Деловая игра «Доброжелательные технологии в образовательном процессе ДОО»
Авторы: Лотышева Татьяна Витальевна, Кузнецова Светлана Евгеньевна, Махонина Валерия Геннадьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 27.06.2022
Статья просмотрена: 80 раз
Библиографическое описание:
Лотышева, Т. В. Деловая игра «Доброжелательные технологии в образовательном процессе ДОО» / Т. В. Лотышева, С. Е. Кузнецова, В. Г. Махонина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7461/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель:
Уточнить знания старших воспитателей в использовании доброжелательных технологий в образовательном процессе ДОО.
Активизировать мыслительную деятельность педагогов.
Систематизировать работу в детском саду по использовании доброжелательных технологий в образовательном процессе ДОО.
Ход деловой игры.
1. Разминка.
1. Блиц-опрос.
— Назовите, какие доброжелательные технологии используются в образовательном процессе в ДОО?
(«Утро радостных встреч», «Ситуация месяца», «Гость группы»), «Волшебный телефон»),«Рефлексивный круг»)
2. «Технологии — задачи»
Необходимо определить и совместить название доброжелательной технологии и задачи, которые она решает
Задачи педагогической технологии «Волшебный телефон»,
— развитие социальной активности дошкольников;
— развитие умения детей самостоятельно выражать свои чувства и мысли;
— определение проблем в развитии социальной активности дошкольников, нахождение путей их решения педагогами ДОУ или родителями;
— определение позитивной инструкции поведения ребенка;
— своевременное реагирование на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем.
Задачи педагогической технологии «Гость группы»
— познакомить с особенностями профессии взрослых;
— побуждать к самостоятельному диалогу с гостем;
— воспитывать культуру речи в диалоге с взрослым;
— побудить интерес родителей к жизни детского сада;
— установить тёплые, доверительные отношения между педагогами и родителями, а также между родителями и детьми;
— сближение детей, родителей и воспитателей.
Задачи педагогической технологии «Утро радостных встреч»
— воспитывать уважение и интерес к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
— учить распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;
— совершенствовать навыки и культуру общения;
— развивать умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. п. в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);
— развивать речь и коммуникативные умения: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;
— развивать способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг»
— способствует стимулированию речевой активности, мыслительных возможностей;
— учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений;
— способствует сплочению детского коллектива;
— формирует умение слушать и понимать друг друга.
Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»
— воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
— учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
— воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
— формировать умение проявлять инициативу;
— формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
3. Предлагаю Вам остановиться на технологии «Утро радостных встреч»
— При осуществлении доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» используются этапы проведения, которые необходимо расставить по порядку: игра, планирование дня, приветствие, обмен новостями.
(1. приветствие, 2. Игра, 3. обмен новостями), 4. планирование дня).)
— Как организовать начало группового сбора «Утро радостных встреч»
Позывные:
— Музыка (песенки, мелодии)
— Звуки колокольчика (хорошо подходит для детей старшего дошкольного возраста)
— Речевки (может сочетаться с движением, периодически рифмовки нужно обновлять)
Роль ребенка в групповом сборе «Утро радостных встреч»
Участие не обязанность, а предоставление возможности приятного, эмоционального и познавательно- насыщенного общения со сверстниками и взрослыми (Д.С. № 12)
Роль воспитателя в групповом сборе «Утро радостных встреч»
— Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей.
— Установить и поддерживать культурную рамку.
— Демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказыванию и идеям детей, не называя его.
— Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий. (Д.С. № 2)
— Предлагать свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать и тем самым решить образовательные задачи на том материале, который актуален для них.
— Помогать выбирать и планировать работу.
— Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.
4. Перейдем к технологии «Рефлексивный круг»
Назовите виды рефлексивных кругов и цель каждого:
Личностные
Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения;
Событийные
Цель: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее);
Творческие
Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению и т. п.;
Понятийные
Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
— Предлагаю участникам игры определить правила проведения технологии «Рефлексивный круг» для детей.
Говорит только тот, у кого в руке мяч.
Предмет нужно передавать по кругу.
Не обязательно говорить — можно пропустить свою очередь.
Не повторять то, что уже кто-то сказал.
Говорить нужно по теме.
Если правила нарушаются — нужно поднять руку.
Если поднята рука — все участники круга замолкают.
Не уходить из круга, пока он не закончится.
Предлагаю Вам составить вопросы для детей на рефлексивный круг:
- «Чем мы сегодня будем заниматься?»
- «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?»
- «Что интересного произошло у нас в группе вчера?»
- «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?» (Д.С. № 2)
- «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?»,
- «Что делать если хочется подраться?».
5. Доброжелательная педагогическая технология «Гость группы» — это одна из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники.
Работа по использованию доброжелательной педагогической технологии «Гость группы» строится поэтапно.
— Назовите и кратко опишите эти этапы.
1 этап — начальный: на данном этапе в начале учебного года проводится опрос среди родителей (законных представителей) «В каких мероприятиях детского сада вы хотели бы поучаствовать!», с целью изучения потребности и запросов семьи. Родителям предлагаются варианты тем мероприятий, в соответствии с комплексно-тематическим планированием или сформулировать тему самостоятельно.
2 этап — подготовительный: на данном этапе между педагогами и родителями устанавливаются доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущие деловое сотрудничество. Педагог оказывает консультативную помощь родителям — будущим «гостям группы»:
- Помогает систематизировать материал в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Вместе с родителями составляет конспект занятия, игры, мастер-класса.
- Подбирают дидактический и наглядный материал, литературу, атрибуты.
- Оформляет выставку или мини-музей, если это необходимо.
3 этап — основной: на данном этапе проводится непосредственно само мероприятие с «Гостем группы». Взрослые приходят в детский сад на мероприятие, где рассказывают детям интересные сведения о своих увлечениях, профессиях, семейных традициях, участвуют в занятиях, проводят мастер-классы, играют с детьми, наблюдают за природой и многое другое.
4 этап — заключительный: проводится рефлексия, анализируется проведённого мероприятия.
6. Технология «Ситуация месяца»:
Педагогическая технология «Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам.
— Какие средства, формы можно использовать для осуществления данной технологии?
Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, совместную деятельность всех участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители (законные представители).
При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы ДОУ.
Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. По завершении каждой ситуации проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Заключительные праздники по ситуации месяца, позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.
— Предлагаю по фотографиям определить название «Ситуации месяца»
«День пожилого человека»,
«Новый год»,
«8 Марта»,
«День Победы»,
«Защитники отечества».