Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Природа, человек — неповторимы! Мы вместе, рядом — значит мы едины!» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.

Дата публикации: 01.07.2021

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Репина, И. А. Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Природа, человек — неповторимы! Мы вместе, рядом — значит мы едины!» / И. А. Репина, Л. А. Мезенцева, О. В. Кириленко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6507/ (дата обращения: 16.12.2024).



Человек был всегда и останется сыном природы. И то, что его роднит с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

И здесь, в природе, есть вечный источник детского разума…

В. А. Сухомлинский

В нашем МБДОУ ДС № 29 «Солнышко» г. Туапсе большое внимание уделяется формированию экологической культуры у дошкольников. По соглашению с краевым ЭБЦ в ДОУ создан волонтёрский экологический отряд «Солнечные лучики», являющийся частью краевого экологического волонтерского отряда «Зелёное движение Кубани», приоритетным направлением деятельности которого является эколого-исследовательская и природоохранная деятельность.

Предлагаемый авторский сценарный материал разработан и успешно реализован в результате активного взаимодействия нашего детского сада с ГБУ ДО КК «Эколого-биологический центр» г. Туапсе. Серия тематических праздников «Знаешь ты, и знаю я: четыре стихии — наши друзья!», «Мы природу уважаем — Мусор-шоу начинаем!», «Сказочные превращения Волшебницы-Воды!» были организованы в летний оздоровительный период. Основной целью экологических праздников, по замыслу авторов (музыкальных руководителей — Мезенцевой Л. А., Репиной И. А., воспитателя Кириленко О. В.), является формирование экокультуры у детей и взрослых, обогащение знаниями, представлениями о единстве экосистемы и целостной картины мироздания.

Синтез искусств и интеграция различных областей развития, использование детского музыкального, художественно-изобразительного творчества, внедрение новых технологий активного взаимодействия с воспитанниками и родителями — залог успешного осуществления поставленных целей и задач по формированию экологической культуры в ДОУ. К сценариям прилагается музыкальное обеспечение, авторский видеоряд, фотоматериалы, тематические выставки детского художественного творчества. Сценарий первого праздника «Знаешь ты, и знаю я: четыре стихии — наши друзья!» предлагаем вашему вниманию. Надеемся на интерес коллег и в дальнейшем планируем опубликовать другие сценарии праздников.

Человек — любимое дитя природы! Природа не нуждается в материальных благах, ей нужны гармоничные отношения с человеком, его понимание, уважение, неравнодушие, неиссякаемый интерес, активная помощь, забота о ней! Оберегая природу, мы, по большому счёту, сохраняем себя как вид, даём шанс на жизнь и процветание всему живому! Природа, человек — неповторимы! Мы вместе, рядом, значит — мы едины!

«… Природа России — это подарок, который мы получили от Бога! Это — чудо, которое мы наблюдаем каждый день… И оно требует нашей защиты!» (В. В. Путин)

Сценарий экологического праздника «Знаешь ты, и знаю я: четыре стихии — наши друзья!»

Цель: используя разнообразные приёмы в музыкально — театрализованной деятельности, обобщить знания детей о свойствах (как положительных, так и грозных) четырёх стихий природы — воды, воздуха, огня и земли, о влиянии на них жизнедеятельности Человека.

Задачи:

Расширять знания и представления детей о природе Земли, как об уникальной, целостной экологической системе.

– Формировать гуманное, разумное и бережное отношение к воде, воздуху, огню, земле, к природе.

– Развивать артистические, музыкально-ритмические способности детей, художественно-эстетический вкус.

– Способствовать развитию коммуникативного общения.

Музыкальный ряд: песни: «Непогода», «Шар Земной», «Чёрное море»; ритмопластические этюды: «Облака», «Пламя», танец с цветами «Феерия солнечного утра»; фоновая музыка.

Видеоряд: клип на песню «Непогода» из к/ф «Мэри Поппинс, до свиданья!», видео–картины: «Мироздание», «Планета Земля» (с голосом) ; авторские видео–презентации: «Стихия Воды», «Вода, катаклизмы», «Стихия Воздуха», «Воздух, катаклизмы», «Стихия Огня», «Огонь, катаклизмы», «Стихия Земля», «Земля, катаклизмы», «Живёт повсюду Красота»; клип «Цветы».

