Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 15.04.2019

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Евграфова И. В. Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 14-19. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/124/4136/ (дата обращения: 21.08.2019).



Учить ребенка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. Это одна из составных в общей задаче развития речи детей дошкольного возраста.

По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений.

В дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Очень часто ребенок, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием. Это говорит о том, что смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, либо совсем отсутствуют.

Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.

К текстам, предлагаемым детям для пересказа существуют определенные требования:

− Сюжет

  • должен соответствовать лексической теме, изучаемой детьми в рамках образовательной программы;
  • должен быть доступен по содержанию;
  • иметь воспитательное значение;
  • иметь ярко выраженную последовательность действий;
  • быть близким жизненному опыту ребенка, чтобы он мог отразить личное отношение к событиям;
  • мотивы поступков героев должны быть доступны детям.

− Язык произведения должен быть:

  • с доступным детям словарем;
  • с небольшими короткими и четкими фразами;
  • с отсутствием сложных грамматических форм;
  • с несложными формами прямой речи;
  • с наличием ярких и точных определений.

На первом этапе обучения детей пересказу (младшая группа) предлагается использовать материалы русских народных сказок. На занятии логопед читает сказку с демонстрацией сюжетных картинок-карточек, проводит беседу по содержанию.

C:\Users\Димко\Desktop\Муся\DSC00075.JPG

Затем раздает по одной карточке с изображением определенного сюжета из данной сказки детям. Малыши определяют, у кого «начало сказки» — первая картинка. Ребенок выходит с ней и рассказывает текст, соответствующий его картинке, далее выходит следующий и так до последней картинки — «конца сказки». Дети, которым не досталась карточка, следят за правильностью выполнения задания.

Такие игры в «сказки-пересказки» очень нравятся малышам, они безошибочно определяют последовательность сюжета и с удовольствием пересказывают содержание своей личной картинки.

На втором этапе обучения пересказу (средняя группа) в первом полугодии используются рассказы по сюжетным картинкам, а во втором полугодии — опорные картинки (например, Г. Е. Сычева «Опорные картинки для пересказа»)

C:\Users\Димко\Desktop\Муся\DSC00078.JPG

На этом этапе мы незаметно переходим к тому, что для того, чтобы пересказать часть текста детям не обязательно видеть сюжетную картинку, а достаточно увидеть изображение одного, но значимого, предмета.

Третий этап — старшая группа. Здесь используется метод «рисуночного письма». Логопед читает рассказ, выставив первую картинку. Дети смотрят на нее, когда им читают текст.

При чтении следующих частей текста поочередно открываются остальные картинки. На этом этапе картинки выставляются на доске не горизонтально, а друг под другом.

C:\Users\Димко\Desktop\Муся\Новая папка\DSC_2869.JPG

Далее карточки раздаются детям, и они самостоятельно восстанавливают рассказ с последующим пересказом его целиком.

C:\Users\Димко\Desktop\Муся\Новая папка\DSC_2871.JPG

Четвертый этап — непосредственное обучение детей плану пересказа.

Логопед читает детям рассказ. После прочтения проводится беседа по содержанию текста. Далее логопед предлагает детям составить графический план. Читается эпизод рассказа и вместе с детьми решается, что надо нарисовать, чтобы запомнить этот эпизод. Также читаются и остальные эпизоды с последующей зарисовкой. Дети зарисовывают эпизоды в личных «книгах», заранее сделанных для них логопедом (тетради в этой работе не используются). Логопед в это время рисует тот же план на доске.

C:\Users\Димко\Desktop\Муся\Новая папка\DSC05713.JPG

После того, как план составлен, дети самостоятельно пересказывают рассказ с опорой на графический план. К концу учебного года у детей есть своя «книга», открыв которую, они смогут рассказать любой рассказ.

Предложенные приёмы способствуют повышению уровня речевого развития детей, закреплению навыков самостоятельной работы. В целом учебная деятельность начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения и психических процессов. Желаю Вам успеха!

C:\Users\Димко\Desktop\Муся\Новая папка\DSC05719.JPG

Земля наша— шар.

(По В. Бороздину)

Долго люди верили, что земля — это огромная лепёшка. А держится эта лепёшка на трёх огромных китах, которые плавают в океане. А над ней — небо, как потолок. Днём потолок голубой, а ночью чёрный. Люди хотели дойти до края земли и посмотреть, что там дальше. И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли они все в одну сторону, туда, откуда солнце восходит. Почти три года длилось первое плавание. Многие из них погибли. А кто остался в живых, плыли домой, но не с той стороны, а с противоположной. Вот тогда и поняли люди, что земля — это огромный шар.

C:\Users\Димко\Desktop\Муся\DSC00089.JPG

Литература:

  1. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — М., 2009.
  2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2006.
  3. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. Канд. дисс. — М., 1987.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, графический план, картинка, логопед, пересказ, рассказ, содержание, часть текста.

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает

Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по...

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

«Рассказ по плану» Рассказывание рассказа по плану педагога. Детям представлена серия картин в любой последовательности, педагог составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого самостоятельно рассказывают.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...»

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, полученная

Похожие статьи. Технологии обучения пересказу старших дошкольников. Пересказывание способствует интенсивному развитию...

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Дети делят текст на значимые части и самостоятельно придумывают и зарисовывают план пересказа текста.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картинке...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему тексты (например: стихи из двух четверостиший с

При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту с учетом...

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.

Оно способствует тому, что дети начинают глубже проникать в содержание произведения и

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9)...

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...

- Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством...

Методика формирования связной монологической речи...

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение

Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и готовые...

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Ключевые слова: стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнестическая дорожка, мнестическая функция, память, нарушения речи. Заучивание стихов на основе...

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает

Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по...

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

«Рассказ по плану» Рассказывание рассказа по плану педагога. Детям представлена серия картин в любой последовательности, педагог составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого самостоятельно рассказывают.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...»

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, полученная

Похожие статьи. Технологии обучения пересказу старших дошкольников. Пересказывание способствует интенсивному развитию...

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Дети делят текст на значимые части и самостоятельно придумывают и зарисовывают план пересказа текста.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картинке...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему тексты (например: стихи из двух четверостиший с

При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту с учетом...

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.

Оно способствует тому, что дети начинают глубже проникать в содержание произведения и

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9)...

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...

- Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством...

Методика формирования связной монологической речи...

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение

Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и готовые...

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Ключевые слова: стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнестическая дорожка, мнестическая функция, память, нарушения речи. Заучивание стихов на основе...

Задать вопрос