Методическая разработка сценария квест-игры по правилам дорожного движения для подготовительной к школе группы (по мотивам телевизионной игры «Форт Боярд»)
Авторы: Артемьева Оксана Ивановна, Каткова Светлана Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.
Дата публикации: 17.06.2021
Статья просмотрена: 260 раз
Библиографическое описание:
Артемьева, О. И. Методическая разработка сценария квест-игры по правилам дорожного движения для подготовительной к школе группы (по мотивам телевизионной игры «Форт Боярд») / О. И. Артемьева, С. С. Каткова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6478/ (дата обращения: 16.12.2024).
Введение
В России ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети часто попадают в аварийные ситуации. Нередко дети сами являются причиной ДТП. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Дети дошкольного возраста ещё в достаточной степени не умеют регулировать своё поведение, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они беззаботно выбегают на дорогу. В большой степени безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно — ролевые игры и на площадках по ПДД.
Изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Таким образом, при обучении детей правилам дорожной безопасности, можно использовать самые разнообразные игры: дидактические, интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины, квесты), интерактивные, сюжетно-ролевые, театрализованные и игры-драматизации, с использованием макетов, подвижные.
Цель: закрепить полученные знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
— Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;
— Закрепить знания детей о сигналах светофора.
— Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения;
— Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;
— Развивать мышление, устную речь, память, внимание.
— Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;
— Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
Оформление зала: зал оформляется в стиле игры «Форт Боярд» — (паутины, цепи, башни, картинки с изображением тигров в клетке, разнообразные ключи, веревки, песочные часы, «золотые монеты»).
Материалы и оборудование:
8 ключей — подсказок разной формы и размеров;
плакат с нарисованными силуэтами ключей;
веревка;
колбы (капсулы) с бумажками, на которых написаны вопросы.
разрезные дорожные знаки: пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка, велосипедная дорожка, пункт медицинской помощи.
сундук с замком;
плакат «Городские улицы»;
клей;
картинки с изображением транспорта, людей, светофоров, знаков;
костюм старца Фура, парик или маска.
фото с изображением Форта Боярд;
плакат с изображением башни Старца Фура.
Музыкальное сопровождение:
композитор Поль Кулак — «Главная тема» («Générique»), «Бег» («Course d'un point à un autre»), «Ключ в море» («Natationissimo»), «Тёмный лабиринт» («Parcours flou»), «Цыганка» («La bohémé ienne») из телевизионной программы «Форт Боярд».
Предварительная работа:
- Заучивание стихов, поговорок и пословиц о ПДД.
- Беседы о правилах дорожного движения, обсуждение ситуаций.
- Цикл НОД «Азбука пешехода», «Правила дорожные всем детям знать положено!».
- НОД по рисованию «Безопасная дорога».
- Организация сюжетно — ролевых игр «Шофер», «Инспектор ГИБДД».
- Рассматривание альбома «Грамотный пешеход».
Основная часть
- Игроков приветствует старец Фура (звучит «Главная тема» («Générique»)
Старец Фура: — Я рад приветствовать вас в Форте Боярд. Скажите мне, ребята, что такое форт? (ответы детей).
Старец Фура: Абсолютно верно! Форт — это каменная замкнутая крепость или оборонительное сооружение! Как правило, данное слово ассоциируется с военным укреплением. Однако не все отличают его от крепости, тем не менее такое отличие существует, так как, по сути, форт является частью оборонительных сооружений, входящих в состав крепости.
— Форт Боярд — старинное здание, которое находится во Франции (показывает фото с изображением Форта Боярд).
Старец Фура: Задания, которые вас сегодня предстоит преодолеть, будут трудные, но очень-очень интересные. И все они будут посвящены правилам дорожного движения.
Старец Фура: За каждый правильный ответ или задание, с которым вы справились, вы получите ключ с подсказкой. В конце нашего квеста вас ожидает сюрприз, он находится в сундуке, который вы откроете, если соберете все ключи и подсказки.
Старец Фура: И первое задание, которое вам необходимо выполнить — это, конечно же, отгадать мои загадки, загадки старца Фура. Отгадаете все загадки — получите первый ключ-подсказку!
