Технология продуктивного чтения как способ противостояния клиповому восприятию мира
Автор: Филиппова Татьяна Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 08.06.2017
Статья просмотрена: 323 раза
Библиографическое описание:
Филиппова, Т. С. Технология продуктивного чтения как способ противостояния клиповому восприятию мира / Т. С. Филиппова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12506/ (дата обращения: 17.12.2024).
21 век… Век информационных технологий… Как не потеряться человеку, а особенно ребенку в потоке информации, когда на второй план уходят чувства, мысли, отношения? Важнее знать и быть в курсе происходящего. А для этого все есть — телевизор, компьютер, Интернет.
Как наши дети делают уроки? Одновременно они могут сидеть в чате с друзьями в социальной сети и телефоне, смотреть видео, слушать музыку и многое другое. Но это совсем не значит, что мы растим Цезарей, это означает, что, скорее всего, перед нами представители поколения клипового мышления — «люди-клипы».
Что же такое клиповое мышление? Это восприятие мира через короткие яркие образы, не связанные по смыслу между собой. Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии. Дети не могут сосредоточиться в работе над информацией.
Прогресс не остановить и преодолеть клиповое мышление невозможно, но возможно противостоять формированию клипового восприятия мира на той стадии, когда сознание еще не сформировалось как система.
Основной задачей педагога является желание научить детей работать с этой информацией, понимать и преобразовывать ее для создания целостной картины мира. В этом помогает одна уникальная вещь. В ней живут думы прошедших времен. Все. Что человечество совершило. Передумало. Все, что оно достигло — все это сохранилось здесь. Это КНИГА.
Как сказал Дени Дидро «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Поэтому основной задачей вижу не просто научить детей читать, а читать продуктивно, получая при этом главный продукт свой деятельности — полноценное понимание и восприятие детьми текста. Ведь интерес к чтению возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением.
В своей деятельности использую технологию продуктивного чтения Н. Н. Светловской. Данная технология универсальна, т. к. ее можно использовать, обучая по разным образовательным программам.
Технология имеет три этапа — до чтения, во время чтения, после чтения с вычитыванием трех видов информации: фактуальной (то, о чем говорится в тексте в явном виде), подтекстовой (то, о чем говорится в неявном виде, «между строк»), концептуальной (в которой скрыт основной смысл текста, отражающий замысел автора).
Рассмотрим приемы технологии на конкретных примерах.
− Первый этап — работа с текстом до чтения. На данном этапе используется прием антиципация. Цель этапа — прогнозирование содержания текста. Главная задача учителя — вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию.
− Предлагаю пример работы с текстом до чтения на иллюстрации к произведению В. Драгунского «Англичанин Павля», учебник литературного чтения 3 класс.
− Можно ли предположить по рисунку, кто герои этого произведения? (Скорее всего, ребята скажут, что герои произведения семья)
− А может быть это учитель и ученик?
− Одинаковое ли у них настроение? Каким изображен мальчик? Почему он сидит на окне?
− Что обрадовало папу?
− А теперь узнаем фамилию автора рассказа — Виктор Драгунский. Что еще нам стало понятно в иллюстрации? (Мальчика зовут Дениска Кораблев. Это герой многих произведений Драгунского). Истории о Дениске всегда интересны. Захотелось прочитать новую?
Мотивация к прочтению произведений создана, работа с текстом переходит во второй этап — во время чтения. Цель этапа — понять текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкование, оценку). Главная задача учителя — обеспечить полноценное восприятие текста детьми. В решении этой задачи помогает прием «диалог с автором». Данный прием учит детей видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.
Пример проведения диалога с автором покажу на стихотворении В. Лапина «Утро», учебник литературного чтения «Капельки солнца» 1 класс.
Утром было много чудес: (О чем хочется спросить автора? Каких чудес? А вы как сами ответите? Читаем дальше, проверяем свои предположения).
Появился ветерок — и исчез. (Вот оно — чудо. Читаем дальше, может быть, еще что-то случилось?)
Мыли облаку бока облака –
Стало облако белей молока. (Представили, как мыли облака бока облаку? Интересно, что с ним случилось, где оно испачкалось?)
А потом на небольшой высоте
Самолет один смешной пролетел. (А теперь вы о чем бы спросили автора? Почему самолет смешной? А сами как думаете? Давайте послушаем автора)
Помахал он сверху липам, домам –
И умчался по своим по делам. (Смогли представить этот самолет в своем воображении?)
− Сколько чудес увидел автор? Какие?
Перечислив чудеса, описанные автором, мы вычитали фактуальную, поверхностную информацию. А теперь будем углубляться в текст, вычитывая подтекстовую информацию — неявную, скрытую.
− Автор увидел чудеса. Значит, он оказался в волшебной стране? (Нет) А где? (В обыкновенном городе, потому что читаем о липах, домах, ветерке, самолете).
− А мы с вами могли бы все это увидеть? (Конечно) А сочли бы это чудесами? (Наверное, нет)
− Каким человеком нужно быть, чтоб в обычных предметах и явлениях природы увидеть чудесное? (Фантазером, внимательным, добрым, романтичным, веселым)
− Вот таким человеком мы увидели поэта Владимира Лапина. А что вы узнали про себя, прочитав это стихотворение?
Вычитав фактуальную и подтекстовую информацию стихотворения, выводим ребят на понимание концепта произведения — главной идеи.
− Чем поэт хотел поделиться с вами, написав это произведение? (Чудеса можно увидеть повсюду, но для этого самому нужно быть внимательным, фантазером, добрым, с открытой душой).
Каждый человек понимает концепт по-своему, в силу своего внутреннего мира, эмоциональности и глубокого понимания.
Цель третьего этапа работы с текстом после чтения — скорректировать читательскую интерпретацию авторским смыслом. Задача учителя на этом этапе — обеспечить углубленное восприятие и понимание текста детьми. На этом этапе уместны задания творческого вида. Например, «Кубик Блума». На гранях обыкновенного детского кубика написаны начальные слова заданий: «почему?», «объясни», «назови», «предложи», «придумай», «поделись».
Приведу пример творческих заданий с использованием кубика Блума по стихотворению В. Лапина «Утро». Дети по вариантам кидают кубик, выпавшая грань — творческое домашнее задание: подготовь ответ на вопрос — Почему высота, на которой пролетел самолет, небольшая? Почему он помахал липам, домам? Объясни, как появляется ветерок. Назови героев других произведений, которые могут совершать чудеса. Предложи свое название стихотворению. Придумай продолжение истории о самолете. Поделись своим увиденным обыкновенным чудом.
Считаю, что технология продуктивного чтения учит детей сосредотачивать свое внимание и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени, выстраивать образную систему. А всяческое закрепление способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Литература:
- http://www.oum.ru/literature/raznoe/klipovoe-myshlenie-iskazhaet-realnost-mira/
- http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip
- http://mirage-ok.livejournal.com/413915.html