Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения, к сожалению, стали реалиями современной жизни. И решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам развития нашей страны.
Знание и соблюдение правил дорожного движения — обязанность каждого, независимо от возраста. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов — детей. Чем раньше ребенок научится различать и понимать дорожные знаки, тем меньше будет несчастных случаев на дорогах. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем всё сложнее обеспечить их безопасность.
Задача взрослых — развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это до того, как ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучать правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Взрослые, особенно родители, служат образцом поведения для дошкольника. Как ведут себя на улице мама и папа, так будет вести себя и ребенок. Эффективность обучения детей правилам дорожного движения во многом зависит от активного участия родителей в совместной с ними деятельности. А, как известно, чтобы учить чему — то другого, нужно сначала научиться самому.
Что такое маршрутная игра?
Свою работу в области безопасности на дорогах представляем в форме маршрутной игры «В поисках дорожных знаков». Мы выбрали эту форму работы, так как она актуальна, доступна и несёт новизну в работе с детьми и родителями.
Маршрутная игра — способ организации дошкольников и их родителей. Она позволяет детям проявить себя, показать свой кругозор, лучшие качества, почувствовать себя успешными, создает положительный эмоциональный настрой. В ходе мероприятия между детьми и родителями происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры позволяет им раскрепоститься, показать себя с новой стороны. В ходе маршрутной игры ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.
Цель игры: создание доступной среды для детей и родителей по обучению правилам дорожного движения, формированиюудошкольниковосознанного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах.
С помощью технологии маршрутной игры мы создали условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появилось желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач программы ДОО.
Благодаря тому, что семьи включились в творческую и познавательную деятельность, мы решили важную задачу — объединили всех участников образовательного процесса. Данное мероприятие входит в систему мероприятий по ПДД и является логическим продолжением предыдущей работы.
Самоанализ
В день проведения маршрутной игры воспитанники вместе с мамами собрались в музыкальном зале для общего построения. Сначала все присутствующие дружно поприветствовали друг друга. Затем в качестве интеллектуальной разминки участникам игры была предложена викторина «На дороге». После этого ведущий озвучил задание — помочь найти пропавшие в городе Детство дорожные знаки.
Участники быстро поделились на команды (взрослый — ребенок), каждая из которых получила маршрутный лист с названиями станций. Маршрутные листы были продуманы так, чтобы команды не пересекались на станциях. В игре были задействованы музыкальный и спортивный залы, педагогический кабинет, игровая, мини — музей «Русская изба», комната ИКТ. Это позволило командам свободно ориентироваться и перемещаться по маршруту. Для оформления использовались плакаты, рисунки, наборы дорожных знаков, маршрутные листы.
На каждой станции пару — маму и ребенка — встречал ведущий и предлагал задания. За выполненное задание участники получали соответствующую отметку в маршрутном листе: зеленый круг — задание выполнено верно, желтый круг — задание вызвало некоторые трудности, красный круг — задание не выполнено.
Сценарий игры предусматривал различные задания. Например, игры на ноутбуках заставили участников быть внимательными, развивали у дошкольников познавательную активность. Также ведущие предлагали выполнить детям и родителям традиционные упражнения (например, «Найди 10 отличий»). Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам детей 6–7 лет. Время для игры использовалось рационально и эффективно. После прохождения станций все пары собрались в музыкальном зале для проведения разминки и подведения итогов.
Дети с азартом выполняли задания, ведь рядом с ними были их мамы. Проявили так же инициативность, самостоятельность и дисциплинированность. Родители записали в Книге отзывов свои впечатления и отметили, что данное мероприятие позволило им поразмышлять, лучше узнать своих детей, с пользой провести время с ребенком.
А мы, как педагоги, повысили профессиональное мастерство. Во время проведения мероприятия воспитателями были проявлены организаторские умения, доброжелательный тон, чёткость, находчивость, компетентность, достаточный уровень эрудиции.
Предварительная работа: подготовка инвентаря и оборудования, оформление маршрутных листов, распределение заданий по станциям.
Действующие лица: ведущий маршрутной игры — воспитатель, ведущие на станциях — воспитатели, специалисты, родители.
Цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Задачи:
- Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, уважение к правилам дорожного движения.
- Развивать у детей активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
- Проверить и закрепить знания по правилам дорожного движения
Ход игры:
Вступительная часть
Взрослые и дети сидят на стульях в музыкальном зале.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду. Чаще всего вы приходите в детский сад как зрители, поэтому сегодня особенно приятно видеть вас в новом качестве — в качестве участников маршрутной игры. Приглашаю вас в круг, чтобы поприветствовать друг друга.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Ты — мой друг, и я — твой друг,
Как прекрасен мир вокруг!
