Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы
Автор: Калуцкая Наталья Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 18.09.2020
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Калуцкая, Н. Ю. Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы / Н. Ю. Калуцкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 109-115. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5522/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тема: «Путешествие по Цветным королевствам»
Цель: формировать представление о получении новых цветов и оттенков путем смешивания красок разного цвета.
Задачи:
− закреплять знание основных цветов спектра (красный, синий, желтый) и ахроматических цветов (белый и черный);
− закреплять умение различать теплые и холодные цвета;
− упражнять в получении новых цветов и оттенков — зеленого, голубого, фиолетового путем смешивания синей краски с красной, белой и желтой краской, а также оранжевого путем смешивания красного и желтого цветов;
− познакомить с техникой рисования зимнего пейзажа.
Материалы и средства:
− мультимедийная установка;
− USB-накопитель с презентацией;
− музыкальный проигрыватель;
− мольберт;
демонстрационные материалы:
− Волшебный Карандаш и Королева-кисточка;
− маски правителей Цветных королевств;
− 2 бутылочки с красной и желтой краской;
− колба;
раздаточные материалы (на каждого ребенка):
− поднос;
− 3 пластиковых стакана;
− 3 баночки с синей краской, 1 баночка с желтой краской, 1 баночка с красной краской, 1 баночка с белой краской;
− лист белой бумаги формата А4, сложенный пополам;
− набор гуашевых красок;
− стакан с водой;
− кисти;
− салфетки.
Ход ООД:
Воспитатель Ребята, я сегодня пришла к вам в гости не одна, а с помощником — карандашом. Это не простой карандаш, а волшебный. Он предлагает нам отправиться в путешествие к его друзьям краскам в Цветные королевства.
— Хотите отправиться в путешествие? (Да) Тогда отправляемся!
Под музыку «Паровоз Букашка» движутся за воспитателем
На экране появляется Теплое королевство .
Воспитатель Ребята, посмотрите, куда это мы попали? Как вы думаете, что это за королевство и кто в нем живет?
Воспитатель обобщает ответы детей:
— Это теплое королевство и правят в нем Красная королева и Желтый король. А вот и они.
(Показывает маски. Далее воспитатель исполняет роли всех масок)
Воспитатель Добрый день, Ваши Величества! Мы к вам в гости приехали.
Красная королева Добрый день! Проходите, конечно, но у нас вам будет скучно. Детей у нас нет, поиграть вам будет не с кем.
Желтый король Вот если бы у нас была доченька, тогда бы мы поиграли!
Воспитатель Ребята, а может попробуем им помочь? Вы, Красная Королева и Желтый король, дадите нам краски вашего цвета, а мы с ребятами постараемся что-нибудь придумать.
Воспитатель предлагает детям помочь ему смешать два цвета — красный и желтый.
— Ребята, какой цвет у нас получился?
Появляется Оранжевая Принцесса.
Оранжевая принцесса Ребята, я так рада, что вы к нам приехали! Я хочу с вами поиграть. Помогите мне найти бабочек, которые живут в моем королевстве.
Интерактивная игра «Бабочки»
Оранжевая принцесса благодарит детей и прощается с ними.
Воспитатель Ребята, карандаш предлагаем двигаться дальше! (Под музыку «Паровоз Букашка» дети движутся за воспитателем).
На экране появляется Холодное королевство.
Воспитатель Ребята, в какое королевство мы попали? Смотрите, нас встречает его правитель, Синий король. Здравствуйте, Ваше Величество!
Синий король Здравствуйте, здравствуйте! Вы как раз вовремя! Помогите мне старику! Не молод я уже, а мое Холодное королевство очень большое, за ним глаз да глаз нужен. Вот хочу наследство свое сыну оставить, да никак не решу кому, вот они мои принцы: Зеленый, Фиолетовый и Голубой. В каком цвете окажется синяя краска, тот и получит мое королевство!
Воспитатель Ребята, а вы как думаете, в каком из этих цветов — зеленом, фиолетовом или голубом нет синей краски? (есть во всех).
— А чтобы подтвердить наши догадки, давайте проведем опыты! Смешаем краску синего цвета с другими цветами и посмотрим, что получится.