Материал и оборудование: мультимедийная система,музыкальное и видео- обеспечение, выставка детских поделок и рисунков «Стихии — наши друзья» (рис. 1), костюмы детей и атрибуты к танцам (цветы, вейлы, синие помпоны, большое прозрачное покрывало — облако)

Ход мероприятия

Блок 1, вводный

Оформление музыкального зала Оформление музыкального зала

Рис. 1. Оформление музыкального зала

Клип «Непогода» из к/ф «Мери Поппинс, до свиданья» , вход детей https://cloud.mail.ru/public/ARVK/nT1casxdU

Звучит космическая музыка, на её фоне слова ведущего

Вед: Есть у Царицы матушки природы четыре дочери родные:

Вода, Огонь, Земля и Воздух, прекрасные, но разные такие!

Четыре грации — стихии нас окружают много лет,

Природе все нужны такие, без них живому — жизни нет!

Видео-картина «Мироздание»

https://cloud.mail.ru/public/C9aZ/rY1VH2D6d

Голос : «Давным-давно, миллиарды лет назад, мир был погружён во тьму. И продолжалось это до тех пор, пока не появились они… Их было семеро… Семь магов, семь создателей… Легенда гласит, что именно они создали мир таким, каким он стал сейчас. Появившись на планете, маги поразились её убогости. И тогда они решили изменить хаос вокруг себя и превратить в райский сад. Сначала маги сотворили четыре стихии, дабы не было полного превосходства ни одной: Огонь, Воду, Землю и Воздух. И когда было всё готово на Земле (так они назвали эту планету), маги создали подобное существо, имя которому — Человек. Так на планете Земля наступила жизнь…»

Блок 2, основной

Видео-презентация «Стихия Воды», на её фоне голос ведущего

https://cloud.mail.ru/public/36NT/CyDDZ6S7R

Вед: Посмотри, как струится живая вода в родниковой прохладной тиши,

И мелодия чистой любви и добра заполняет частичку души.

Мелодекламация стихотворения «Капелька» (на фоне видео-презентации)

На небо тучка набежала, нахмурилась, наморщив нос,

И капелька дождя упала, пронзив земное всё насквозь.

За нею — капельки сестрички запрыгали бесстрашно вниз,

Обнялись, в танце закружились, в хрустальный ручеёк слились.

На небе молния сверкнула, раскаты грома разнеслись,

И вот уж не ручьи, а реки, потоком к морю понеслись.

Море ждало, море встречало,

Оно с волнением дышало, могучую вздымая грудь,

И волны-руки раскрывало, как мать, потоки принимало,

стараясь сердцем к ним прильнуть…

Море дрожало, трепетало — но с капельки одной оно брало начало…

Под музыку вбегают девочки — Капельки

Ритмопластический этюд, песня «Чёрное море» (с помпонами) (Рис. 2)

Песня «Чёрное море»

Рис. 2. Песня «Чёрное море»

1 Капелька: Стихия Воды всегда нам нужна!

Без неё прожить не смогла бы Земля!

2 Капелька: Воду ценить и беречь все должны мы!

А то она станет грозной стихией!

Видео-презентация «Вода, катаклизмы»

Видео-презентация «Стихия — Воздух», на её фоне слова ведущего

https://cloud.mail.ru/public/A9yc/k22DaBgne

Вед: Посмотри, как прозрачно небо вокруг,

Облака сверху шлют свой привет,

Без него нам нельзя, Воздух — тоже наш друг,

Без него на Земле — жизни нет!

Вед: Дыханье чувствую я ветерка — это кружатся в танце облака.

Ритмопластический этюд «Облака» Ритмопластический этюд «Облака»

Рис. 3. Ритмопластический этюд «Облака»

Ритмопластический этюд «Облака» (с прозрачным покрывалом) (Рис. 3)

Облачко: Нельзя загрязнять воздух гарью и дымом,

А то может воздух стать грозной стихией!

Видеопрезентация «Воздух, катаклизмы»

Видеопрезентация «Стихия Огня», на её фоне слова ведущего

https://cloud.mail.ru/public/EGx7/jncemwi9a

Вед: Стихия Огня нам тоже нужна! Огонь верным другом был людям всегда!

Огонь — освещал, огонь — согревал, от диких зверей порой защищал!

