Конспект занятия «Путешествие в страну Грамматики» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каблучко, Л. Б. Конспект занятия «Путешествие в страну Грамматики» / Л. Б. Каблучко, О. В. Беседина, Н. Н. Криворотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7486/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье авторы приводят пример проведения занятия по обучению детей грамоте.

Ключевые слова: звук, речь, дети.

Цель занятия: закрепление усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по развитию речи и обучению грамоте.

Задачи : образовательные, общеразвивающие, воспитательные.

  1. Образовательные : закрепить знания детей о звуках, буквах умение различать гласные и согласные звуки; дифференцировать понятие: звук — буква, гласные — согласные, слоги слова, предложения; умение делить слова на слоги; продолжать совершенствовать умение четко и правильно произносить, звуки, чистоговорки.
  2. Общеразвивающие : совершенствовать фонематический слух, восприятие; развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание и мышление; развивать мелкую моторику рук с помощью массажеров Су-Джок терапии.
  3. Воспитательные : воспитывать положительное отношение к речевой деятельности; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; умение выслушивать высказывания своих товарищей, воспитывать эмоциональную адекватность, умение выражать радость;

Оборудование: Трафареты букв, символы звуков, схемы предложения, мяч, массажер Су-Джок, солнышко, тучки.

Приветствие «Круг радости»

Воспитатель: — Давайте вместе встанем в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)

Всех вас рада видеть я! (Раскачивают руки)

Стук в дверь. Входит Карлсон.

Карлсон: — Ребята, здравствуйте! Узнали меня? Мне нужна ваша помощь. «Малыш идет в 1 класс. Хочу подготовить его к школе. Но моих знаний в развитии речи недостаточно, я знаю, что вы в детском саду готовитесь к школе, получаете знания по грамоте, сможете нам помочь?»

Воспитатель : — «Ну что, ребята, отправляемся на поезде в страну «Грамматики»? Дети с Карлсоном усаживаются в импровизированный поезд .

Станция «Звуковая».

Воспитатель : — Какие интересные звуки! Певучие, лёгкие, и произносить их легко. Эти звуки называются гласными и обозначаются красным цветом. Давайте мы их вместе пропоем.

Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и,

Могут заплакать и застонать: о-о-о,

Могут качать в колыбели Алёнку: ау-ау-ау,

Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.

Воспитатель : — Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Воспитатель : — Ой, Карлсон, слышишь, кто-то шумит, пыхтит, свистит. Это тоже звуки, и они очень хотят подружиться с гласными звуками. Только петь они не умеют и одеваются в синий и зеленый наряд.

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

даже фыркать и реветь.

Но не хочется им петь.

Карлсон, послушай, как они звучат: «Т-т-т», «С-с-с», «Р-р-р» (Произносят дети). Звуки произносятся отрывисто, резко, не поются. Они звенят, пыхтят и всячески шумят, стали называться согласными.

Воспитатель: — Ребята, давайте вспомним, где живут наши звуки. (Ответы детей). Правильно у каждого звука есть свой домик — буква.

Карлсон : — «Это значит все живут в одинаковых домиках?»

Ответы детей, гласные звуки живут в красном домике, а согласные в синем.

Карлсон : — «Чем отличаются звук от буквы?»

Дети : — «Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем».

Дети пригласили Карлсона спеть песенки с использованием массажера су-джок:

—Су-су-су — мы поймали осу.

—Сы-сы-сы — уже нет осы.

— Жа-жа-жа — мы увидели ежа.

— За-за-за — там привязана коза (дети самостоятельно придумывают чистоговорки).

Станция «Слоговая».

Воспитатель — «Карлсон ты умеешь делить слова на слоги?»

Карлсон: — «Нет».

Воспитатель : — «Дети, научим Карлсона?»

Игра «Делим мы слова на слоги, как на дольки шоколад». Дети хлопают в ладоши, и пропевают слоги в словах:

Мак, Сок, Дом, Машина, Столик, Майка и др.

Игра «Придумай слово с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами».

Игра « Поймай слог», Дети в прыжке прохлопывают слоги в слове.

Станция «Грамматическая»

Игры:

«Какой?» (шоколад — горький, молочный, белый)

«Какая?» (малина — розовая, сладкая, вкусная)

— « Какие?» (сапоги — резиновые, красные, теплые)

Игры:

—«Мой» (карандаш, стул, пенал, и т.д.)

—«Моя» (чашка, футболка, кукла и т. д.)

—«Мои» (цветы, карандаши, игрушки и т. д.)

Игры:

«Горький — сладкий» (горчица — горькая, конфета — сладкая)

«Большой — маленький (кошка — большая, котенок — маленький)

«Высокий — Низкий» (куст — высокий, трава — низкая)

Станция «Связной речи»

Игра с мячом «Кто, что делает?»

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и называет профессию (повар, продавец, парикмахер, строитель, учитель, повар и т. д. Дети называют действия, например, «Парикмахер подстригает людей».

Карлсон благодарит детей за полученные знания и путешествие по стране «Грамматике». В знак благодарности вручает детям сладкие призы.

Карлсон прощается с детьми.

Воспитатель: — « Кто был у нас в гостях?», «Какую помощь мы оказали Карлсону?», «Какое задание показалось вам самым сложным?», «Что понравилось больше всего?».

Воспитатель: — «Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите себе «солнышко», если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — «тучку».

Литература:

  1. Н. С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте, М., 2009г.
  2. Т. М. Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада, Воронеж 2004г.
  3. С. И. Карпова, В. В. Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников, С. -П. 2012г.

Ключевые слова

дети, речь, звук

Похожие статьи

Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги

В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках китайского языка

В статье рассматривается понятие «интерактивные методы обучения». Представлен опыт работы преподавателя китайского языка во внеурочной деятельности.

Игры занимательного характера в работе с дошкольниками

В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка

В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.

Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы

В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.

Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Интерактивные перемены в рамках проведения недели иностранных языков

В статье авторы приводят примеры игр, которые можно использовать при проведении предметных недель английского языка.

Похожие статьи

Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги

В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках китайского языка

В статье рассматривается понятие «интерактивные методы обучения». Представлен опыт работы преподавателя китайского языка во внеурочной деятельности.

Игры занимательного характера в работе с дошкольниками

В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка

В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.

Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы

В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.

Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Интерактивные перемены в рамках проведения недели иностранных языков

В статье авторы приводят примеры игр, которые можно использовать при проведении предметных недель английского языка.

Задать вопрос