Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Рыжова Любовь Анатольевна, Балакирева Наталья Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 03.05.2021
Статья просмотрена: 712 раз
Библиографическое описание:
Рыжова, Л. А. Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Рыжова, Н. В. Балакирева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6338/ (дата обращения: 24.12.2024).
В статье авторы рассматривают возможности конструктора ЛЕГО для формирования и обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: LEGO, ребенок, дошкольный возраст, математическое образование.
Развитие математических представлений детей дошкольного возраста является одним из перспективных направлений современного дошкольного образования. Основы успешности в мире, пронизанном математизацией и информатизацией, закладываются в дошкольном детстве. В концепции математического образования от 08.10.2021 г. подчеркивается, что качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [2, с. 1]. В отношении дошкольного образования в концепции предлагается создавать условия: предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка, для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Развитие математических представлений — один из значимых компонентов в формировании картины мира ребенка дошкольного возраста, влияющий на формирование математического мышления. Математическое мышление характеризуется четкостью, точностью, краткостью и логичностью мысли, умением пользоваться символикой. Эффективным средством развития математического мышления детей старшего дошкольного возраста можно считать конструктивно-познавательную деятельность с использованием конструктора LEGO. Лего-конструирование основано на действии, а формирование математического мышления эффективнее всего происходит за счет познавательно-практической деятельности, направленной на освоение способов действий с предметами или их заместителями. Конструктор LEGO является современным и перспективным средством математического развития дошкольника, будучи образным, кинестетическим материалом, позволяющим решать множество математических задач.
Конструктор LEGO используется педагогами в образовательной деятельности для развития представлений о числе и количестве, величине, форме, развития пространственной ориентировки.
Развитие конструктивной деятельности с математическим содержанием происходит поэтапно. Первоначально детям предлагаются дидактические игры, позволяющие познакомиться с конструктором LEGO, названиями деталей, способами их скрепления, озвучиваются правила использования конструктора.
На следующем этапе происходит непосредственное формирование элементарных математических представлений с помощью конструктора LEGO. Проводятся преимущественно игровые дидактические упражнения и игры с математическим содержанием. Так, при закреплении понимания отношений между числами натурального ряда педагог выкладывает две карточки с цифрами. Для сравнения чисел сначала предлагает ребенку построить башню из кирпичиков, количество которых соответствует цифре на карточке. Чтобы сравнить два числа, достаточно определить, какая башня выше. Ребенок определяет, в какой башне кирпичиков больше, и ставит соответствующий знак.
Для совершенствования навыков количественного счета предлагаем детям карточки, представленные ниже.
Для формирования у детей измерительных умений предлагаем детям кирпичики LEGO в качестве мерки для измерения предметов. Например, длина машины составляет 3 кирпичика LEGO. Можно также предложить ребенку измерить длину и ширину предмета и сравнить их.
При развитии представлений о весе предметов детали LEGO используются в качестве гирек. Так дети в практической деятельности могут узнать и сравнить вес предмета, выявить зависимость веса предмета от вида гирьки. Для измерения одного и того предмета используется разное количество кубиков и кирпичиков LEGO.
Для знакомства детей с составом числа используются кирпичики двух цветов. Педагог показывает на платформе, как получить число разными способами. Так как варианты получения числа будут разные, можно выполнить коллективную работу и выставить на платформе все возможные варианты. Очень доступным для понимания ребенка способом определения состава числа становится измерение башни из кубиков LEGO на весах.
Используем конструктор при развитии у детей умения ориентироваться на ограниченной территории, располагая предметы в указанном направлении на платформе LEGО. С помощью LEGO составляем вместе с детьми схемы и маршруты, «читая» по ним направление движения в пространстве.
Использование конструктора в LEGO развитии у детей элементарных математических представлений является образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия и эффективным средством для развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Белошистая А. В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: диссертация доктора педагогических наук. М, 2003. 405 с.
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации https://docs.cntd.ru/document/499067348
Похожие статьи
Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников
В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.
Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори
В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.
Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника
В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.
3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Также приведена актуальность данной темы в современном обществе. Дано определение понятию воображение, инновационные технологии, и их роль в развитии в...
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира с помощью игр и игровых заданий
В статье авторы исследуют связь развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира при использовании игр и игровых заданий.
Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников
В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.
Похожие статьи
Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников
В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.
Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори
В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.
Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника
В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.
3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Также приведена актуальность данной темы в современном обществе. Дано определение понятию воображение, инновационные технологии, и их роль в развитии в...
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира с помощью игр и игровых заданий
В статье авторы исследуют связь развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира при использовании игр и игровых заданий.
Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников
В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.