Создание историй с помощью нити
Автор: Украинец Алена Викторовна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.
Дата публикации: 20.05.2022
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Украинец, А. В. Создание историй с помощью нити / А. В. Украинец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7372/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор раскрывает возможности развития творческого мышления с помощью создания историй с использованием ниток.
Ключевые слова: сторителлинг, история, творческое мышление, дети дошкольного возраста.
Развитие творческого мышления у современного поколения детей-важнейшая задача нашего общества. В нашем мире постоянно происходят изменения, появляются новые профессии. Современное общество нуждается в новых идеях и подходах. Старший дошкольный возраст сензитивен к развитию творческого мышления. Но как сделать занятия по развитию творческого мышления интересными и увлекательными? Конечно же с помощью игры и создания историй!
В педагогике существует специальный термин — сторителлинг.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг — это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Сторителлинг — педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения
Данный термин пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории».
С помощью чего можно создавать истории? С помощью любых предметов можно создать какой-то сценарий. История должна иметь скрытый смысл, но мораль должна быть понятна и доступна ребенку.
Обычно для истории с ниткой существует различные зачины, то есть для начала сказки можно использовать разный текст.
Варианты зачина с использования нитки:
- Нитка как часть клубка. Педагог может начать историю с таких слов: «У меня в руках клубок. Мы можем отрезать ниточку любой длины, какой вы захотите. Короткую? Длинную? У каждой ниточки будет своя история. Давайте начнем вместе сочинять эту историю? Жила-была ниточка. Жилось ей хорошо и уютно в клубочке. Но она мечтала всегда быть самостоятельной. Однажды она попросила ножницы помочь ей в этом…»
- Волшебное начало. Педагог показывает детям клубок и говорит, что он сказочный, волшебный. Просит назвать сказки, в которых встречался клубочек ниток и кому из героев он помогал.
- Творческое задание. Педагог просит детей создать что-либо из нитки: «Ребята! Перед вами нитка. Она достаточно длинная, чтобы создать из неё цветок. Давайте сделаем это!»
В зависимости от зачина истории, может различаться и содержание. Обычно сам рассказ сопровождается манипуляциями с ниткой и изготовление какого-либо предмета. И само повествование уже будет зависеть от того, что это за предмет. Например, дети создают цветок. Наверное, это цветок волшебный и обладает какими-то сказочными свойствами. Если этот цветок способен осуществлять желания детей, то стоит расспросить, какие бы желания загадали бы дети или о чем бы попросили. Педагог может внести в повествование свои детали или развернуть историю в необходимом направлении с помощью дополнительных вопросов. Так при создании истории про волшебный цветок можно сказать, что однажды появился человек, который хотел завладеть растением. И он отправился его разыскивать. Далее педагог задает наводящие вопросы. Нашел ли человек этот цветок? Что он сделал с ним? Все ли наши желания осуществимы? От чего это зависит?
Дети дошкольного возраста любят фантазировать и придумывать истории. С удовольствием они сочиняют сами истории и готовы выкладывать различные фигуры согласно сказке, которую предлагает сам педагог.
В истории, когда нитка рассматривается как часть клубка, можно подойти к теме детско-родительских отношений. Можно использовать данную игру как проективную в психологической диагностике. Насколько комфортно ниточке без клубочка? Где будет находиться в это время клубок? Какие приключения ждут нашу ниточку? Увидятся ли нитка с клубком? И чем может закончиться такая история. Педагог может сам придумать историю, где необходимо разыграть и обговорить правила безопасности. Они могут касаться таких вопросов: что делать, если ты потерялся; что делать, если ты остался один дома. В данном случае мы оживляем нитку, придаем ей человеческие черты и помещаем в условия и ситуации, с которыми может столкнуться ребенок в действительности.
