Серии сюжетных картин как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III–IV уровня (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 07.01.2019

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Мучкаева И. В. Серии сюжетных картин как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III–IV уровня (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3861/ (дата обращения: 16.10.2019).



В данной статье рассматриваются представления об общем недоразвитии речи, особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III–IV уровня, представлены некоторые приемы работы по составлению рассказов по серии сюжетных картин.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, серия картин, рассказ, старший дошкольный возраст.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни [1].

Развитие связной речи с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим умелого педагогического воздействия и использования особых методических приемов. Дети должны научиться, не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе обучения и воспитания. Развитие связной речи опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обогащать явления окружающей жизни [5].

У детей с общим недоразвитием речи III–IV уровня отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, бедный активный словарь (особенно в подборе глаголов и прилагательных) [3,6]. Детям с общим недоразвитием речи III–IV уровня труден переход от картинки к картинке, связь предложений в основном через слова: «потом», «тут», «здесь», рассказы у детей получаются разрубленными, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа по изображенному сюжету.

Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. В связи с этим развитие связной речи (особенно по серии сюжетных картин) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное и практическое значение в общем комплексе коррекционно-развивающих мероприятий.

Большинство детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления, они быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. Все эти и другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи [4].

Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, т. е. желание высказываться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка достаточного словарного запаса, внутреннего плана высказывания и желание сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве. Педагог всегда должен ощущать внутреннее состояние речевой готовности к устному высказыванию каждого воспитанника в группе [2].

Если у ребенка есть словарный запас, но нет образа высказывания в голове, мыслей, то педагог вынужден всё время побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, подводя, в итоге, к устному высказыванию. Если у ребенка есть мотивация, но нет достаточного словарного запаса и внутреннего плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске, но после одной-двух фраз молчаливо ждать стимулирующей помощи от педагога.

Достаточный лексический словарь, план высказывания, мотивация к устному высказыванию — это необходимый комплекс условий для формирования умений говорить, разговаривать, спрашивать, т. е. общаться посредством речи.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании потенциальных возможностях ребенка с общим недоразвитием речи. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат разнообразные приёмы по составлению рассказов по серии сюжетных картин.

В своей работе по развитию связной речи по серии сюжетных картин у детей, я опираюсь на опыт Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой. Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у детей развернутого смыслового высказывания, является наглядность. Важность этого фактора отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина.

В образовательной деятельности с дошкольниками, я использую иллюстрации, которые предлагает Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищева, художник И. Н. Ржевцева, а также серии сюжетных картин по сюжетам Н. Радлова, В. Г. Сутеева, сюжетные серии картин из пособий Т. Б. Филичевой, Н. В. Нищевой.

Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа педагога даёт детям необходимые речевые средства. Серии сюжетных картин помогают развивать у детей наблюдательность, способствуют уточнению имеющихся у них представлений и понятий, а также обогащают их новыми сведениями.

Некоторые приёмы работы по составлению рассказов по сериям сюжетных картин:

