Возможности использования цвета при выполнении физических упражнений детьми дошкольного возраста
Авторы: Гусева Татьяна Александровна, Соколова Анастасия Александровна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 22.03.2021
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Гусева, Т. А. Возможности использования цвета при выполнении физических упражнений детьми дошкольного возраста / Т. А. Гусева, А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6174/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматривается вопрос цветового сопровождения образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: цвет, дошкольный возраст, образовательный процесс, физкультурный зал, физкультурное оборудование.
Известно, что цвет играет важную роль в жизни человека. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет.
Особое воздействие цвета на человека, его здоровье и психику в своих исследованиях отмечают представители самых разных наук. Цвет способен радовать и огорчать, стимулировать и успокаивать, мобилизовывать и расслаблять, он может влиять на самочувствие и работоспособность детей. Цветом можно лечить и корректировать, определенный цвет способен снять у детей дошкольного возраста психоэмоциональную напряжённость.
В развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образовательного учреждения цвету отводится немаловажное место, однако, как показывает анализ литературы, область его активного рассмотрения чаще всего ограничивается рамками изобразительного искусства. Между тем, с помощью цвета можно не только внести существенное разнообразие в образовательной процесс, в том числе и по физической культуре, но и использовать его для отдыха и восстановления, оптимизации психофизических функций, трансформации восприятия окружающего пространства — например, путём изменения цвета освещения в спортивном зале.
Установлено, что дети дошкольного возраста предпочитают яркие и светлые оттенки различных цветов, которые оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему.
Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
Заслуживает большого интереса концепция цветового сопровождения Н. Н. Ефименко, главная идея, которой состоит в том, что посредством определенных цветовых режимов (интерьера физкультурного зала, кабинета ЛФК, включая физкультурное оборудование, тренажеры и игровой инвентарь) можно содействовать более эффективному двигательному развитию ребенка, становлению его психических функций, формированию всесторонней, гармонической личности [1].
Механизм психофизического воздействия цветового сопровождения на детей, по мнению Н. Н. Ефименко, может быть реализован по следующим условным направлениям:
- Организационные возможности цвета, которые предполагают: систему рационального освещения спортивного зала и его цветовое решение.
- Педагогические возможности цвета включают в себя: использование различного спортивного оборудования и инвентаря разного цвета в образовательном процессе по физической культуре, т. е. его применение в разных формах работы по физическому воспитанию и разных видах физических упражнений.
- Реабилитационные возможности цвета, направлены на решение оздоровительных задач и проведение коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Учитывая вышеперечисленные функции цвета, можно выделить основные направления по цветовому оформлению физкультурного зала, подбору оборудования и инвентаря для организации различных видов физических упражнений [1].
В статье И. В. Стародубцевой рассматриваются теоретические и прикладные аспекты использования цвета в физическом воспитании детей дошкольного возраста. С помощью цвета можно не только внести существенное разнообразие в образовательный процесс, но и значительно повысить его эффективность.
- Цвет как эталон. В жизни ребёнок сталкивается с огромным разнообразием форм, звуков, красок и других свойств предметов, которые человечество в процессе общественно исторического развития выделило и систематизировало. Они выступают в качестве эталонов, образцов, помогающих детям разобраться во всём многообразии особенностей предметов.
- Цвет как ориентир . Как известно, ознакомление с окружающей средой у человека осуществляется с помощью ориентировочно исследовательской деятельности. По мере развития ребёнка возрастающее участие в этом процессе начинает принимать вторая сигнальная система, что создаёт возможность отражения окружающей действительности в виде отвлечённых понятий. Однако ведущая роль первой сигнальной системы, обеспечивающей реагирование на не посредственные раздражители, идущие через органы чувств, сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Организация образовательного процесса с учётом этих особенностей облегчает процесс познания, экономит время, помогает детям ориентироваться в окружающем мире.
- Цвет как стимул. О стимулирующем влиянии цвета на психофизическое состояние человека было известно ещё в древности. В настоящее время эта особенность активно используется в цветотерапии, при лечении и профилактике различных заболеваний [4].
Цвет повышает эффективность образовательного процесса, а значит, заслуживает более пристального внимания специалистов по физическому воспитанию дошкольников.
Специалист по функциональному цвету Ф.Биррен определил основные функции использования цвета:
— красный — запрещающий;
— желтый — внимание, возможна опасность;
— зеленый — безопасность;
— синий — информация.
Сигнальный красный цвет необходимо использовать для запрещающих надписей и окраски всех выступающих частей многокомплектного физкультурного оборудования, которые могут быть причиной травм.
Сигнальный синий цвет — это цвет информации, в связи с этим, информационные табло, информационно-демонстрационные стенды в физкультурном зале и прилегающих помещениях должны быть выкрашены в синий цвет на белом фоне.
Если необходимо выделить какой-либо предмет или поверхность (баскетбольное кольцо, плавающая разметка бассейна и т. д.) рекомендуется использовать насыщенный сигнальный оранжевый цвет. Это связано с высокой скоростью зрительного различения этого цвета.
Размечать пол физкультурного зала рекомендуется сигнальным белым цветом, который контрастирует с полом, окрашенным в любой тон. Он имеет наиболее высокий коэффициент отражения, что позволяет занимающимся хорошо ориентироваться в зале за счет периферического зрения.
Физкультурное оборудование и инвентарь имеют определённые свойства, которые можно учитывать для решения оздоровительных, коррекционных и образовательных задач: размер, цвет, упругость, что приводит к совместной работе двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов.
Применение в процессе выполнения физических упражнений оборудования и инвентаря различного цвета должно обеспечивать, с одной стороны, состояние успокоенности, а с другой — активизацию двигательной деятельности. Поэтому эмоционально возбуждающие красный и оранжевый цвета следует применять кратковременно (до 10 мин), например, при выполнении комплекса общеразвивающих упражнений, а затем, обеспечить смену цветового тона применяемых предметов.
