Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ярова, О. В. Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков» / О. В. Ярова, И. А. Абрамова, О. И. Малышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48908/ (дата обращения: 16.12.2024).



Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения, к сожалению, стали реалиями современной жизни. И решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам развития нашей страны.

Знание и соблюдение правил дорожного движения — обязанность каждого, независимо от возраста. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов — детей. Чем раньше ребенок научится различать и понимать дорожные знаки, тем меньше будет несчастных случаев на дорогах. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем всё сложнее обеспечить их безопасность.

Задача взрослых — развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это до того, как ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучать правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Взрослые, особенно родители, служат образцом поведения для дошкольника. Как ведут себя на улице мама и папа, так будет вести себя и ребенок. Эффективность обучения детей правилам дорожного движения во многом зависит от активного участия родителей в совместной с ними деятельности. А, как известно, чтобы учить чему — то другого, нужно сначала научиться самому.

Что такое маршрутная игра?

Свою работу в области безопасности на дорогах представляем в форме маршрутной игры «В поисках дорожных знаков». Мы выбрали эту форму работы, так как она актуальна, доступна и несёт новизну в работе с детьми и родителями.

Маршрутная игра — способ организации дошкольников и их родителей. Она позволяет детям проявить себя, показать свой кругозор, лучшие качества, почувствовать себя успешными, создает положительный эмоциональный настрой. В ходе мероприятия между детьми и родителями происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры позволяет им раскрепоститься, показать себя с новой стороны. В ходе маршрутной игры ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.

Цель игры: создание доступной среды для детей и родителей по обучению правилам дорожного движения, формированиюудошкольниковосознанного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах.

С помощью технологии маршрутной игры мы создали условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появилось желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач программы ДОО.

Благодаря тому, что семьи включились в творческую и познавательную деятельность, мы решили важную задачу — объединили всех участников образовательного процесса. Данное мероприятие входит в систему мероприятий по ПДД и является логическим продолжением предыдущей работы.

Самоанализ

В день проведения маршрутной игры воспитанники вместе с мамами собрались в музыкальном зале для общего построения. Сначала все присутствующие дружно поприветствовали друг друга. Затем в качестве интеллектуальной разминки участникам игры была предложена викторина «На дороге». После этого ведущий озвучил задание — помочь найти пропавшие в городе Детство дорожные знаки.

Участники быстро поделились на команды (взрослый — ребенок), каждая из которых получила маршрутный лист с названиями станций. Маршрутные листы были продуманы так, чтобы команды не пересекались на станциях. В игре были задействованы музыкальный и спортивный залы, педагогический кабинет, игровая, мини — музей «Русская изба», комната ИКТ. Это позволило командам свободно ориентироваться и перемещаться по маршруту. Для оформления использовались плакаты, рисунки, наборы дорожных знаков, маршрутные листы.

На каждой станции пару — маму и ребенка — встречал ведущий и предлагал задания. За выполненное задание участники получали соответствующую отметку в маршрутном листе: зеленый круг — задание выполнено верно, желтый круг — задание вызвало некоторые трудности, красный круг — задание не выполнено.

Сценарий игры предусматривал различные задания. Например, игры на ноутбуках заставили участников быть внимательными, развивали у дошкольников познавательную активность. Также ведущие предлагали выполнить детям и родителям традиционные упражнения (например, «Найди 10 отличий»). Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам детей 6–7 лет. Время для игры использовалось рационально и эффективно. После прохождения станций все пары собрались в музыкальном зале для проведения разминки и подведения итогов.

Дети с азартом выполняли задания, ведь рядом с ними были их мамы. Проявили так же инициативность, самостоятельность и дисциплинированность. Родители записали в Книге отзывов свои впечатления и отметили, что данное мероприятие позволило им поразмышлять, лучше узнать своих детей, с пользой провести время с ребенком.

А мы, как педагоги, повысили профессиональное мастерство. Во время проведения мероприятия воспитателями были проявлены организаторские умения, доброжелательный тон, чёткость, находчивость, компетентность, достаточный уровень эрудиции.

Предварительная работа: подготовка инвентаря и оборудования, оформление маршрутных листов, распределение заданий по станциям.

Действующие лица: ведущий маршрутной игры — воспитатель, ведущие на станциях — воспитатели, специалисты, родители.

Цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, уважение к правилам дорожного движения.
  2. Развивать у детей активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
  3. Проверить и закрепить знания по правилам дорожного движения

Ход игры:

Вступительная часть

Взрослые и дети сидят на стульях в музыкальном зале.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду. Чаще всего вы приходите в детский сад как зрители, поэтому сегодня особенно приятно видеть вас в новом качестве — в качестве участников маршрутной игры. Приглашаю вас в круг, чтобы поприветствовать друг друга.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ты — мой друг, и я — твой друг,

Как прекрасен мир вокруг!