  1. «Собери картинки» Дети с общим недоразвитием речи затрудняются расположить в правильной последовательности серию сюжетных картин, так как не улавливают поэтапность происходящих на них событий. Поэтому сначала нужно прочитать детям рассказ, а затем найти нужные картинки, иллюстрирующие его содержание. Детям задаются вопросы по содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.
  2. «Разложи картинки» Дети самостоятельно раскладывают серию картин после прочтения рассказа. Надо научить раскладывать картинки слева направо. С этой целью можно положить счетную палочку и объяснить, что первая картинка кладется рядом со счетной палочкой.
  3. «Путаница» Детям задаются вопросы по содержанию серии картин, а затем они самостоятельно раскладывают картинки, которые были перепутаны.
  4. «Придумай рассказ» Вся серия картин представлена на доске (первая картинка открыта, остальные закрыты). Детям предлагается по такому расположению составить рассказ. Затем открывается вторая картинка, и дети снова придумывают рассказ и так далее. В конце дети придумывают название рассказу.
  5. «Задай вопрос другу» Детям представлена вся серия сюжетных картин. Они учатся задавать вопросы друг другу. Это способствует лучшему пониманию сюжета серии картин, развивает словесно-логическое мышление, устную речь, дети приучаются к коллективной деятельности, умению слушать сверстников и педагога.
  6. «Невероятный рассказ». На доске представлена серия картин: открыта только последняя. Педагог задает вопрос: «Что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события». Составляют рассказ по такому расположению, затем открывают первую картинку и снова составляют рассказ. После этого открывают все картинки и составляют рассказ снова.
  7. «Предметные картинки». Для успешного запоминания предлагаются предметные картинки. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картин и составить рассказ.
  8. «Рассказ по плану» Рассказывание рассказа по плану педагога. Детям представлена серия картин в любой последовательности, педагог составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого самостоятельно рассказывают.
  9. «Живые картинки» Дети рассматривают серию картин и находят ошибку в последовательном размещении картинок-эпизодов.
  10. «Нарисуй схему» Детям предлагается нарисовать схематическое изображение к сюжетным картинкам. Они подбирают картинки-схемы к данной серии и рассказывают последовательно рассказ.
  11. «Придумай название» Составив рассказ по серии картин, дети придумывают ему название.
  12. «Перенос рассказа на себя» Детям предлагается после составления рассказа по серии картин, передать его содержание в лицах, т. е. поставить себя на место действующих лиц.
  13. «Пантомима» Детям предлагается разыграть действия без слов.
  14. «Вспомни рассказ» Дети учатся по памяти воспроизводить название и последовательность картин уже пройденного рассказа или сказки; давать описание сюжета с последующим сравнением на картине.
  15. «Закончи рассказ (сказку)» Дети учатся самостоятельно рассказывать рассказ или сказку.

Постепенно дети учатся самостоятельно раскладывать и определять последовательность событий, изображенных на картинках, а также подбирать картинку к тексту.

Использование различных приёмов в работе по сериям сюжетных картин позволяет развивать у детей устную связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. При рассказывании по сериям картин у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания в единое целое, соблюдать структуру текста.

Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картин занимает важное место в коррекционно-развивающей работе по развитию связной, грамматической правильной речи детей с общим недоразвитием речи.

Литература:

  1. Белова-Давид Р. Д. Нарушение речи у дошкольников/ Р. Д. Белова — Давид.-М.: Просвещение,1972.
  2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. — М.: 2005.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — М.: Аркти,2004.
  4. Громова О. Е. Конспекты занятий по развитию речи детей 4–5 лет. Методическое пособие./ О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, А. Ю. Кабушко.- М.: ТЦ Сфера,2008.
  5. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева.- М.: Просвещение, 1998.
  6. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4–6 лет/ Т. А. Ткаченко — М.: Издательство «Ювента»,2007.
  7. Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5–7 лет). Выпуск 1- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
  8. Нищева Н. В. Рассказываем по сериям картинок (с 5 до 7 лет). Выпуск 1.- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2018.
  9. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятия.- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
  10. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет).- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, серия картин, картинка, связная речь, рассказ, III, картина, серия, устное высказывание.

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком.

По крупным сюжетным картинам, а также по серии картин с одним и тем же героями дети...

Использование метода наглядного моделирования в работе по...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

- высказывания — набор однословных предложений — прерываются паузами, что говорит о...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий уровень

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся...

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи будет более эффективной, если.

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся

‒ составление рассказов по картине и серии картин; ‒ описательный рассказ.

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Пейзажная картина как средство развития связной...

Развитие связной монологической речи детей определено индивидуальными

Для того, чтобы изучить данное средство развития речи, следует знать значение термина «пейзаж».

В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, могут быть...

Использование современных педагогических технологий как...

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных рассказов о...

Использование приемов наглядного моделирования в работе...

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов

В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в...

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком.

По крупным сюжетным картинам, а также по серии картин с одним и тем же героями дети...

Использование метода наглядного моделирования в работе по...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

- высказывания — набор однословных предложений — прерываются паузами, что говорит о...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий уровень

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся...

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи будет более эффективной, если.

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся

‒ составление рассказов по картине и серии картин; ‒ описательный рассказ.

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Пейзажная картина как средство развития связной...

Развитие связной монологической речи детей определено индивидуальными

Для того, чтобы изучить данное средство развития речи, следует знать значение термина «пейзаж».

В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, могут быть...

Использование современных педагогических технологий как...

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных рассказов о...

Использование приемов наглядного моделирования в работе...

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов

В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в...

Задать вопрос