Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»
Автор: Листунова Ольга Геннадьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 10.11.2021
Статья просмотрена: 206 раз
Библиографическое описание:
Листунова, О. Г. Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8» / О. Г. Листунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6742/ (дата обращения: 16.12.2024).
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Форма совместной деятельности: непрерывная образовательная деятельность.
Форма организации: групповая.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Учебно-методический комплект: И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «РЭМП конспекты занятий»
Предварительная работа : прямой и обратный счет, «соседи числа».
Оборудование:
Для педагога: интерактивный программно-аппаратный комплекс (Колибри), презентация, стенд «математический кораблик» (использовать как абак). Для детей: абаки, карточки с заданиями, карандаши.
Цель: познакомить детей с составом числа 8, используя абак.
Задачи:
- Обучающие задачи:
– Отрабатывать умения работать с абаком.
– Учить составлять на абаке число 8.
– Продолжать формировать понятие о переместительном свойстве сложения.
– Обогащать и закреплять словарь детей.
- Коррекционно-развивающие задачи:
– Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.
– Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание.
– развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.
- Воспитательные задачи:
– Воспитывать самостоятельность, активность.
– Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.
– Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Планируемые результаты, предпосылки УУД:
Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации, адекватной самооценки, умения прийти на помощь.
Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение планировать свои действия в соответствии с конкретной задачей; умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который произносит взрослый.
Познавательные: ориентировка в пространстве.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание и диалоговую речь.
Ход НОД:
Психологический настрой (0,5 мин.): создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка.
— Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычная встреча, к нам пришли гости, им очень интересно посмотреть, как много вы всего знаете и умеете. Давайте поздороваемся с ними и приступим к работе.
Вводно-организационный (0,5 мин.): организация направленного внимания.
— Проходите, вставайте возле своих стульчиков.
Интеллектуально-эмоциональная разминка (0,5 мин.) : э моциональный настрой.
— На свое место сядет тот, кто мне назовет «соседей числа» (дети называют «соседей числа»)
Мотивационно — побудительный (0,5 мин.): формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.
— Ребята, кто посчитает сколько военных профессий расположилось на доске?
Актуализация (1 мин.): актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых знаний, представлений, умений.
— Молодцы, вы все правильно посчитали. Мы с вами уже познакомились с числом и цифрой 8. А сегодня мы с вами узнаем из, каких двух меньших чисел состоит число 8. А поможет нам в этом –… (дети называют — линейка абак).
Практическая работа с абаком (6 мин.): овладение способами действия, применение знаний, умений и навыков.
— Итак, ребята, приступим. Откройте на верхней строчке одно окошко, а теперь, на нижней строчке, откройте столько окошек, чтобы и на верхней и на нижней было 8.
— Молодцы! То, что мы с вами сделали, мы сейчас запишем в наши карточки.
— Отлично! Продолжаем работать, окна абака закрыли.
— На верхней строчке открыли 2 окошка, а на нижней строчке, откройте столько окошек, чтобы и на верхней, и на нижней было 8.
— На верхней строчке открыли 3 окошка, а на нижней строчке, откройте столько окошек, чтобы и на верхней, и на нижней было 8.
— На верхней строчке открыли 4 окошка, а на нижней строчке, откройте столько окошек, чтобы и на верхней, и на нижней было 8.
(дети выполняют за специалистом необходимые движения, открывая окошки второй строчки, продолжая счет: 2,3,4,5,6,7,8; 3,4,5,6,7,8; 4,5,6,7,8
Дети записывают проделанные действия примером: 1+7=8, 2+6=8, 3+5=8, 4+4=8)
Зрительная гимнастика (2 мин.): смена видов деятельности, предупреждение зрительной утомляемости.
— Ребята, работая с абаком, открывая и закрывая окна, наши глазки устают. Сейчас мы проведем с вами зрительную гимнастику «Следи за танком» (на экране танк движется вертикально, горизонтально, по диагонали слева направо, справа налево, по пути бесконечности)
Продолжение практической работы с абаком (8 мин.): овладение способами действия, применение знаний, умений и навыков.
— Итак, ребята, глазки отдохнули, продолжаем. Откройте на верхней строчке 5 окошек, а теперь, на нижней строчке, откройте столько окошек, чтобы и на верхней, и на нижней было 8.
— Молодцы! Запишите действия в виде примера.
— Отлично! Продолжаем работать, окна абака закрыли.
— На верхней строчке открыли 6 окошек, а на нижней строчке, откройте столько окошек, чтобы и на верхней, и на нижней было 8.
— Молодцы! Запишите действия в виде примера.
— На верхней строчке открыли 7 окошек, а на нижней строчке, откройте столько окошек, чтобы и на верхней, и на нижней было 8.
— Молодцы! Запишите действия в виде примера.
— Ребята, посмотрите на записанные вами примеры. Что вы замечаете?
(дети выполняют необходимые движения, открывая окошки второй строчки, продолжая счет: 5,6,7,8. Дети записывают проделанные действия примером: 5+3=8,6+2=8, 7+1=8 От перемены места частей целого само целое не изменяется).
Физкультминутка (1 мин.): смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.
— Что-то мы с Вами засиделись, я предлагаю вам немного размяться, поиграем в игру «Увидев цифру на экране, сделай столько движений»
4 — покачать головой; 3 — поднять плечи; 6 — наклоны вперед; 8– хлопки (дети выполняют необходимые движения)
Работа по картинке (4 мин.): развитие зрительного внимания.
— Обратите внимание на экран. Юный художник нарисовал картину «Пограничники на службе». Все ли правильно он нарисовал? Что вызвало ваши улыбки и смех? Объясните (дети определяют, что на картинке изображено неправильно, обосновывают свой выбор).
Закрепление (4 мин.): закрепление пройденного ранее материала.
— Молодцы! А посмотрите, что за цифра вам улыбается с экрана? (цифра 8) Давайте ее порадуем и выполним задание по карточке. Нужно найти все цифры 8 и раскрасить их красным цветом. Дети красным карандашом находят на карточке и раскрашивают все цифры 8.
Заключительный (2 мин.): подведение итогов НОД.
— Молодцы! Все справились с заданиями! А кто вспомнит, какой инструмент нам помогал познакомиться с составом числа 8? Ребята, вам понравилось работать с абаком? А с чем вы справились легко? Что было сложнее всего для вас?
— Большое спасибо за плодотворную работу, до свидания, ребята!