Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки»
Авторы: Жарких Елена Владимировна, Ширяева Оксана Викторовна, Панченко Елена Ивановна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 17.03.2021
Статья просмотрена: 73 раза
Библиографическое описание:
Жарких, Е. В. Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки» / Е. В. Жарких, О. В. Ширяева, Е. И. Панченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6155/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: закрепление знаний об африканском континенте.
Задачи:
— Развитие воздушной струи.
— Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
— Обогащение словарного запаса детей такими словами, как: Африка, темнокожие, саванна, пальмы, баобаб.
— Уточнение и закрепление знаний детей об осенних приметах.
— Учить детей работать с техникой «трафарирование природным материалом».
Интеграция образовательных областей:
— Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
— Беседы с детьми на тему «Карта», «Континенты».
— Сбор опавших листьев.
Дидактический материал:
— Презентация «Письмо из Африки».
— Презентация «Этапы трафарирования осенними листьями».
Раздаточный материал:
— Подготовленные листы бумаги.
— Гуашь, стаканчики с водой, кисточки, салфетки.
— Листочки с деревьев.
Ход занятия
Организационный момент: На ковре в группе разложены осенние листья. Педагог: Ребята, посмотрите в окошко, какое сейчас время года? (ответы детей). А почему вы решили, что сейчас осень? (ответы детей). А вам нравится осень? (ответы детей).
Педагог: С деревьев листва осыпается. Давайте и мы соберем листочки, которые залетели к нам в группу. (Дети собирают осенние листья и отдают педагогу). Это листики не простые на них нарисованы упражнения для язычка, я буду показывать листочек с картинкой, а вы выполнять. (Дети выполняют артикуляционную гимнастику: «Заборчик», «Окошко», «Мостик», «Лопатка», «Почистим верхние зубки», «Лопатка копает», «Чашечка», «Парус», «Лошадка»). Молодцы!
Педагог: Ребята, чувствуете, подул осенний ветерок, давайте мы с ним поиграем: сделали вдох носом выдох носом, вдох носом выдох ртом, вдох ртом выдох носом, вдох ртом выдох ртом. Молодцы!
Педагог: А теперь я хочу проверить вас на внимательность, давайте поиграем в игру «Да-нет».
Игра «Да-нет». Цель: закрепление признаков осени.
— Я буду задавать вопросы, если это бывает осенью, то вы должны хлопнуть, если не бывает, то топнуть.
Осенью растут грибы? (ДА)
Тучки солнце закрывают? (ДА)
Ну а птицы гнезда вьют? (НЕТ)
К нам букашки прилетают? (НЕТ)
Звери норки закрывают? (ДА)
Урожай все собирают? (ДА)
Птичьи стаи улетают? (ДА)
Часто-часто льют дожди? (ДА)
Солнце светит очень жарко? (НЕТ)
Можно детям загорать? (НЕТ)
Ну а что же надо делать –
Шорты, шляпки надевать? (НЕТ)
Или лучше в теплой куртке
Погулять по переулку? (ДА)
Основной этап:
Педагог: Молодцы ребята, помните, мы с вами сегодня убирали на полках с игрушками и книгами в группе? (Да). Давайте-ка еще раз проверим вас на внимательность, посмотрим, ничего не изменилось? (Дети осматривают группу и находят конверт с диском).
Педагог: Что же это за конверт? Вам интересно? (Да). Может, прочтем, что на нем написано? (Ответы детей).
Педагог: На конверте написано, что письмо из Африки. А внутри диск. Ребята, вы знаете, что такое Африка? (Ответы детей).
Присаживайтесь на стульчики, а я вставлю диск в ноутбук и мы с вами узнаем, что же на нем. (Дети садятся на стульчики перед интерактивным экраном).
Презентация№ 1.
Просмотр письма — презентации.
Педагог: Ребята, посмотрите на наш экран, это же фрагмент карты. Может быть кто-то из вас знает, что это за материк? (Ответы детей).
Педагог: Да, это Африка — самый жаркий континент на Земле. (Слайд № 1)
— А вот и ребята, которые прислали нам диск! Они похожи на нас? (Ответы детей). (Слайд№ 2)
Педагог читает письмо: Здравствуйте, ребята из детского сада «Виктория»! Как вы уже поняли, мы живем в Африке. У нас жарко круглый год. Мы недавно узнали, что у вас времена года сильно отличаются друг от друга. И что осенью деревья, в России, окрашиваются множеством красок. Мы хотели бы, чтобы вы прислали нам фото деревьев осенью, взамен мы отправляем вам фото деревьев, которые растут в Африке, посмотрите на них. (Слайд № 3)
Педагог: Дети, отличаются ли деревья Африки от деревьев, которые мы с вами видим в нашем городе, нашем саду? (ответы детей).
— Какие деревья Африки вы знаете? (Баобаб, пальма).
— Теперь вам понятно, почему африканские дети попросили нас о помощи?
(ответы детей).
— А какие деревья растут у нас, на территории детского сада вы знаете? (Ответы детей).
— А как мы сможем им помочь? (Ответы детей).
Физкультминутка:
Мы идём по Африке, (дети шагают)
Руки-ноги прячем, (дети трясут руками и ногами)
Рядом жираф длинная шея, (дети поднимают руки вверх)
Обезьянки прыгают в деревьях, (дети обхватывают себя руками)
У слона огромные уши, (руки в стороны)
А бегемот лежит в луже. (дети садятся на свои места).
Педагог: Раз уж мы решили отправить детям фото с нашими рисунками, то я предлагаю отгадать загадки об основных цветах, которые мы будем использовать в нашем рисовании.
Загадки.
- Спрятан этот цвет в красивых листочках
И в гороховых стручках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был… (Зеленый)
- У калинки и клубнички,
Помидора и бруснички
Вкус, у них очень разный,
Ну а цвет похожий — … (Красный)
- Если ищем этот цвет,
Знаем, его в морковке нет.
А вот в репке бы нашел ты
Этот цвет. Какой он?... (Желтый)
- У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -… (Белый)
- Окрашена так кожура мандарина,
Сочной хурмы и апельсина. … (Оранжевый)
Педагог: Молодцы, ребята, хорошо отгадывали загадки, уточнили основные цвета для рисования. Теперь, я предлагаю вам присесть за столы, начнем рисовать. Но рисование у нас сегодня будет необычным. Рисовать мы будем с помощью осенних листочков, которые мы с вами собрали у нас в саду. Данный метод называется — «трафарирование»! Я подготовила для вас презентацию, глядя на которую, вам будет легче рисовать.
Презентация № 2.
Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4
Дети смотрят презентацию и начинают рисовать. Готовые рисунки выкладываются на стол, для высыхания.
Заключительный этап: Дети подходят, рассматривают, обсуждают полученный результат.
Педагог: Ребята, я сфотографирую ваши работы, как только они высохнут. И мне нужно будет отправить фото нашим друзьям. Как мне это сделать? (Ответы детей).
— Как вы думаете, благодаря вашим рисункам, нашим далеким друзьям будет легче представить осень в России? (Ответы детей).
Литература:
- Н. В. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика». СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2017г.
- https://yandex.ru/images/search?text= %20африка&from=tabbar
- https://infourok.ru