Конспект занятия «Путешествие в страну Грамматики»
Авторы: Каблучко Людмила Борисовна, Беседина Ольга Вячеславовна, Криворотова Наталия Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.
Дата публикации: 10.07.2022
Статья просмотрена: 128 раз
Библиографическое описание:
Каблучко, Л. Б. Конспект занятия «Путешествие в страну Грамматики» / Л. Б. Каблучко, О. В. Беседина, Н. Н. Криворотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7486/ (дата обращения: 22.11.2024).
В статье авторы приводят пример проведения занятия по обучению детей грамоте.
Ключевые слова: звук, речь, дети.
Цель занятия: закрепление усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по развитию речи и обучению грамоте.
Задачи : образовательные, общеразвивающие, воспитательные.
- Образовательные : закрепить знания детей о звуках, буквах умение различать гласные и согласные звуки; дифференцировать понятие: звук — буква, гласные — согласные, слоги слова, предложения; умение делить слова на слоги; продолжать совершенствовать умение четко и правильно произносить, звуки, чистоговорки.
- Общеразвивающие : совершенствовать фонематический слух, восприятие; развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание и мышление; развивать мелкую моторику рук с помощью массажеров Су-Джок терапии.
- Воспитательные : воспитывать положительное отношение к речевой деятельности; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; умение выслушивать высказывания своих товарищей, воспитывать эмоциональную адекватность, умение выражать радость;
Оборудование: Трафареты букв, символы звуков, схемы предложения, мяч, массажер Су-Джок, солнышко, тучки.
Приветствие «Круг радости»
Воспитатель: — Давайте вместе встанем в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)
Всех вас рада видеть я! (Раскачивают руки)
Стук в дверь. Входит Карлсон.
Карлсон: — Ребята, здравствуйте! Узнали меня? Мне нужна ваша помощь. «Малыш идет в 1 класс. Хочу подготовить его к школе. Но моих знаний в развитии речи недостаточно, я знаю, что вы в детском саду готовитесь к школе, получаете знания по грамоте, сможете нам помочь?»
Воспитатель : — «Ну что, ребята, отправляемся на поезде в страну «Грамматики»? Дети с Карлсоном усаживаются в импровизированный поезд .
Станция «Звуковая».
Воспитатель : — Какие интересные звуки! Певучие, лёгкие, и произносить их легко. Эти звуки называются гласными и обозначаются красным цветом. Давайте мы их вместе пропоем.
Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о,
Могут качать в колыбели Алёнку: ау-ау-ау,
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.
Воспитатель : — Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Воспитатель : — Ой, Карлсон, слышишь, кто-то шумит, пыхтит, свистит. Это тоже звуки, и они очень хотят подружиться с гласными звуками. Только петь они не умеют и одеваются в синий и зеленый наряд.
Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
даже фыркать и реветь.
Но не хочется им петь.
Карлсон, послушай, как они звучат: «Т-т-т», «С-с-с», «Р-р-р» (Произносят дети). Звуки произносятся отрывисто, резко, не поются. Они звенят, пыхтят и всячески шумят, стали называться согласными.
Воспитатель: — Ребята, давайте вспомним, где живут наши звуки. (Ответы детей). Правильно у каждого звука есть свой домик — буква.
Карлсон : — «Это значит все живут в одинаковых домиках?»
Ответы детей, гласные звуки живут в красном домике, а согласные в синем.
Карлсон : — «Чем отличаются звук от буквы?»
Дети : — «Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем».
Дети пригласили Карлсона спеть песенки с использованием массажера су-джок:
—Су-су-су — мы поймали осу.
—Сы-сы-сы — уже нет осы.
— Жа-жа-жа — мы увидели ежа.
— За-за-за — там привязана коза (дети самостоятельно придумывают чистоговорки).
Станция «Слоговая».
Воспитатель — «Карлсон ты умеешь делить слова на слоги?»
Карлсон: — «Нет».
Воспитатель : — «Дети, научим Карлсона?»
Игра «Делим мы слова на слоги, как на дольки шоколад». Дети хлопают в ладоши, и пропевают слоги в словах:
Мак, Сок, Дом, Машина, Столик, Майка и др.
Игра «Придумай слово с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами».
Игра « Поймай слог», Дети в прыжке прохлопывают слоги в слове.
Станция «Грамматическая»
Игры:
— «Какой?» (шоколад — горький, молочный, белый)
— «Какая?» (малина — розовая, сладкая, вкусная)
— « Какие?» (сапоги — резиновые, красные, теплые)
Игры:
—«Мой» (карандаш, стул, пенал, и т.д.)
—«Моя» (чашка, футболка, кукла и т. д.)
—«Мои» (цветы, карандаши, игрушки и т. д.)
Игры:
— «Горький — сладкий» (горчица — горькая, конфета — сладкая)
— «Большой — маленький (кошка — большая, котенок — маленький)
— «Высокий — Низкий» (куст — высокий, трава — низкая)
Станция «Связной речи»
Игра с мячом «Кто, что делает?»
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и называет профессию (повар, продавец, парикмахер, строитель, учитель, повар и т. д. Дети называют действия, например, «Парикмахер подстригает людей».
Карлсон благодарит детей за полученные знания и путешествие по стране «Грамматике». В знак благодарности вручает детям сладкие призы.
Карлсон прощается с детьми.
Воспитатель: — « Кто был у нас в гостях?», «Какую помощь мы оказали Карлсону?», «Какое задание показалось вам самым сложным?», «Что понравилось больше всего?».
Воспитатель: — «Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите себе «солнышко», если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — «тучку».
Литература:
- Н. С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте, М., 2009г.
- Т. М. Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада, Воронеж 2004г.
- С. И. Карпова, В. В. Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников, С. -П. 2012г.
Похожие статьи
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках китайского языка
В статье рассматривается понятие «интерактивные методы обучения». Представлен опыт работы преподавателя китайского языка во внеурочной деятельности.
Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка
В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи
Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.
Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада
Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Интерактивные перемены в рамках проведения недели иностранных языков
В статье авторы приводят примеры игр, которые можно использовать при проведении предметных недель английского языка.
Похожие статьи
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках китайского языка
В статье рассматривается понятие «интерактивные методы обучения». Представлен опыт работы преподавателя китайского языка во внеурочной деятельности.
Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка
В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи
Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.
Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада
Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Интерактивные перемены в рамках проведения недели иностранных языков
В статье авторы приводят примеры игр, которые можно использовать при проведении предметных недель английского языка.