Дети подходят к столам для экспериментирования.
— Сначала соединим синий и красный цвет. Какой цвет получился? (фиолетовый) Это значит, что у Фиолетового принца есть синий цвет.
— А теперь смешаем синий и желтый. Какой цвет получился? (зеленый) Это значит, что и у Зеленого принца есть синий цвет.
— А как получить голубой? (смешать синий с белым)
— Для опыта нам не хватает белой краски! Как быть?
Воспитатель Ребята, Карандаш знает, что делать! Он предлагает отправиться в Грустное Черно-Белое Королевство. Может быть жители этого королевства нам помогут! Отправляемся?
Под музыку «Паровоз Букашка» движутся за воспитателем
На экране Грустное королевство.
Появляется Белая Королева.
Белая Королева Здравствуйте! Вы приехали погрустить со мной?
Воспитатель Нет, Белая Королева! Мы к тебе за помощью, нам нужна белая краска, нам надо закончить эксперимент!
Белая Королева Берите, мне не жалко!
Воспитатель Ой, спасибо! Давайте закончим эксперимент!
Голубой — получим, смешав синий и ….. (дети отвечают — белый)
Воспитатель обращается к Синему королю Ваше Синее Величество! Наши опыты показали, что во всех трех принцах есть синяя краска.
Синий Король Какие вы молодцы! Развеяли все мои сомнения! Я решил — поделю королевство между всеми своими сыновьями в равных частях. Пусть правят дружно и справедливо! Итак, я возвращаюсь домой, и объявлю жителям Синего королевства о моем решении!
Воспитатель Ребята, а почему наша Белая королева такая грустная. Давайте узнаем, в чем причина? Ваше Белоснежное величество! Что с вами случилось? Почему вы такая грустная?
Белая Королева Я, милые дети, очень люблю рисовать. Но все мои картины получаются грустные, потому что в нашем королевстве только моя белая краска и черная краска моего мужа, Черного Короля. И как я ни стараюсь, как я не смешиваю эти две краски, разноцветной, красочной картины у меня не получается. Вот в чем моя печаль! И никто не может мне помочь!
Воспитатель Ребята, мы же можем помочь Белой Королеве. Посмотрите, сколько у нас уже есть красок, все короли, королевы и принцы с принцессами нам оставили по баночке своего цвета! Желтая, красная, оранжевая, синяя, фиолетовая, зеленая, голубая! Все цвета радуги, и если Черный Король, и Вы Белая Королева дадите нам еще по баночке ваших цветов, то мы сможем нарисовать замечательный зимний пейзаж, где главный цвет на картине будет, конечно же, белый!
На экране пособие по цветоведению «Цвет + белый»
Воспитатель Ребята, давайте посмотрим, что произойдет с цветами, если их смешать с белым. (стали светлее, менее яркие, бледнее и т. д.)
На экране пособие по цветоведению «Цвета зимы»
Воспитатель Ребята, а для какого времени года подойдут эти цвета? А давайте, нарисуем пригласительные открытки для зимы, чтобы она пришла к нам снежная, морозная, настоящая! А поможет нам в этом Королева-кисточка! Она очень любит танцевать. А как танцуют люди? Ложатся на пол, скрючиваются или выпрямляют спинку и встают на носочки?
Дети отвечают, что выпрямляют спинку и т. д. …
Вот и королева всегда должна стоять и ее деревянный кончик должен смотреть вверх.
Когда кисточка танцует, она делает плавные уверенные движения — мазочки. Они обычно накладываются в одном направлении. И если мы будем наносить хаотичные движения, кисточка устанет и королева превратиться в ведьму. Ведьма нарисует не очень красивый рисунок! Слушаем свою Королеву и начинаем рисовать.
Последовательность выполнения пейзажа. (15 минут)
- Надо определить композицию рисунка. Подумать, сколько и какие объекты природы будут изображены на картине. От этого зависит формат бумаги. Если много деревьев и других объектов, то лист располагаем горизонтально. Если одно — три дерева, то лист кладем вертикально.
- Начинаем с линии горизонта. Она отделяет небо от земли.
