Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому экспериментированию на тему «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории» в старшей группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 10.11.2018

Статья просмотрена: 1170 раз

Библиографическое описание:

Драгомир, Ю. В. Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому экспериментированию на тему «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории» в старшей группе / Ю. В. Драгомир. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3716/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: Организация познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Задачи:

‒ Развивать самостоятельную активность и поисковую деятельность детей, учить делать выводы;

‒ Формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты), развивать познавательные способности;

‒ Вызвать интерес к осенней тематике, закреплять умение выделять существенные признаки и связи осеннего времени года;

‒ Обогащать и развивать словарный запас детей;

‒ Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить воспринимать прекрасное, воспроизводить свои впечатления в художественном творчестве.

Предварительная работа: Наблюдения за осенними явлениями природы, проведение опытов. Чтение произведений о природе, разучивание стихов, отгадывание загадок. Подготовка оборудования к занятию. Проведение дидактических игр по данной тематике. Подготовка оформления музыкального зала. Изготовление таблички «Научная лаборатория».

Оборудование: Костюм для Осени. Столы для проведения опытов. Мольберт. Искусственные деревья с осенней листвой. Карточки с изображением различных времен года. Табличка «Научная лаборатория». Форма для труда на каждого ребенка. Подносы с чуть влажными губками (желательно голубого цвета «тучка»), стаканчики с водой. Трехлитровая банка с горячей водой (примерно 2,5 см), противень и несколько кубиков льда. Целлофановые пакетики на каждого ребенка и воспитателя. Веера на каждого ребенка и воспитателя. Вентилятор. Стаканчики с землей ½. Листы бумаги А4, засушенные листья по 4 на каждого ребенка от разных деревьев и кустарников, гуашевые краски, клееночки, широкие кисти, баночки с водой. Искусственные осенние листья по два на каждого ребенка и для Осени. Семена различных растений. Яблоки на каждого ребенка.

Занятие проводится вмузыкальном зале, оформленном на осеннюю тематику.

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам в гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Вос-ль: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Вос-ль: Посмотрите вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, к кому в гости мы пришли?

Дети: Вокруг осенние деревья, желтые, красные, оранжевые листья, темные тучи, из которых идет дождь. Мы попали в гости к Осени.

Вос-ль: Правильно, сегодня в гости нас пригласила Осень. А вот и сама хозяйка идет нас встречать.

(В зал под музыку входит Осень).

Осень: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие. Я рада видеть вас у себя в гостях.

Вос-ль: Здравствуй, Осень. Мы тоже рады встрече с тобой. Послушай, какое стихотворение дети приготовили для тебя.

(1 ребенок читает стихотворение)

Осень

М. Ходякова

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Осень: Спасибо, ребята за стихотворение. Скажите, по каким приметам и изменениям в природе, вы узнаете, что наступила осень?

Дети: Осенью часто идут дожди, на дорогах лужи долго не высыхают. Дует холодный ветер, день становится короче, а ночь — длиннее. На деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них. Птицы улетают в теплые края. Солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах. Созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.

Осень: Молодцы, ребята, много изменений в природе вы заметили.

Вос-ль: Ребята, давай выберем карточки с приметами осени и поставим их на мольберте.

На столе лежат карточки с приметами времен года. Дети выбирают только карточки с приметами осени, и выставляют их на мольберте: ветер, туча с дождем, перелет птиц, дерево в осеннем уборе, лужи, созревшие плоды и семена.

Осень: Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе?

Дети: Да.

Осень: Для этого вам надо побывать в моей научной лаборатории и стать самыми настоящими учеными. Она находится прямо здесь, за столами. Одевайте форму, проходите, занимайте свои рабочие места.

Дети одевают фартуки, нарукавники и садятся за столы.

Осень: Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь.)

Дети: Это дождь.

Осень: Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.

Проводится опыт 1 «Дождик».

На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Осень предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

Вос-ль: Что приносит осенний дождь: тепло или холод? Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?

(ответы детей)

Вос-ль: А откуда же берется дождь?

Дети: Из облаков и туч.