А теперь предлагаю небольшую интеллектуальную викторину. Сначала отвечают дети, но если у них возникают трудности, то родители могут помочь.
Викторина «На дороге»
- Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога)
- Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)
- Дом для автомобиля. (Гараж)
- Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)
- Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар)
- Изгиб дороги. (Поворот)
- Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)
- Полосатая разметка перехода. (Зебра)
- Место пересечения улиц. (Перекрёсток)
- Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка)
- Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир).
- Кто продаёт билеты в общественном транспорте? (Кондуктор)
- Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель)
- Наказание за нарушение ПДД. (Штраф)
Ведущий:
Внимание, внимание!
Юные пешеходы и их родители,
Среди которых есть и водители,
В игре поучаствовать, не хотите ли?
Вас ожидает состязание
На лучшее знание и умение
Правил дорожного движения!
В городе Детство случилась беда:
Исчезли все знаки неизвестно куда.
И чтобы порядок в тот город вернуть,
Пройти вам придётся нелёгкий путь.
Нужно зеленых кружочков набрать,
И на знаки дорожные их поменять.
Ведущий:
А теперь послушайте внимательно правила игры. Сейчас каждая команда получит свой маршрутный лист, согласно которому будет проходить станции. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать соответствующую отметку в маршрутном листе: зеленый круг — задание выполнено верно, желтый круг — задание вызвало некоторые трудности, красный круг — задание не выполнено. На последней станции собранные отметки вы сможете обменять на новые дорожные знаки. Таким образом, вы поможете жителям навести порядок на улицах города Детство.
А теперь пора начинать игру.
Каждой команде ведущий дает маршрутный лист.
Практическая часть
Станции:
- «Занимательная» (игровая)
В роли ведущего станции — воспитатель. Задание заключается в поиске 10 отличий на картинках по ПДД. Чтобы не возникало трудностей, каждое отличие отмечается на картинках соответствующей цифрой.
- «Спортивная» (физкультурный зал)
В роли ведущего станции — инструктор по физической культуре. Он предлагает две игры — соревнования «Внимательный водитель» и «Ловкий пешеход». Первая игра заключается в том, что участники должны «проехать» на машине между кеглями; а вторая — сбить мячом кегли.
- «Познавательная» (комната ИКТ)
В роли ведущего — воспитатель. Сначала он предлагает компьютерную игру «Виды транспорта», где нужно распределить транспорт на три группы: воздушный, наземный и водный. Затем — игру «Парные картинки» на закрепление дорожных знаков.
- «Автомастерская» (музыкальный зал)
В роли ведущего — музыкальный руководитель. Здесь необходимо собрать 4 пазла, на которых изображены спецмашины.
- «Творческая» (мини-музей «Русская изба»)
В роли ведущего — воспитатель. Он предлагает участникам своими руками сделать фликер — небольшой значок для одежды, имеющий высокие световозвращающие свойства при попадании на него света. Он предназначен для повышения безопасности пешеходов на дорогах в темное время суток. Готовые фликеры дети забирают с собой.
Если с мамой вышел в путь,
Ты про фликер не забудь!
Ты его с собой бери,
Пригодится он в пути.
Фликер светится, играя,
Виден я издалека.
Вот машина грузовая,
Водитель тормозит слегка!
- «Поисковая» (музыкальный зал)
В роли ведущего — воспитатель. На этой станции набранные зеленые круги воспитанники и родители меняют на дорожные знаки и устанавливают их в нужном месте.
Заключительная часть.
Ведущий:
Спасибо всем участникам за активность, ответственность, с которой подходили к каждому заданию, за неоценимую помощь, оказанную вами жителям небольшого городка Детство.
Ребята, понравилась ли вам игра? Какая станция была самой интересной? А какая самой трудной? Какие мы можем сделать из нашей игры выводы?
Ответы детей.
Ведущий:
Правильно, без знания правил дорожного движения, как для водителей, так и для пешеходов, не сможет жить ни один город, ни один посёлок, ни один человек. Знание правил и их выполнение помогает нам жить, сохранить наше здоровье, нашу жизнь.
Ведущий:
Приглашаю всех на общую разминку.
Танцевальная разминка «Дорожные знаки»
Ведущий:
А теперь слово предоставляется сотруднику полиции, который готов подвести итоги.
Команды строятся и получают медали и сладкие призы.
Литература:
- Программа Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
- «Как обеспечить безопасность дошкольников» К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина.
- «Правила дорожного движения для детей младшего возраста» Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева.
- «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф.
- Занятия по ОБЖ с дошкольниками» М. Р. Максиняева.