень чистый вкусный гриб,
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… (лисички)
Как полковник, важный он,
Всяк отдаст ему поклон.
Рад ему любой грибник!
Где же ты, мой … (боровик)?
Я в красной шапочке пасту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
Знают взрослые и дети:
Нет грибов дружней, чем эти.
Посмотрите-ка, ребята,
Это желтые… (опята)
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид.
Но опасен, ядовит… (мухомор)
— Молодцы, ребята, все загадки отгадали, все грибы узнали.
— Все ли они съедобные? Нужно ли уничтожать мухоморы? Почему? ( Ответы детей ).
—Хорошими грибниками вы оказались. А кого мы называем грибниками? ( Ответы детей ) ( Дети получают часть пазла ).
Воспитатель:Дальше тропинка ведет нас, петляя, звуками леса нас удивляя.
— Вот и следующая станция «Звуки природы» .Послушайте внимательно звуки природы, расскажите, что вы услышали ( включается аудиозапись со звуками природы )
— кукование кукушки
— шум дождя
— стук дятла
— шум ветра в кронах деревьев
— уханье совы ( Ответы детей )
— Молодцы, ребята, и с этим заданием справились превосходно! ( Команды получает часть пазла).
Воспитатель : Продолжаем наше путешествие ( Оказываемся на полянке, на которой разбросан мусор )
Вот перед нами полянка лесная…
Что же случилось, с тобою, родная?
Кто это мусор везде раскидал?
Горе-турист, видно, здесь побывал.
— Посмотрите, ребята, как нарушает красоту природы мусор. Кого называет автор стихотворения горе-туристом? ( Ответы детей )
— Что же делать? ( Дети предлагают мусор убрать ).
—Станция, на которой мы оказались, называется «Сортировочная» . Догадались, почему? ( Мусор нужно не просто собрать, а рассортировать в зависимости от материала )
— Мусор сортируют, чтобы потом отправить на переработку на мусороперерабатывающий завод. Из переработанного мусора делают новые изделия. ( Слайд № 2 — Переработка мусора , Слайд № 3 — Новые изделия )
— Итак, ребята, перед вами три контейнера, для разного вида мусора, давайте быстренько очистим полянку, соберем весь мусор. ( Дети собирают мусор, проверяют, правильно ли собрали )
— Молодцы, хорошо потрудились. Снова вокруг стало чисто и красиво! ( Команды получают элемент пазла ).
Воспитатель: Пора двигаться дальше. Ой, кто это так быстро пробежал и скрылся под кусточком? Это же маленький серенький зайка! Что же за станция здесь?
— «Угадай-ка!» .
— Авот и новое задание. Вам нужно посмотреть на следы, которые оставили лесные жители и догадаться, кому они принадлежат.
( Перед детьми — карточка с изображением следов животных и животных, которым они принадлежат. Задание — соединить линиями соответствующие изображения ) .
После выполнения задания слайд с правильным вариантом выводится на экран. ( Слайд № 4 ) Дети проверяют. ( Получают часть пазла за выполненное задание ).
Воспитатель:Вот и подошла к концу наша лесная прогулка, две тропинки встретились на последней станции, которая называется «Друзья природы» .
На этой станции вам предстоит выполнить последнее задание — собрать пазлы — знаки «Правила поведения в лесу» и наклеить полученные изображения на лист ватмана, чтобы получился плакат. ( Дети собирают пазлы и наклеивают на лист ватмана, воспитатель помогает ).
Готовый плакат вывешивается. Команды объясняют, какое правило обозначает знаки, которые им попались.
Подведение итогов игры
Воспитатель: Ребята, Дед Природовед очень вами доволен, вы показали себя настоящими знатоками природы, успешно прошли все испытания, а самое главное — показали, как вы умеете дружить и поддерживать друг друга.
Называется команда - победитель, первая прошедшая все этапы. Медали вручаются игрокам обеих команд за 1 и 2 место.
( Слайд № 5 — На фоне леса — текст стихотворения (читает воспитатель))
Лес нас кормит, лес нас поит,
Согревает в холода.
Его нужно поберечь нам,
Чтоб он добр к нам был всегда!