- Выбираем, какое время суток, и какая погода будут изображены на нашей работе. Это будет зимнее утро. Солнце пробивается сквозь дымку облаков. От этого все небо окрашивается в желтые оттенки.
- Набираем желтой краски и круговыми движениями рисуем солнце в центре неба.
- Затем разбелом желтой краски (белила +желтый), вокруг солнца начинаем закрашивать небо. Лучше делать это круговыми мазками. Закрашиваем все небо. Стараемся, чтобы цвет неба не был одинаковым в центре и по краям. Можно в края добавить оттенки оранжевого или наоборот сделать их более светлыми.
- Затем приступаем к снегу на поверхности земли. Наш глаз устроен так, что когда мы видим желтое небо, обязательно где-то должен появиться контрастный ему цвет — фиолетовый. И наш снег буде с оттенками фиолетового от фуксии до темно фиолетового в тени. Снег — это множество кристаллов льда (снежинок). Лед прозрачный, он имеет свойство пропускать через себя цвет, находящийся рядом. Если бы свет от солнца был зеленым, то снег бы казался зеленым, а не белым. Поэтому — по закону физики, рядом с желтым небом наш глаз будет улавливать фиолетовые оттенки снега. Но и желтый тоже будет немного отражаться на поверхности снежной равнины. Рисуем пушистые сугробы мазочками похожими на дольки. Набираем на кисточку много белой краски и капельку фиолетовой, потом фуксии и добавляем блики светло-желтыми мазочками.
- Когда вся поверхность бумаги закрашена фоном, можно прорабатывать планы. На нашей картине будет на дальнем плане полоска леса, на переднем несколько деревьев. По закону воздушной перспективы, лес на дальнем плане рисуем не зеленым, а изумрудным цветом. В нескольких местах можно наложить тени синим и фиолетовым цветом. Мазки будем накладывать вертикально, чтобы показать фактуру леса.
- Настала очередь стволов деревьев. На мой взгляд, легче рисовать деревья снизу вверх. Наберём на тонкую кисть коричневой краски и макнем в синюю. Надо, чтобы стволы приобрели холодный оттенок, т. к. они против солнца на нашей картине. «Сажаем семечки», намечаем линию роста стволов. Они должны начинаться не из самого края листа, а как бы через передний план. Стволы будут «главные герои», и чтобы их правильно преподать, нарисовать их нужно немного выше края листа, а тени от стволов будут нас как бы «вводить» в картину. Наметив место деревьев, рисуем стволы. Сначала на кисть надо нажать сильно, чтобы она дала широкий мазок, затем кисточка, как бы приподнимается «на мысочки». Стволы на переднем плане, поэтому они высокие, рисуем их до верхнего края листа.
- Стволы готовы. И продолжая тему деревьев, хочется отметить, что «органично» смотрится небольшое количество веток, растущих от стволов. Изобразим их немного, 4–6 штук от каждого ствола достаточно.
- У каждой большой ветки есть множество маленьких — «веточек деточек». Они не могут быть прямыми, они немного искривлены и растут в разные стороны.
- Под деревьями могут расти и кустики. Наметим и нарисуем их.
- Основа композиции зимнего пейзажа готова. Теперь нужно нарисовать детали. Лыжню, уходящую вдаль по правилам линейной перспективы. У края листа она широкая, а к линии горизонта превращается в тонкую ниточку. Изобразим ее фиолетовой или синей краской.
- Добавим фиолетовые тени от объектов нашего пейзажа. На моей композиции солнце находится в центре, поэтому тени будут лучами расходиться от центра. Все предметы отбрасывают тень и кусты и деревья.
- Затем положим снежок на веточки деревьев и кустиков. Снег пушистый и лежит не прямыми линиями. Он повторяет форму веточек.
Наш зимний пейзаж, освещенный солнцем, готов!
В заключение занятия воспитатель организует мини-выставку и обсуждение работ:
— Ребята, получился ли у нас зимний пейзаж?
— Благодаря какой краске получился именно зимний пейзаж?
— А какое время суток изображено на ваших рисунках?
Белая Королева благодарит детей за помощь и угощает их конфетами.