Осень: Ребята, отгадайте следующую загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

— Правильно, а кто знает, откуда берутся облака?

Дети: Облака — это вода, которая испарилась из морей, океанов, рек, озер, с поверхности земли и превратилась в пар. Пар нагревается на земле и поднимается высоко в небо, там ему становится холодно и он превращается в маленькое облачко. Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось.

Вос-ль: Ребята, давайте сами проверим, как это все происходит.

Проводится опыт 2 «Делаем облако» (опыт проводит воспитатель)

Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Осень: Ребята, вы сказали, что дождь идет из облаков, туч, а кто приносит нам облака и тучи?

Дети: Ветер.

Осень: А кто из вас знает загадки про ветер?

Дети: По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Осень: Точно, это он, ветер. А что такое ветер?

Дети: Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам.

Вос-ль: Ребята, вы правильно сказали, что воздух мы не видим, но как же мы узнаем, что воздух есть вокруг нас?

Дети: Его можно поймать.

Вос-ль: Чем мы его сейчас можем поймать?

Дети: Пакетиками.

Вос-ль: Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите пакетики и вставайте в круг. Скажите, сейчас в пакетиках есть что-нибудь.

Дети: Нет, пакетики пустые.

Вос-ль: Раскройте пакетики и под музыку бегите по кругу.

Проводится опыт 3 «Поймай воздух»

Дети под музыку бегут по кругу с раскрытыми целлофановыми пакетиками. Когда музыка закончится, дети останавливаются и закручивают края пакетов. Получился «пузырь».

Вос-ль: Что у вас получилось?

Дети: Пакет наполнился воздухом и надулся.

Осень: Молодцы, ребята. Ловко вы поймали воздух. А кто может ответить, откуда берется ветер?

Дети: Солнце нагревает воздух в одном месте, и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.

Осень: Каким бывает ветер?

Дети: Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.

Осень: Одинаков ли ветер в разные времена года? (ответы детей)

— Как определить силу ветра?

Дети: Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колышутся лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви — это сильный ветер.

Осень: А как называют очень сильный ветер?

Дети: Ураган.

Осень: А как еще можно определить, есть ли на улице ветер?

Дети: По движению облаков.

Осень: Правильно.

Вос-ль: А теперь каждый из вас возьмет веер и помашет им перед лицом. Что вы чувствуете?

Дети: Ветер.

Вос-ль: Как вы думаете, откуда образовался этот ветер? (Ответы детей).

— Ребята, как вы думаете, что заменяет веер в нашей жизни?

Дети: Вентилятор!

Включить вентилятор, дать детям почувствовать ветерок. Поднести к вентилятору кусочек бумажки или ленточку.

Осень: А сейчас отгадайте еще одну загадку:

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы —

Мелководные пруды. (Лужа.)

Осень: Правильно, это лужа. Осенью погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Давайте посмотрим, почему появляются лужи.

Проводится опыт 4 «Как появляются лужи»

Осень: Садитесь за столы. Возьмите стаканчики с землей и стаканчики с водой. Медленно наливайте в стаканчик с землей воду. Что вы видите?

Дети: Вода впитывается в землю.

Осень: Продолжайте потихонечку наливать воду в стаканчик с землей. Что теперь происходит?

Дети: Земля полностью пропиталась водой.

Осень: Продолжайте наливать воду. Что вы теперь видите?

Дети: Земля полностью пропиталась водой, и лишняя вода уже стоит на ее поверхности. Воде некуда впитываться.

Осень: Правильно, так и в природе, напитавшаяся водой земля, больше не может задерживать в себе влагу, и лишняя вода остается на поверхности земли в виде луж. Где быстрее появятся лужи: на земле, песке, глине, асфальте?

Дети: На асфальте и глине.

Осень: Почему? (Ответы детей)

Вос-ль: Ребята, а о какой примете осени мы еще стихи знаем?

Дети: О листопаде.

Вос-ль: Прочитайте о нем стихи.

(Один ребенок читает стихотворение)

Осенний клад.

И. Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки...

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам, и всем подряд.

Вос-ль: Ребята, кто из вас знает, что происходит с листьями деревьев осенью?

