Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
Авторы: Рахматуллина Рамиля Исламовна, Саидахмедова Рухшона Асатуллоевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 04.06.2020
Статья просмотрена: 149 раз
Библиографическое описание:
Рахматуллина, Р. И. Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии / Р. И. Рахматуллина, Р. А. Саидахмедова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5330/ (дата обращения: 03.12.2024).
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Ключевые слова: задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, расстройство аутистического спектра, коррекционно-развивающая работа, сказкотерапия.
Опыт работы в группах компенсирующей направленности для детей: с тяжелыми нарушения речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра (РАС) свидетельствует о необходимости проведения комплексной, целенаправленной системы коррекционно-развивающей работы, которая обеспечивает готовность к школьному обучению. Включение в практику новых методов позволяет мотивировать и заинтересовать ребенка, включить в работу по подготовке к школьному обучению.
Использование элементов сказкотерапии на занятиях дает возможность сформировать у детей представление о школе, о его внутренней позиции школьника, то есть систему потребностей и стремлений ребёнка, когда причастность к ней переживается ребёнком как его собственная потребность. Через сказкотерапию у ребёнка, поступающего в школу, можно сформировать отношение к учителю, сверстникам, и самому к себе, то есть формируется внеситуативно-личностное общение.
На каждом занятии необходимо уделять внимание одной сказке, т. е. одной теме. После завершения чтения сказки следует её обсудить. Главное — спровоцировать ребёнка к переживанию собственной индивидуальности, её оригинальности, помочь ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. В заключение обсуждения сказки она плавно переходит в игры, которые направлены на развитие всех остальных компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Если в процессе подготовки детей к школе на занятиях в подготовительной группе детского сада будет использован специально разработанный комплекс занятий, направленный на развитие основных компонентов психологической готовности к школьному обучению, то это обеспечит готовность детей 6–7 лет к освоению школьной программы.
Занятие, направленное на развитие познавательных процессов, как правило, должно состоять из трех частей и занимать не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физиологическим возможностям старшего дошкольного возраста.
В водной части занятия создается эмоциональный фон, который соответствует лексической теме недели. К каждой теме подбирается сказка, которую дети слушают перед занятием. Взрослые педагоги помогают детям вжиться в события сказки и стать в ней действующим лицом. Вызывают интерес и удивление, чтобы развивать познавательную активность. Например, предлагают детям сделать что-нибудь с «волшебными» предметами или повторить «заклинание».
Воспитанники воображают персонажа сказки, который отведет их в воображаемую страну. Персонажу придумываю историю и объясняю детям, почему он оказался в реальном мире. В качестве «волшебных» предметов и проводников используют игрушки.
Когда группа «вошла» в волшебный мир, читают фрагмент сказки, останавливаются и предлагаю упражнение, которое перекликается с сюжетом сказки. Просят от детей не просто выполнить упражнение, а сделать что-то важное, чтобы помочь герою или продолжить путешествие. Готовят для каждого задания наглядные материалы, которые подходят под тематику сказки и лексической теме. Например, если проводят занятие на тему сказки «Теремок», используют для упражнения «Четвертый лишний» карточки с изображением животных из сказки.
В конце каждого занятия обсуждают с детьми сказку: что понравилось, отличался ли сюжет занятия от сказочного, который знают дети, чем закончилась оригинальная сказка. Спрашивают детей, какие упражнения им запомнились, какие показались трудными.
«Покидаем» сказку тем же путем, что и попали в нее: например, просят детей прикоснуться к тому же предмету, который использовали в начале. Ритуал выхода необходим, чтобы безопасно «вернуть» детей из драматической ситуации в реальность
При организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать подходы с учетом психофизических возможностей воспитанников
Вид нарушений развития |
Подходы |
Краткие рекомендации |
Воспитанники сЗПР |
Познавательная деятельность ребенка с ЗПР отличается от когнитивной деятельности обычного ребенка, Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути, и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему — с другой, может организовать процесс образовательной деятельности. Интеграция коррекционно-развивающего содержания не только в структуру занятий, предусмотренных учебным планом (НОД), но и во все виды совместной со взрослым деятельности, и в режимные моменты. Тщательно продумывается развивающая среда для организации свободной деятельности детей. В коррекционно-развивающий процесс включаются не только специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи), но и воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования. Обязательной составляющей является взаимодействие с семьей воспитанника с целью повышения информированности и психолого-педагогической компетентности в вопросах, связанных с особенностями развития, а также с методами и приемами преодоления его недостатков у дошкольников с ЗПР. |
Концентрическое изучение лексических тем (ежегодное повторение лексических тем и всех видов деятельности). Основными видами деятельностями являются игра, практическая, продуктивная и экспериментальная деятельности. |
Воспитанники сТНР |
Создание особенной коррекционно-развивающей среды. Учет особых образовательных потребностей, которые определяются уровнем речевого развития, характером нарушений формирования речевой функциональной системы; включение речи на всех этапах деятельности детей. Организация детского самостоятельного и инициативного действия в период посещения ДОУ, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно- поискового характера. |
Особое внимание при подготовке детей к школе уделить обучению грамоте, звуковому анализу (в основе лежит овладение умением говорить, читать и писать) |
Воспитанники сРАС |
Методы взаимодействия кардинально отличаются от работы с детьми с ЗПР, ТНР; создание особенной развивающей среды (условия для сенсорных игр с водой, светом, цветом, песком, развития проприоцепции (использование устройств для ощущения веса, давления предметов), визуализация плана дня, плана занятия), наличие мест для уединения); использования методов «обходного пути» (традиционные методы и приемы коррекционной работы являются неприемлемыми); овладение родителями теоретическими и практическими знаниями взаимодействия с ребенком |
Индивидуальная форма работы с детьми |
Ключевые слова
задержка психического развития, сказкотерапия, коррекционно-развивающая работа, расстройство аутистического спектра, тяжелые нарушения речиПохожие статьи
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению
В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.
Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития
В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.
Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.
Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи
В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.
Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников
В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.
Преодоление трудностей понимания речи у дошкольников с РАС
В данной статье освещаются нарушения импрессивной речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а также даются рекомендации по преодолению трудностей понимания речи, основанными на практическом опыте.
Похожие статьи
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению
В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.
Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития
В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.
Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.
Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи
В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.
Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников
В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.
Преодоление трудностей понимания речи у дошкольников с РАС
В данной статье освещаются нарушения импрессивной речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а также даются рекомендации по преодолению трудностей понимания речи, основанными на практическом опыте.