А теперь предлагаю небольшую интеллектуальную викторину. Сначала отвечают дети, но если у них возникают трудности, то родители могут помочь.

Викторина «На дороге»

  1. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога)
  2. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)
  3. Дом для автомобиля. (Гараж)
  4. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)
  5. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар)
  6. Изгиб дороги. (Поворот)
  7. Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)
  8. Полосатая разметка перехода. (Зебра)
  9. Место пересечения улиц. (Перекрёсток)
  10. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка)
  11. Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир).
  12. Кто продаёт билеты в общественном транспорте? (Кондуктор)
  13. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель)
  14. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф)

Ведущий:

Внимание, внимание!

Юные пешеходы и их родители,

Среди которых есть и водители,

В игре поучаствовать, не хотите ли?

Вас ожидает состязание

На лучшее знание и умение

Правил дорожного движения!

В городе Детство случилась беда:

Исчезли все знаки неизвестно куда.

И чтобы порядок в тот город вернуть,

Пройти вам придётся нелёгкий путь.

Нужно зеленых кружочков набрать,

И на знаки дорожные их поменять.

Ведущий:

А теперь послушайте внимательно правила игры. Сейчас каждая команда получит свой маршрутный лист, согласно которому будет проходить станции. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать соответствующую отметку в маршрутном листе: зеленый круг — задание выполнено верно, желтый круг — задание вызвало некоторые трудности, красный круг — задание не выполнено. На последней станции собранные отметки вы сможете обменять на новые дорожные знаки. Таким образом, вы поможете жителям навести порядок на улицах города Детство.

А теперь пора начинать игру.

Каждой команде ведущий дает маршрутный лист.

Практическая часть

Станции:

  1. «Занимательная» (игровая)

В роли ведущего станции — воспитатель. Задание заключается в поиске 10 отличий на картинках по ПДД. Чтобы не возникало трудностей, каждое отличие отмечается на картинках соответствующей цифрой.

  1. «Спортивная» (физкультурный зал)

В роли ведущего станции — инструктор по физической культуре. Он предлагает две игры — соревнования «Внимательный водитель» и «Ловкий пешеход». Первая игра заключается в том, что участники должны «проехать» на машине между кеглями; а вторая — сбить мячом кегли.

  1. «Познавательная» (комната ИКТ)

В роли ведущего — воспитатель. Сначала он предлагает компьютерную игру «Виды транспорта», где нужно распределить транспорт на три группы: воздушный, наземный и водный. Затем — игру «Парные картинки» на закрепление дорожных знаков.

  1. «Автомастерская» (музыкальный зал)

В роли ведущего — музыкальный руководитель. Здесь необходимо собрать 4 пазла, на которых изображены спецмашины.

  1. «Творческая» (мини-музей «Русская изба»)

В роли ведущего — воспитатель. Он предлагает участникам своими руками сделать фликер — небольшой значок для одежды, имеющий высокие световозвращающие свойства при попадании на него света. Он предназначен для повышения безопасности пешеходов на дорогах в темное время суток. Готовые фликеры дети забирают с собой.

Если с мамой вышел в путь,

Ты про фликер не забудь!

Ты его с собой бери,

Пригодится он в пути.

Фликер светится, играя,

Виден я издалека.

Вот машина грузовая,

Водитель тормозит слегка!

  1. «Поисковая» (музыкальный зал)

В роли ведущего — воспитатель. На этой станции набранные зеленые круги воспитанники и родители меняют на дорожные знаки и устанавливают их в нужном месте.

Заключительная часть.

Ведущий:

Спасибо всем участникам за активность, ответственность, с которой подходили к каждому заданию, за неоценимую помощь, оказанную вами жителям небольшого городка Детство.

Ребята, понравилась ли вам игра? Какая станция была самой интересной? А какая самой трудной? Какие мы можем сделать из нашей игры выводы?

Ответы детей.

Ведущий:

Правильно, без знания правил дорожного движения, как для водителей, так и для пешеходов, не сможет жить ни один город, ни один посёлок, ни один человек. Знание правил и их выполнение помогает нам жить, сохранить наше здоровье, нашу жизнь.

Ведущий:

Приглашаю всех на общую разминку.

Танцевальная разминка «Дорожные знаки»

Ведущий:

А теперь слово предоставляется сотруднику полиции, который готов подвести итоги.

Команды строятся и получают медали и сладкие призы.

Литература:

  1. Программа Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
  2. «Как обеспечить безопасность дошкольников» К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина.
  3. «Правила дорожного движения для детей младшего возраста» Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева.
  4. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф.
  5. Занятия по ОБЖ с дошкольниками» М. Р. Максиняева.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, маршрутная игра, маршрутный лист, музыкальный зал, ведущий, задание, родитель, роль ведущего, безопасное поведение.


Задать вопрос