Один участник уходит на 2 задание (звучит «Бег» («Course d'un point à un autre»).
Остальные отгадывают загадки.
Загадки старца Фура по ПДД:
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным —
Остановятся все сразу… (Светофор)
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное — их понимать. (Дорожные знаки)
Командуя жезлом,
Он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник,
Машин дрессировщик,
А имя ему — … (Регулировщик)
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан каждый школьник:
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле,
Не проедете никак. (Въезд запрещен)
Старец Фура: Молодцы, мои дорогие участники! Вы отгадали все загадки старца Фура, и за это вы получаете первый ключ-подсказку! (Получают первый ключ-подсказку с буквой «С»).
Старец Фура: А теперь вы отправляетесь за остальными ключами-подсказками, а за тем, когда вы соберете все подсказки, я жду вас у себя, в башне!
- Появляется ведущий игры.
Ведущий: Приветствую вас на нашей игре! Я знаю, что вы уже справились с первым заданием от Старца Фура, и отгадали все его загадки. Теперь у вас есть первый ключ-подсказка! И что же это за подсказка? (ответ детей — «буква «С»!). Отличная работа!
Ведущий : Двигаемся дальше! Один участник вашей команды уже готов проходить следующее задание! Это задание называется «Путаница с ключом».
Вокруг спортивной лестницы запутана веревка, на ней повешен ключ. Задача игрока провести ключ по «путанице» и снять его (ребенок, который выбран от команды выполняет это задание). Звучит «Ключ в море» («Natationissimo»).
Ведущий : Отлично! Ты справился (-лась) и теперь у вашей команды есть второй ключ-подсказка! (Получают второй ключ-подсказкусбуквой «Ф»).
- Все идут на 3 задание. (звучит «Бег» («Course d'un point à un autre»).
Ведущий:Яподготовил для вас несколько вопросов.
В колбах (капсулах) лежат записки с вопросами. Каждый игрок должен как можно скорее открыть колбу (капсулу) и ответить на вопрос в записке. Подсказки команды разрешаются. (Звучит «Тёмный лабиринт» («Parcours flou»).
— Как правильно перейти улицу? (посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо)
— На какой сигнал светофора надо переходить улицу? (зеленый)
— Как называется палка регулировщика? (жезл)
— Как называется человек, который едет в транспорте, но не управляет им? (пассажир)
— Место для ожидания транспорта? (остановка)
— Человек, идущий по тротуару? (пешеход.)
— Где должны ходить пешеходы?
— Где должны ездить автомобили?
— Где и как нужно переходить улицу?
— Как обозначается пешеходный переход на проезжей части?
— Какие сигналы светофора вы знаете?
Ведущий: Вы отлично справились и с этим заданием! И вы получаете третий ключ-подсказкусбуквой «Р»
- Ведущий: Двигаемся дальше! И следующее задание, которое ждет вас, называется «Магические цилиндры».
Один игрок от команды ищет киндер в банках (цилиндрах) с разными наполнителями (песок, греча, вода, горох и т. д.).
Ведущий: Молодец! Ты принес своей команде еще один, четвертый ключ-подсказку с буквой «Е».
- Ведущий: Итак, двигаемся дальше!
Следующий конкурс, который ждет вас называется «Разбитый знак»! Ваша задача — собрать знаки и правильно назвать их. (звучит «Бег» («Course d'un point à un autre»).
В конверте разрезанные дорожные знаки. (5 знаков: пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт медицинской помощи.)
Ведущий: Здорово! Вы получаете пятый ключ-подсказку с буквой «В». И теперь вас ждет игра «Разрешается — не разрешается».
- Дети встают врассыпную (необходимо определить места катания на велосипеде).
Дети реагируют: если можно — крутят рули, а если нельзя, то приседают, обхватывая колени руками.