Его берегли, поклонялись и чтили, как дар Прометея — свято хранили!

Вед: Вот искорки мелькнули перед нами, и заплясали, превращаясь в Пламя!

Ритмопластический этюд «Пламя» (с вейлами) (Рис. 4)

Ритмопластический этюд «Пламя» Ритмопластический этюд «Пламя»

Рис. 4. Ритмопластический этюд «Пламя»

1 Искорка: Вы, ребята, с огнём никогда не шалите,

Безопасность свою и других берегите!

2 Искорка: Вы не злите Огонь, и не трогайте даром,

Может всё обернуться бедой и пожаром!

Видео — презентация «Огонь, катаклизмы»

Видео — презентация «Стихия — Земля», на её фоне слова ведущего

https://cloud.mail.ru/public/9pEa/V1KZM4eGW

Вед: Есть на свете Стихия, что зовётся Землёй,

Что даёт жизнь и силу, это дом наш родной!

На полянке лесной здесь цветы расцветают,

Ну а бабочки, пчёлки их на бал приглашают!

Танец с цветами «Феерия солнечного утра» (фон-клип «Цветы») (Рис. 5)

Танец «Феерия Солнечного Утра»

Рис. 5.Танец «Феерия Солнечного Утра»

Блок 3, заключительный

Вед: Люди часто природу на Земле обижают,

И её Красоту, и покой нарушают!

Как детей неразумных, Мать Земля нас прощает,

Но от нашей жестокости очень страдает!

Видео — презентация «Земля, катаклизмы»

Звучит космическая музыка, видео- картина «Планета Земля»

https://cloud.mail.ru/public/BHdW/QDzJKiCuQ

Земля (голос ): Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне! Я — в беде! Я не в силах исправить то зло, которое творит Человек! Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очиститься от дыма и гари в воздухе, я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле Человек. У меня много цветов, лесов, рек, но их становится всё меньше и меньше. У вас ещё есть время, чтобы спасти меня и самих себя, только вы можете это сделать!

Вед: Ну что, ребята, мы Земле поможем?

Ведь многое мы можем сделать тоже:

Сажать цветы, деревья, на пляже — не сорить,

А главное — культурным человеком быть!

Исправить зло поможет наша доброта,

Живёт пусть на планете повсюду красота!

Клип: «Живёт повсюду красота» (песня Ю. Антонова)

https://cloud.mail.ru/public/9Hr6/18dq896DZ

Вед: Хотим с природой в мире жить, и все Стихии сохранить!

Вода, Огонь, Земля и Воздух, а рядом Друг их — Человек!

Пусть эта дружба будет доброй, и не кончается вовек!

Общая песня «Шар земной»

Литература:

  1. Музыкальное обеспечение: https://yadi.sk/d/U9FO-Mj63NW9qK
  2. Видеообеспечение: https://cloud.mail.ru/public/DTJB/1j4rKBKVU

Похожие статьи

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Мы Природу уважаем, Мусор-шоу начинаем!»

Музыкально-литературная композиция с детьми старшего дошкольного возраста «Родина, город, родная семья — самая главная ценность моя»

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста». Проект «Казаком быть — Родину любить!»

Сценарий тематического праздника «Кубань, ты колыбель моя, земля отцов — моя Земля!», посвященного 80-летию образования Краснодарского края

Сценарий агитбригады с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Быть здоровым — это здорово!»

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Вечный огонь — сердце Иркутска — Мы живы, пока наша память жива…»

Сценарий выступления агитбригады детей старшего дошкольного возраста «Быть здоровым — это здорово!»

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «С днём рождения, Санкт-Петербург!»

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Мы Природу уважаем, Мусор-шоу начинаем!»

Музыкально-литературная композиция с детьми старшего дошкольного возраста «Родина, город, родная семья — самая главная ценность моя»

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста». Проект «Казаком быть — Родину любить!»

Сценарий тематического праздника «Кубань, ты колыбель моя, земля отцов — моя Земля!», посвященного 80-летию образования Краснодарского края

Сценарий агитбригады с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Быть здоровым — это здорово!»

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Вечный огонь — сердце Иркутска — Мы живы, пока наша память жива…»

Сценарий выступления агитбригады детей старшего дошкольного возраста «Быть здоровым — это здорово!»

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «С днём рождения, Санкт-Петербург!»

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос