Развитие связной речи дошкольников посредством применения в работе элементов технологии ТРИЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 28.04.2020

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Коктомова, О. Н. Развитие связной речи дошкольников посредством применения в работе элементов технологии ТРИЗ / О. Н. Коктомова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5175/ (дата обращения: 24.01.2021).



Ключевые слова: ТРИЗ, связная речь, рассказывание по картине.

Как же стоит вопрос о развитии связной речи в современном дошкольном образовании? Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования речевому развитию дошкольников уделяется большое значение. Развитие связной речи у дошкольников, выступает одной из сторон коммуникационно-речевого развития ребенка. Однако слабо разработанными остаются вопросы внедрения новых технологий в развитие связной речи у дошкольников. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе различные технологии, в частности ТРИЗ.

В своей работе я предполагаю использовать ТРИЗ-технологию для решения проблемы формирования связной речи у дошкольников.

Одним из методов для развития связной речи, которые предлагает нам теория решения изобретательских задач, является работа по составлению рассказа по картине.

Работу по обучению рассказыванию по картине по технологии ТРИЗ я построила в трех направлениях и вовлекла всех участников образовательных отношений.

Первое направление. Работа с детьми. В работе с детьми подготовительной группы я начала использовать систему игровых упражнений с использованием теории решения изобретательских задач, который позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщённого способа составления рассказа по сюжетной картине. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение ребенка основывается на алгоритмах мышления и осуществляется в процессе его совместной деятельности с воспитателем.

Предлагаемая технология ТРИЗ рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине:

  1. «Описательный рассказ».

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

  1. «Творческое рассказывание по картине (фантазирование)».

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

Картину в группу приносила заранее, размещала ее на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительную работу проводила по этапам. Она выглядит как система игр со всей группой или подгруппами детей в течение двух недель. В пятницу, к концу второй недели, проводится итоговая беседа со всей группой детей.

В работе с детьми можно выделить несколько этапов:

  1. «Определение объектов на картине»

Цель — формирование у детей умения определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.

Используемые приёмы«подзорная труба», «бинокль».

  1. «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Цель — упражнение детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Используемые приёмы — создание воображаемой ситуации: игра «Сыщики»; герой-волшебник «Объединяй», «Ищу друзей», «Ищу недругов».

  1. «Составление сравнений, загадок по картине»

Цель — развитие умения составлять загадки, пользуясь моделями составления загадок разработанные А. А. Нестеренко.

  1. «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»

Цель — развитие умения составлять рассказы-описания на основе возможного восприятия объекта картины через разные органы чувств.

Используемые приёмы: «вхождение в картину», прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».

  1. «Определение местонахождения объектов на картине»

Цель — обучение детей описывать объект с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему с позиции постороннего наблюдателя или в роли самого объекта.

Правило этапа: «У каждого объекта есть своё место на картине».

  1. «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения»

Цель — упражнение в умении перевоплощаться в объект на картине.

Используемые приёмы: принятие ребенком себя объектом картины и «вхождения» в его эмоциональное состояние или принимает какую-то черту его характера, изменять свое настроение во времени.

  1. «Преобразование объектов во времени»

Цель — развитие умения составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее.

Используемые приёмы — прием перемещения во времени («Машина времени»).

  1. «Понятие о смысловых характеристиках картины»

Цель — обучение детей подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок.

Используемые приёмы — «ромашка мудрости».

По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивала эмблему совершённого мыслительного действия.

На итоговом занятии сообщала детям, что картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними, и предлагала детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.

Как результат работы была создана «Книга рассказов», «Книга загадок» детей.

Второе направление. Работа с родителями. Не остались без внимания и родители. Включение их в процесс развития связной речи у детей реализовывался в разных формах. Вместе с детьми родители создавали «Книгу загадок», «Сказка наизнанку» как результат творческого домашнего задания. Для повышения педагогической компетентности была создана папка передвижка «Развитие речи детей с помощью дидактических игр и упражнений», буклет «ТРИЗ–игры по развитию речи дошкольников».

Третье направление. Работа с педагогами. С целью заинтересовать данной темой и повысить профессиональную компетентность педагогов выступила с сообщением на районном методическом объединении групп дошкольного возраста «Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи детей дошкольного возраста», показала открытое мероприятие для педагогов «Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Опытом своей профессиональной деятельности делилась на «Творческой гостиной» в ДОУ.

Год целенаправленной, последовательной, специально организованной работы показали следующие результаты:

Таблица 1

Результаты образовательной деятельности

Уровень

Образовательная область

Речевое развитие, %

С

М

Высокий

4

74

Норма

45

22

Критический уровень

38

4

Возможна патология

13

-

Теперь:

− Повысился процент детей с высоким уровнем, снизился с критическим уровнем, а также стал отсутствовать процент детей с возможной патологией;

− рассказы детей стали носить творческий, более оригинальный характер;

− дети пытаются правильно выражать свои чувства, свое отношение к явлениям и событиям, стараясь разглядеть в каждом предмете, объекте, разные его стороны;

− у детей идет процесс осмысливание связей между предметами и явлениями, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки;

− ценным показателем является то, что теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто почти всегда молчал;

− повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах развития связной речи детей.

Литература:

  1. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
  2. Актуальные задачи педагогики: Х Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.); [под ред. И. Г. Ахметова и др.]. — СПб.: Свое издательство, 2019, 68 с.
  3. Гин А.ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. Издательство: «Вита-ПРЕСС»
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, картина, ребенок, обучение детей, работа, развитие умения, дошкольный возраст, использование технологии, критический уровень, Составление рассказа.

Ключевые слова

связная речь, ТРИЗ, рассказывание по картине

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным

В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин воспитатели...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных...

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9). Формирование связной речи происходит поэтапно.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая...

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4–6 лет/ Т. А

общее недоразвитие речи, рассказ, старший дошкольный возраст, связная речь, серия

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из.

Использование метода моделирования в процессе обучения...

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию...

Методика формирования связной монологической речи...

Интересный подход к формированию умений монологической речи у детей дошкольного возраста через чтение и пересказ художественной

Таким образом, методы и приемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста многообразны.

Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы)

Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим

- Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с.

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями... Обучение пересказа с использованием наглядного моделирования включает в себя несколько этапов работы. связная повествовательная речь, системное недоразвитие речи, связная речь, ребенок...

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным

В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин воспитатели...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных...

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9). Формирование связной речи происходит поэтапно.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая...

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4–6 лет/ Т. А

общее недоразвитие речи, рассказ, старший дошкольный возраст, связная речь, серия

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из.

Использование метода моделирования в процессе обучения...

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию...

Методика формирования связной монологической речи...

Интересный подход к формированию умений монологической речи у детей дошкольного возраста через чтение и пересказ художественной

Таким образом, методы и приемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста многообразны.

Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы)

Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим

- Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с.

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями... Обучение пересказа с использованием наглядного моделирования включает в себя несколько этапов работы. связная повествовательная речь, системное недоразвитие речи, связная речь, ребенок...

Задать вопрос