Дети: Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, мало солнышка и листочки опадают на землю.

Вос-ль: Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Вос-ль: Правильно. Почему деревья сбрасывают листья? (Ответы детей). Деревьям нужно очень много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья, деревья защищаются от зимней засухи.

— Есть и еще причина для листопада. Он защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.

Вос-ль: Осень, ты настоящая художница. Ты так умело подбираешь краски для раскрашивания листвы. Как это у тебя получается?

Осень: Ребята, а вы хотите сами стать художниками?

Дети: Да.

Осень: У вас на столах лежат засушенные листочки различных деревьев и кустарников. С помощью этих листочков можно рисовать. Для этого нанесите на них кисточкой получившуюся краску. Можно наносить сразу две краски. Аккуратно приложите листочки к листу бумаги, прижмите их к нему с помощью салфетки. Повторите тоже с другими листочками и другим цветом. Когда работа будет закончена, посмотрите и скажите, что у вас получилось.

По окончании дети рассматривают свои работы и говорят, что у них получился «Осенний ковер».

Осень: Молодцы, красивые работы получились у вас. А теперь возьмите листочки, которые я принесла вам в подарок, и давайте поиграем.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету –

Липовый, березовый,

Красный, разноцветный.

Игра «Листочки» (Осень играет вместе с детьми)

Мы — листочки (2 р) Стоят, держа в руках листочки

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели

Дунул ветер — полетели. Разбегаются

Мы летали, мы летали Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок

Все уселись в кружок. Садятся на корточки

Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели Помахивают листочками

И на землю тихо сели. Снова садятся на корточки

Вос-ль: Ребята, вы говорили, что осенью созревают различные плоды и семена. У вас на столах стоят тарелочки с различными семенами и плодами. Рассмотрите их внимательно и скажите, как они называются, одинаковые ли они или чем отличаются.

Дети называют семена и плоды: фасоль, горох, семена клена, ясеня. Называют их отличия: фасоль продолговатая, гладкая, овальной формы, белого и красного цвета. Горох круглый, гладкий, желтого цвета. Семена ясеня длинные, плоские, по краям небольшие «крылышки». Семена клена длинные, плоские, с одной стороны у них тоже есть «крылышко».

Вос-ль: Ребята, давайте проверим, для чего семенам крылышки.

Проводится опыт 6 «Летающие семена»

Возьмите по одному летающему и по одному нелетающему семени. Подбросьте их по одному вверх. Что происходит с семенами?

Дети: Горох и фасоль быстро падают, а семена ясеня и клена падают медленнее, как бы летят в воздухе.

Вос-ль: Правильно. На улице ветер разносит эти семена и благодаря своим «крылышкам» они разлетаются далеко от дерева, на котором росли.

Вос-ль: Вот и подошло наше занятие к концу. Осень, спасибо тебе за гостеприимство. Сегодня ребята многое узнали, многому научились, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Осень: Я тоже очень рада встречи с вами. Вижу, вы многому научились. Надеюсь, вам понравилось работать у меня в научной лаборатории. А на прощанье я хочу вам сделать подарок. Угостить всех ребят яблоками из моего сада.

Вос-ль: Ребята, давайте скажем Осени спасибо и попрощаемся с ней и гостями.

Основные термины (генерируются автоматически): Осень, ребенок, ветер, Ребята, дерево, земля, листочек, Ответ детей, дождь, семя.

Похожие статьи

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по теме «В гости к Маше и Мише» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в первой младшей группе на тему: «Новоселье у лесных малышей»

Конспект мероприятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 4 классе «Экспедиция в старину»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День Рождения Деда Мороза»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия» в старшей группе в рамках проектной деятельности

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Профессии» с применением системы ТРИЗ

Похожие статьи

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по теме «В гости к Маше и Мише» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в первой младшей группе на тему: «Новоселье у лесных малышей»

Конспект мероприятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 4 классе «Экспедиция в старину»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День Рождения Деда Мороза»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство дошкольников с Республикой Чувашия» в старшей группе в рамках проектной деятельности

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Профессии» с применением системы ТРИЗ

Задать вопрос