Практическое применение технологии продуктивного чтения в ДОУ (на примере рассказа Б. Житкова «На льдине»)
Автор: Родионова Юлия Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 23.03.2021
Статья просмотрена: 226 раз
Библиографическое описание:
Родионова, Ю. М. Практическое применение технологии продуктивного чтения в ДОУ (на примере рассказа Б. Житкова «На льдине») / Ю. М. Родионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6179/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: технология продуктивного чтения, приобщение к художественному чтению.
Проблема, которая охватывает все современное подрастающее поколение, — это отсутствие устойчивого интереса к чтению, к книге.
Книга не в силах конкурировать с Интернетом, компьютерными играми и потому теряет свои позиции с каждым годом. Но мы прекрасно понимаем, что именно книга формирует и познавательные способности, и эмоциональную сферу, и обогащает все стороны жизни и личности ребенка.
Так что задача — воспитать в ребенке духовную потребность в книге, взрастить не ослабевающую со временем любовь к чтению — важнейшая в дошкольном и школьном образовании.
Задача не из простых, поскольку художественные произведения наших замечательных писателей и поэтов не особо увлекают современных малышей. Там нет фантазийных персонажей (мы не говорим сейчас о народных сказках), современной гипердинамики событий — всего того, что любят теперь дети.
Поэтому педагог, который ответственен за формирование читательского интереса детей, изыскивает разные пути к сердцу и уму маленького читателя.
И тут важно так построить процессы чтения-слушания и разбора художественного произведения, чтобы ребенок ощутил свою сопричастность к происходящим в книге событиям. Этому очень хорошо помогает технология продуктивного чтения , разработанная Н. Светловской. [2] Данная технология отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и ориентирует дошкольников на развитие ключевых компетенций. [1]
Работа с текстом строится таким образом, что для ребенка становится ясным значение любого неизвестного слова или выражения.
Структура такого урока-занятия тоже работает на желание педагога разъяснить для ребенка все непонятные слова и события.
В предлагаемом материале я демонстрирую пример работы с «неинтересным» текстом художественного произведения с группой детей старшего дошкольного возраста, используя возможности технологии продуктивного чтения .
Образовательная область: «Приобщение к художественному чтению»
Форма: подгрупповая
Оборудование:
— сборник рассказов Бориса Житкова «Что бывало»
— портрет писателя
— ватман с изображением моря
— лист белой бумаги, символизирующий льдину
— вырезанные из цветной бумаги самолетик и пароход
— фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш
— фотографии моря летом и зимой
— аудиофайл «Звуки моря», компьютер
— картинка с изображением тулупа, саней.
Цель:
формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии продуктивного чтения.
Задачи:
— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;
— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
— прививать любовь к книгам, чтению
Ход занятия:
Этапы занятия |
Деятельность воспитателя и детей |
1 этап — работа с текстом до чтения. Введение в тему. Беседа по картинкам, с опорой на личные впечатления детей. Наглядный метод, метод сопоставления, словесный метод. |
- Послушайте, что за звуки вы слышите. Как поняли, что это море. — Море летом. Какое оно? Что чувствуешь, глядя на него? Что хочется сделать? — Посмотрите на зимнее море. Какое оно? — Я приготовила вам одну историю, которую написал Б.Житков, про людей, оказавшихся в море (о названии рассказа детям не сообщается) |
2 этап — чтение текста, работа с текстом во время чтения Эмоциональное «проживание» детьми событий рассказа. Пояснение значения слов-предметов с демонстрацией изображений. |
- Почему рыбаки стали проситься остаться на ночь, ведь рыбы они поймали много? — Тулуп — шуба мехом внутрь. — Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях? — Мачта — толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест. — Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте? |
3 этап — работа с текстом после чтения. Беседа по прочитанному с параллельным выполнением карты случившихся событий. Словесные методы. Приемы работы с названием рассказа. Словесное рисование. Предметные действия. Работа с обложкой книги. [3, с.40] |
- Чем интересна эта история? Что случилось с людьми, скажите одним предложением (люди попали в беду) — Ребята, мы с вами сейчас сделаем так, как делают работники МЧС: составим карту событий и выясним, почему так произошло, кто виноват и как надо было поступить, чтобы беды не было (дети усаживаются вокруг стола, на котором разложены ватман, фломастеры, клей, вырезанные льдины) — Где происходили события? С кем? Сколько их было? (выполнение карты событий: наклеить на море льдину, нарисовать 8 рыбаков) — Почему это случилось? — Как рыбаки пытались спастись? Кто придумал сделать мачту? (рисуем мачту, красный флаг) — Как еще можно было дать сигнал бедствия? (рация, телефон, письмо в бутылке, ракетница, почтовый голубь) — Случайно появился самолет? Кто его отправил искать людей? — Как спасли рыбаков? (наклеиваем самолет, пароход) Водный и воздушный транспорт участвовал в поисково-спасательных операциях уже 100 лет назад. — Как надо было поступить рыбакам, чтобы избежать беды? — Чему научились рыбаки? — Кто главный герой рассказа — море или люди? Какое название дадим рассказу? — На самом деле рассказ называется «На льдине». — Рассмотрите обложку. Что изображено на ней? — Что бы вы нарисовали? — Рефлексия. Понравился рассказ? Какой момент был самым волнующим? Подвижная игра «Море волнуется…» |
Литература:
- Кокоулина, С. В. Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников. // Образование и воспитание. — 2017. — № 1. — с. 31–33.
- Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2003. — № 1. — с. 11–18.
- Лазарева, В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. — Сост. В. А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 с. 40.
- Житков, Б. С. Что бывало. — Мурманск. — 1983.
Ключевые слова
технология продуктивного чтения, приобщение к художественному чтениюПохожие статьи
Использование технологии продуктивного чтения на примере урока литературного чтения по теме «Ю. Яковлев. «Мама»
В статье рассматривается применение технологии продуктивного чтения на примере конкретного урока литературного чтения. Дана краткая характеристика технологии продуктивного чтения, пример её применения на уроке и результат регулярного использования.
Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии
В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.
Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе
В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.
Теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения — это здорово! (Из опыта работы)
Статья посвящена обсуждению использования технологии ТРИЗ и РВТ в работе с детьми дошкольного возраста. Показан опыт воспитателей по использованию данной технологии в работе с воспитанниками детского сада.
Проблемы литературного чтения поколения Z
В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и...
Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...
Использование лингвотеатральных приемов в обучении русскому языку как иностранному
В статье охарактеризован методический потенциал приемов, связанных с реализацией лингвотеатрального подхода в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются цели и задачи применения драматизации как формы организации процесса обучения, воз...
Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»
В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.
Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Похожие статьи
Использование технологии продуктивного чтения на примере урока литературного чтения по теме «Ю. Яковлев. «Мама»
В статье рассматривается применение технологии продуктивного чтения на примере конкретного урока литературного чтения. Дана краткая характеристика технологии продуктивного чтения, пример её применения на уроке и результат регулярного использования.
Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии
В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.
Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе
В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.
Теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения — это здорово! (Из опыта работы)
Статья посвящена обсуждению использования технологии ТРИЗ и РВТ в работе с детьми дошкольного возраста. Показан опыт воспитателей по использованию данной технологии в работе с воспитанниками детского сада.
Проблемы литературного чтения поколения Z
В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и...
Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...
Использование лингвотеатральных приемов в обучении русскому языку как иностранному
В статье охарактеризован методический потенциал приемов, связанных с реализацией лингвотеатрального подхода в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются цели и задачи применения драматизации как формы организации процесса обучения, воз...
Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»
В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.
Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...