Интегрированное занятие с использованием песочной терапии «Весна пришла» для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Авторы: Кадочникова Наталия Олеговна, Карпова Оксана Геннадьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 30.04.2021
Статья просмотрена: 171 раз
Библиографическое описание:
Кадочникова, Н. О. Интегрированное занятие с использованием песочной терапии «Весна пришла» для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи / Н. О. Кадочникова, О. Г. Карпова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6335/ (дата обращения: 16.12.2024).
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— учить правильному употреблению форм единственного числа существительных в дательном падеже;
— учить употреблять правильно предлоги при ответе на вопросы;
— учить работать на индивидуальных бланках;
— продолжать учить чертить схему предложения с заданным количеством слов.
коррекционно-развивающие:
— обогащать словарный запас словами-признаками по теме весна;
— развивать умение понимать пространственное значение предлогов;
— развивать диалогическую речь, быстроту мыслительных процессов;
— развивать умение снимать эмоциональное напряжение с помощью невербальных средств;
— стимулировать воображение и чувственное восприятие;
— развивать общую и мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.
коррекционно-воспитательные:
— создавать непринужденную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон;
— формировать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающей действительности.
Оборудование: интерактивная панель «Колибри», медиа презентация по теме мероприятия, маркеры, желтые карандаши, массажные мячики, песочные планшеты для рисования.
Предварительная работа: Беседа о весне, приметах весны. Рассматривание иллюстраций о весне. Знакомство с навыками рисования на песке.
Ход занятия
Педагог-психолог: Проходите, ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Повторяйте за мной.
Упражнение «Солнечная улыбка»
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга)
Распустило лучики, (руки в стороны, пальчики раскрыть)
Разогнало тучки, (двигать ладошками в стороны)
Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки)
Доброго утра пожелало! (Прижать ладони к груди)
Педагог-психолог: Хотите узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Тогда отгадайте мою загадку:
Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!
Правильно, мы сегодня поговорим о весне. Присаживайтесь на свои места.
Педагог-психолог: Ребята, вы рады, что весна наступила?
Игра «Хорошо — плохо»
Расскажите, что хорошего происходит весной, а что плохого можно увидеть или может случиться весной.
— Хорошо (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.)
— Плохо ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д.)
Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы правильно ответили.
Игра «Договори словечко»
Зимою так спокойно, тихо,
Весною — суета, неразбериха.
Кто поет, и гомонит? (Птицы)
Что с крыши капает, звенит? (Капель)
Что так весело журчит? (Ручей)
А на речке что трещит? (Лед)
Учитель-логопед: Посмотрите-ка ребята, после зимней спячки проснулся Ежик. Он очень рад приходу весны. Ежик решил запомнить все весенние приметы и рассказать своему другу медвежонку, который еще спит в берлоге.
Игра «Письмо о весне»
Солнце мало светит, стала ночь длиннее,
А день еще короче и воздух холоднее.
На земле — проталинки. Дети сняли валенки.
Ручьи замерзают. Птицы улетают.
Почки набухают. Подснежник расцветает.
Тают сосульки, капает с крыш.
На санках катается малыш.
Правильно ли назвал Ежик весенние приметы? (Ответы детей) Назовите приметы весны, что бы Ежик мог рассказать о ней медвежонку.
Учитель-логопед: Возьмите планшеты и маркеры и запишите схему предложения.
Упражнение «Схема предложения»
Наступила ранняя весна. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Какое третье слово?
Учитель-логопед: Весна-красна пришла и тепло нам принесла. Посмотрите на экран, что вы видите? (Солнышко)
Игра «Солнечный лучик»
Придумайте, как можно больше слов про солнышко и оно подарит вам солнечный лучик. ( Весеннее, ясное, теплое, ласковое, нежное, яркое)
Физкультминутка «Весна пришла»
Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей.
Вы за ручейком бегите , (Бег по кругу)
Лужи вы перешагните. (Ходьба по кругу)
Вот веселый воробей в лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)
Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)
И отряхается. (Потрястикистями )
А теперь полетели и на место тихо сели.
Учитель-логопед: Ребята скажите, весеннее солнышко чему улыбнулось? Лучами до чего оно дотянулось? (Дети работают на индивидуальных бланках. Правильно отвечая на вопрос, они соединяют солнечный лучик с признаком весны.)
Рис. 1. Признаки весны (1, с.37)
Правильно, ребята, а теперь ответьте на вопросы:
Откуда капают сосульки?
Откуда птицы прилетели?
Откуда подснежник пробивается?
Куда течет ручей?
Где распускаются листья?
Откуда медведь вылезает после зимней спячки?
Педагог-психолог: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить свое весеннее настроение оставить на песке. Но для начала надо разогреть наши пальчики. Проходите к песочным столам.
Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком
По тропинке, по дорожке (катают в ладонях мячик)
Топают к нам чьи-то ножки (стучат по правой ладони)
Это еж колючий бок (стучат по левой ладони)
По грибам большой знаток (круговые движения)
Ежик маленький замерз и в клубок свернулся (сжать мячик)
Солнце ежика согрело, ежик развернулся (раскрыть ладони показать мячик)
Упражнение «Нарисуй весну на песке».
Дети включают свет на песочных планшетах и начинают рисовать под легкую музыку, вспоминая приметы весны.
Рефлексия
Педагог-психолог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Что именно вам запомнилось и понравилось? Что было самым трудным для вас? До свидания, но новых встреч!
Литература:
- Киселева Г.А Книжка-учишка. Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков детей 4–6 лет. Вып.3 — М.: Книголюб, 2003.