При выборе цвета окраски физкультурного инвентаря не стоит забывать о том, что цветовые ощущения могут вызвать цветовые ассоциации.
Для комплексов физических упражнений и физкультурных занятий можно использовать не только стандартное спортивное оборудование основных цветов: обручи, мячи, кегли, дуги для пролезания, канаты разной толщины, мешочки с песком, но и нетрадиционное физкультурное оборудование: массажные мячи, сенсорные массажные кольца, мягкие модули геометрических фигур, батуты, балансировочные диски, гимнастическое бревно, дидактический материал.
Рассмотрим варианты применения цвета в процессе обучения детей физическим упражнениям.
Вариант проведения комплекса общеразвивающих упражнений с тканью любого цвета (плоскостной круг из плотной ткани (диаметр 30 см.) по количеству детей) в таблице 1.
Таблица 1
Комплекс ОРУ с тканью
№ |
Содержание |
Дозировка |
1. |
«Не урони» И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. На пальцах правой руки лежит круг. 1–2-передать ткань в левую руку, отвести ее в сторону. 3–4 передать ткань в правую руку. |
6–8 раз |
2. |
«Наклон» И.П.: стоя, ноги шире плеч, руки с кругом внизу. 1–2-наклон вперед, руки вперед. 3–4-И.П. |
7–8 раз |
3. |
«Положи ткань на пятки» И.П.: стоя на четвереньках, круг в правой руке. 1–2- правую руку в сторону, поворачивая направо туловище и голову, положить круг на пятки. 3–4- И.П. 5–6 левую руку в сторону, поворачивая налево туловище и голову, взять ткань. 7–8- И.П. |
6–8 раз |
4. |
«Перекаты» И.П.: лежа на спине, руки с тканью вверху. Перекатываться вокруг себя с прямыми руками и ногами. |
3–4 раза в каждую сторону |
5. |
«Не задень» И.П.: лежа на спине, руки впереди, ткань с правой стороны возле колен на полу. 1–2- подняв ноги, перенести их на другую сторону от ткани. 3–4- то же в другую сторону. |
6–8 раз |
6. |
«Не урони» И.П.: стоя, ткань зажата между коленями, руки на поясе. Прыжки на месте, не выпуская ткань. |
10–15 раз Х 3–4 раза |
Вариант проведения подвижной игры «Сидела бабочка» для детей старшего дошкольного возраста с использованием желтого цвета.
Инвентарь: Картинка с изображением бабочки, картинки изображением цветов желтого цвета (одуванчик, мать-и-мачеха, подсолнух, хризантема, георгины, роза, львиный зев, мимоза, бархатцы, анютины глазки, тюльпаны, нарциссы, пион, календула, ромашка, акация).
Задачи: развивать быстроту реакции на сигнал; совершенствовать умение выполнять действие в соответствии с сигналом, развивать внимание и память.
Описание игры: Водящий берёт картинку с изображением бабочки, остальные дети картинки с цветами. Ведущий включает аудиозапись музыки и говорит: «Летала бабочка, летала и села на одуванчик. Бабочка подлетает к одуванчику и меняется с ними картинками. Новая бабочка летит дальше. Посидела бабочка на одуванчике и полетела дальше. Летала она, летала и села на подсолнух. Игра продолжается без повтора названий цветов [3].
При проведении организованной образовательной деятельности педагогам можно рекомендовать использование цветных физминуток, которые легко связать с тематическим планированием [2].
Таким образом, цветовое сопровождение процесса физического воспитания в дошкольной образовательной организации, повысит результативность этого процесса, если будет создана цветовая эстетическая среда, сопровождающая процесс занятий физическими упражнениями и включающая интегративное освоение дошкольниками совокупности ценностей физической и эстетической культуры.
Литература:
- Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: рабочие материалы к оригинальной авторской программе. / Н. Н. Ефименко.– Москва: Линка — Пресс, 1999.– 256 С.– (Приложение к журналу «Обруч»).
- Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005. -176 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Разноцветная физическая культура в дошкольном учреждении. Комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные игры, физкультминутки, ритмические композиции, сценарии физкультурных досугов: методическое пособие/Под ред. Т. А. Гусевой, А. А. Соколовой. — СПБ.: Медиапапир,2018.-96с.
- Стародубцева И. В. Цвет в физическом воспитании дошкольников: Перспективы, возможности, решения / И. В. Стародубцева // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — № 3. — С. 74–77.
Ключевые слова
цвет, образовательный процесс, дошкольный возраст, физкультурный зал, физкультурное оборудованиеПохожие статьи
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса
В данной статье приводятся примеры изготовления и применения нестандартного спортивного инвентаря на занятиях физической культуры в первом классе.
Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников
В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.
Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рас...
Степень готовности дошкольников к занятиям спортом на спортивно-оздоровительном этапе (на примере художественной гимнастики)
В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...
Современные информационные технологии в спортивной тренировке
В статье приводится значение применения современных информационных технологий в обучении физической культуры, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в подготовке юных спортсменов.
Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях
В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.
Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.
Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Похожие статьи
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса
В данной статье приводятся примеры изготовления и применения нестандартного спортивного инвентаря на занятиях физической культуры в первом классе.
Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников
В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.
Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рас...
Степень готовности дошкольников к занятиям спортом на спортивно-оздоровительном этапе (на примере художественной гимнастики)
В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...
Современные информационные технологии в спортивной тренировке
В статье приводится значение применения современных информационных технологий в обучении физической культуры, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в подготовке юных спортсменов.
Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях
В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.
Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.
Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.