На остановке автобуса…(не разрешается)
Во дворе …(разрешается)
На стадионе … (разрешается)
На проезжей части … (не разрешается)
В детском саду …(разрешается)
На шоссе… (не разрешается)
На автомагистрали … (не разрешается)
На полянке …(разрешается)
По лужайке …(разрешается)
По лестнице … (не разрешается)
По тротуару … (разрешается)
Ведущий: Отлично! Вы получаетешестой ключ-подсказкусбуквой «О».
- Ведущий: — А теперь надо назвать виды «транспорта», на которых путешествовали сказочные герои.
- На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).
- Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).
- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету).
- На чем летал Алладин? (Ковер-самолет).
- На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).
- Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).
Ведущий : Молодцы! И вы получаете седьмой ключ-подсказку с буквой «Т». Теперь вас ждет эстафета «Улица нашего города».
- Дети делятся на две команды и встают на старт.
Каждый берет по одной картинке (дорожные знаки, транспорт, фигурки людей и в соответствии с правилами дорожного движения наклеивают на схему).
Дети по одному бегут к финишу и приклеивают картинки на схему «Улица города» кто быстрее и правильнее.
Ведущий: Вы получаете восьмой ключ-подсказкусбуквой «О». Теперь, собрав все ключи, мы должны вернуться к старцу Фура. (звучит «Бег» («Course d'un point à un autre»).
- Дети «приходят» в башню Старца Фура.
Перед старцем на столе лежит плакат с силуэтами ключей. Дети раскладывают собранные ключи на силуэты, получается загаданное слово (светофор).
Старец Фура: Ну, вот мы и снова встретились, мои дорогие участники, я следил за вашей игрой. Вы оказались очень умными, внимательными и ловкими отлично знающими правила дорожного движения. Какое слово получилось ребята у вас? (СВЕТОФОР) Молодцы!!! За это я вручаю вам самое главное свое богатство — ключ от сундука.
Дети полученным ключом открывают сундук. Внутри они находят «золотые слитки» (медали знатоков ПДД).
Звучит «Главная тема» («Générique»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом реализации сценария данной квест-игры является решение всех поставленных целей и задач. Дети смогли практически применить свои знания о правилах дорожного движения, в частности о дорожных знаках, сигналах светофора и их назначении.
Удалось систематизировать и обобщить эти знания.
Дети решали различные проблемные ситуации, в которых смогли использовать приобретенные знания ПДД.
Данное мероприятие, поспособствовало закреплению знаний детей, внесло вклад во всесторонне развитие личности, ответственного гражданина, ответственного участника дорожного движения. Такая игровая форма работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, способствует формированию стойкого интереса к данной теме.
Такие игровые технологии помогают в занимательной форме закрепить практические навыки поведения на улице, воспитывают умение детей жить по правилам, которые помогут им сохранить жизнь.
Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык безопасного поведения детей на улице, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.
Литература:
- Бочко А. Правила дорожного движения для детей. М.: Издательство «Питер», 2014. — 16 с.
- Бордачева И. Ю. Наглядно-дидактическое пособие История светофора, Мозаика-Синтез, 2017
- К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. ФГОС Издательство: Мозаика-Синтез, 2014
- Волков С. Ю. Про правила дорожного движения.- Издательство Омега, 2016 год
- Василюк Ю. Правила безопасности на дороге Издательство: Эксмодетство, 2018 г.
- Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.-2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 128 с.
- Мамина Н. А. Безопасность на дороге: стихи и развивающие задания: -Издательство Учитель, 2017
- Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3–7 лет Библиотека программы «От рождения до школы» под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Шипунова В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации. Беседы с ребенком. 12 карточек с текстами и рекомендациями. - Издательство: Карапуз, 2017
- Дорога без опасности — федеральный каталог интерактивных образовательных программ для учеников, их родителей и учителей системы. https://bdd-eor.edu.ru/
Похожие статьи
Музыкально-поэтическая инсценировка «Пятеро из одного стручка» (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена)
Сценарий в стихотворной форме для логопедической подготовительной к школе группы, для старшей общеобразовательной группы.
Похожие статьи
Музыкально-поэтическая инсценировка «Пятеро из одного стручка» (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена)
Сценарий в стихотворной форме для логопедической подготовительной к школе группы, для старшей общеобразовательной группы.