Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Недоступова, Е. С. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг» / Е. С. Недоступова, Р. И. Часовских, А. Г. Мишина, М. А. Скоробогатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108621/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»

Ключевые слова: кубики историй, «сторителлинг», речь.

Формирование связной речи — одна из основных задач коммуникативного воспитания детей. Связная речь определяет уровень речевого и психического развития ребенка.

Для развития связной речи, активного обогащения словаря и развития воображения педагоги используют разнообразные технологии, методы и приемы. Однако мы можем столкнуться с некоторыми трудностями, когда детям нужно сочинить рассказ или сказку, придумать концовку истории. Наблюдения показывают, что у детей недостаточно развито воображение, и они испытывают трудности при составлении различных видов рассказов (например, по картинке, серии картинок или на заданную тему).

Наверное, каждый педагог замечал, насколько охотнее дети слушают, когда воспитатель рассказывает историю своими словами, чем когда им читают ее в книге. Именно поэтому воспитатели рассказывают истории своими словами. Было установлено, что детей дошкольного возраста больше привлекают импровизированные истории [2, с. 167].

Педагоги обратили своё внимание на такую инновационную педагогическую технологию, как «сторителлинг», которая интересна тем, что открывает возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных навыков детей.

Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и интересными героями, которая направлена на решение педагогических задач воспитания, развития и обучения.

Цель: захватить внимание детей с начала рассказаиудерживать его в течение всей истории, вызвать сопереживание главному герою, донестиосновную идею истории.

Задачи:

— развивать грамотную речь, творческое мышление, воображение, уверенность в выступлениях на публике;

— способствовать раскрытию талантов и самовыражения;

— наглядно мотивировать поступки героев;

— формировать умственное восприятие и переработку информации, желание общаться.

Виды педагогического сторителлинга:

— Классический сторителлинг , где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом.

— Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (презентации, видео, картинки)

— Активный сторителлинг — действие по сценарию, проблемная ситуация (педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи)

В качестве основы для работы с техникой сторителлинг рекомендуется использовать игру «Кубики историй».

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. [2, с. 177].

Оригинальные «Кубики историй» можно сейчас заказать через Интернет, но педагоги сделали свои.

— Для изготовления игры «Кубики историй» необходимы картон, шаблоны, клей, ножницы. Можно использовать наклейки. Картинки могут быть предметные или сюжетные. Сложить их в красочную шкатулку или волшебный мешок. Так получится замечательная и увлекательная игра для детей. Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку.

— Суть игры в том, что педагог или ребенок бросает кубики на стол и начинает историю с каких-нибудь слов «Однажды…» или «Давным-давно…», «Где-то…» и прочее, нанизывая на нить повествования все картинки, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек наше внимание.

Как у каждой игры, у сторителлинга есть свои правила. В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

Структура сторителлинга

1. Вступление.

Вступление к истории, как правило, должно быть коротким, пробуждающим наш интерес: «А что же будет дальше?». (Цель вступления — привлечь внимание детей, заинтересовать).

Варианты вступления:

— Жили-были…

— Как-то раз…

— Однажды …

— В одном королевстве…

— Когда-то давным-давно…

— Это произошло темной и дождливой ночью …

2. Развитие событий. (Определяется сюжетная линия истории).

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей.

Варианты развития событий:

— а в это время…

— пустились они…

— решили они…

— вдруг…

— взяли они…

— неожиданно…

3. Кульминация (разворачиваются события истории).

4. Заключение (итог истории).

Заключение должно быть кратким, оно подводит итог всему рассказу.

Варианты заключения:

— Тут и сказке конец…

— Стали они жить-поживать и добра наживать…

— Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец…

— Так они жили и не тужили…

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой — 1–2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех дошкольников в хорошо развиты коммуникативные способности.

Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом — дети придумывают одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

  1. Сторителлинг — хороший способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
  2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
  3. Сторителлинг обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
  4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. [3, с. 517]. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг — это отличная инновационная технология позволяющая активизировать речевые навыки детей.

Литература:

  1. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. — М.: Обруч, 2015. -192 с.
  2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 177 с.
  3. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 515–518.
  4. Сторителлинг как инновационная технология развития речи детей. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/23/storitelling-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-razvitiya-rechi-detey
  5. Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей. — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-storiteling-odna-iz-inovacionyh-tehnologii-razvitija-rechi-detei-1215919.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, дошкольный возраст, история, внимание детей, педагог, развитие.


Ключевые слова

речь, кубики историй, «сторителлинг»

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»

В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».

Создание историй с помощью нити

В статье автор раскрывает возможности развития творческого мышления с помощью создания историй с использованием ниток.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Цифровые истории как способ развития связной речи детей 6–7 лет

В статье рассматривается положительный опыт применения цифровых историй как способа развития связной речи детей 6–7 лет.

Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий

В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).

Использование денотативного плана в процессе работы над пересказом у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассказывается о методике использования денотативного плана в процессе работы над подробным, сжатым и творческим пересказом.

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Цифровой сторителлинг как педагогическая техника развития навыков говорения обучающихся средней школы

В этой статье проанализированы научные работы разных исследователей о том, как учителя на всех уровнях образования, от начального до высшего, могут улучшить разговорные способности своих учеников, используя цифровой сторителлинг в качестве полезного ...

Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги

В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий

В статье авторы пытаются найти новые инновационные технологий для развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»

В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».

Создание историй с помощью нити

В статье автор раскрывает возможности развития творческого мышления с помощью создания историй с использованием ниток.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Цифровые истории как способ развития связной речи детей 6–7 лет

В статье рассматривается положительный опыт применения цифровых историй как способа развития связной речи детей 6–7 лет.

Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий

В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).

Использование денотативного плана в процессе работы над пересказом у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассказывается о методике использования денотативного плана в процессе работы над подробным, сжатым и творческим пересказом.

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Цифровой сторителлинг как педагогическая техника развития навыков говорения обучающихся средней школы

В этой статье проанализированы научные работы разных исследователей о том, как учителя на всех уровнях образования, от начального до высшего, могут улучшить разговорные способности своих учеников, используя цифровой сторителлинг в качестве полезного ...

Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги

В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий

В статье авторы пытаются найти новые инновационные технологий для развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Задать вопрос