В истории, где история начинается именно с волшебного клубка, нитку можно не отрывать, а использовать сам клубок. Возможно применение нескольких клубков разного цвета. Сначала можно начать рассказывать историю, создавая из нити определенные фигуры. Например, про колобка, но видоизмененном варианте. Ребенок создает круг из нити желтого цвета. Дорожка, по которой будет катиться колобок-оранжевая или коричневая. С помощью нитей зеленого цвета можно создать ёлочки. Так как колобок согласно истории передвигается, то он может оказаться на берегу моря или озера. При этом нити зеленого цвета мы снова собираем к клубок и создаем волны из нитей синего цвета. Можно фотографировать разные изображения, распечатать и создать книгу, напоминающие комиксы. При этом ребенок может самостоятельно приклеивать фотографии, комментировать их, делать подписи. Возможно, ребенок захочет подписать и реплики персонажей.
Из нити можно создать границы чего-либо. Так мы можем поговорить с детьми о том, что в нашем обществе существуют определенные правила. Правила помогают нам, создают комфорт и безопасность.
Как определенный этап к созданию историй про границы существует творческое задание «Мандала». Дети с помощью нити создают круг и наполняют его так, как им захочется. Усложненный вариант-«Создай круг радости», «Создай круг доброты». Соответственно, дети комментируют то, что у них получилось, а педагог задает уточняющие вопросы.
Проиллюстрируем создание волшебного круга-мандалы детьми на рис. 1.
Рис. 1. Создание мандалы детьми дошкольного возраста
Если наша цель — это способствование развитию сотрудничества, то при создании историй необходимо создавать микрогруппы детей, в которых они договариваются между собой, что-то обсуждают. Если в группе есть дети с музыкальными способностями, то речь персонажей можно пропевать или использовать простые детские музыкальные инструменты.
Обычно ребята любят, когда идет фотофиксация изготовленных картин с помощью нитей. Они могут вернуться к уже разыгранным историям, рассказать тем, кто не участвовал в этом процессе, а также сочинить новую историю, используя уже заготовленные схемы (в данном случае фотография с ниткой уже будет служить схемой), добавляя новые детали.
Использование историй с помощью нити развивают творческое мышление дошкольников, способствуют развитию речи и воображения, помогают обсуждать правила. При участии группы детей, желательно не более 6 человек, в создании истории мы способствуем развитию сотрудничества, коммуникативных качеств и умения разрешать спорные моменты друг с другом.
Родители отмечают, что дети, играя в данные игры, способны самостоятельно найти себе занятие и им никогда не бывает скучно!
Литература:
1. Гопиус, Кирилл Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу / Кирилл Гопиус. — М.: Питер, 2016. — 214 c.
2. Челнокова Е. А., Казначеева С. Н. Нарратив как речеповеденческая модель // Вестник Тверского университета. Серия: Педагогика и психология. 2013.№ 1. С. 42–49.
Похожие статьи
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»
В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»
Использование синквейна в работе с дошкольниками
В статье автор делится своим опытом использования нового подхода в образовательном процессе.
Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»
В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».
Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.
Использование метода зелёной ручки на уроках математики: новые возможности для педагогической практики
В статье авторы рассматривают эффективность использования метода зелёной ручки на уроках математики.
Цифровые истории как способ развития связной речи детей 6–7 лет
В статье рассматривается положительный опыт применения цифровых историй как способа развития связной речи детей 6–7 лет.
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка
В статье автор делится опытом применения технологии развития критического мышления при отработке навыков чтения и письма на уроках английского языка.
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления у дошкольников
В статье автор пытается узнать, как связано логическое мышление и информационно-коммуникационные технологии.
Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии
В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.
Похожие статьи
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»
В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»
Использование синквейна в работе с дошкольниками
В статье автор делится своим опытом использования нового подхода в образовательном процессе.
Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»
В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».
Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.
Использование метода зелёной ручки на уроках математики: новые возможности для педагогической практики
В статье авторы рассматривают эффективность использования метода зелёной ручки на уроках математики.
Цифровые истории как способ развития связной речи детей 6–7 лет
В статье рассматривается положительный опыт применения цифровых историй как способа развития связной речи детей 6–7 лет.
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка
В статье автор делится опытом применения технологии развития критического мышления при отработке навыков чтения и письма на уроках английского языка.
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления у дошкольников
В статье автор пытается узнать, как связано логическое мышление и информационно-коммуникационные технологии.
Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии
В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.