Региональный компонент в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 13.02.2020

Статья просмотрена: 1123 раза

Библиографическое описание:

Ландейс, Т. С. Региональный компонент в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста / Т. С. Ландейс. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4890/ (дата обращения: 26.04.2024).



Что прежде всего характеризует человека? Конечно же, его культура. Культура человека — есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет художественно-эстетическое воспитание. В связи с этим, ключевая роль детского сада — это создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формирование первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.

В детском саду региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.

Использование национального регионального компонента, ведется по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется введению регионального компонента в изобразительную деятельность.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Всё это богатство представлено в максимальной выразительной форме регионального декоративно-прикладного искусства Южного Урала.

Включение регионального образовательного модуля «Наш дом — Южный Урал» в изобразительной деятельности позволяет решать педагогам следующие задачи:

– Приобщение детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям, созданным народом;

– Формирование представлений детей об основных художественных особенностях народного, изобразительно-пластического искусства больших этнических групп, проживающих на Южном Урале;

– Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации.

Демографические особенности Уральского Края позволяют расширить рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают разные народы: русские, татары, башкиры, украинцы, киргизы что и определило необходимость ознакомления детей с искусством этих народов.

Внимание детей к декоративному искусству Уральского Края усиливается, если познакомить их в общем виде с отдельными техниками декоративного украшения, например, с вышивкой, кружевами на полотенцах, салфетках. Эффективным при этом будет приём выборочного обследования предметов народного искусства, который подводит детей к открытию: цветы можно вышить, вылепить, нарисовать и т. п. Они могут быть яркими и необычными, разными по форме, ритмично расположенными.

В знакомстве детей с одеждой Южного Урала главное — учить видеть отличия мужской, женской, сезонной одежды, сравнивать отдельные элементы одежды, сходные по назначению, восхищаться красотой одежды и умением народных мастеров.

Дети подготовительного возраста становятся уже более внимательными не к процессу изображения, а к его содержанию. Они охотно вступают в диалог по поводу увиденного, воспринятого. Такой диалог должен быть полноценным, ребенок и взрослый должны быть полноправными его участниками. Однако, способность детей, даже подготовительного возраста, брать на себя роль организаторов диалога развита недостаточно. Ведущая роль в нем все же принадлежит педагогу, который, в силу этого, должен готовить вопросы альтернативного характера. Подбирать их необходимо исходя из интересов ребенка.

Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и быть близкой по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по мере взросления ребенка. В каждой новой теме изученный ранее материал переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения мыслей.

Большое значение для полноценной реализации регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. В группах оформлены мини-музеи народов Южного Урала, в ИЗО-уголках находятся пошаговые карты-схемы по аппликации, лепке, рисованию региональных промыслов. Для закрепления ранее изученных промыслов Южного Урала, разработаны дидактические игры, такие как «Уральские узоры», «Одень куклу в башкирский национальный костюм», «Собери герб», «Залатай коврик», «Уральские валенки».

Кроме того, предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, стенгазеты, выставки творческих работ.

Также для осуществления воспитательно-образовательной деятельности, разработан перспективный план:

Месяц

Работа с детьми

Самореализация

Коммуникативная

Продуктивная

Развивающая

сентябрь

Беседа о народной культуре, предметах быта

«Южно-Уральский фарфор»

Роспись посуды (шаблон)

развивать интерес к национальной культуре

Работа с методической литературой Изготовление дидактических материалов по ознакомлению детей с народным прикладным искусством

октябрь

Беседа о видах уральских народных узоров

Декоративное рисование «Лоскутное одеяло» (Уральская Домовая роспись)

Развивать интерес к декоративному рисованию

Работа с методической литературой, Повышение знаний, сбор материала.

ноябрь

Беседа «Башкирский национальный костюм», дидактическая игра

Роспись (шаблон)

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Оформление групп

декабрь

Беседа: «Мастера Касли»

Лепка из солёного теста по замыслу «Каслинское литьё»

Развивать умение работать с пластилином и соленым тестом по образцу и собственному замыслу

Сбор аналитической информации

январь

Презентация «Камнерезное искусство Урала»

Поделки из бросового материала

(папье-маше пластика)

Развивать интерес к художественному творчеству

Консультации:

«Играйте с детьми в народные подвижные игры»

февраль

Презентация «Уральские валенки»

Роспись валенок (шаблон)

По типу «Уральских валенок»

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

март

Рассматривание изделий, беседа

Рисование на тему «Оренбургский пуховый платок для бабушки».

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Пополнение методической копилки

апрель

Рассматривание изделий, беседа

«Гончарство и Уральская глиняная игрушка»

Лепка из соленого теста «Уральская посуда»

Развивать интерес к художественному творчеству

Оформление выставки детских рисунков и поделок

май

Повторение пройденного материала по региональным промыслам Южного Урала

Свободное рисование на тему «Промыслы Южного Урала»

Развитие интереса к народным промыслам

Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.

Содержание занятий изобразительной деятельностью может быть самым разнообразным. Дети могут осваивать уральскую роспись, закрепляя и совершенствуя технические и изобразительные умения. В ходе декоративно-оформительской деятельности дети учатся создавать эскизы, выполняя по ним элементы одежды, костюмов, головных уборов, предметов быта, необходимых в театрально-музыкальных представлениях, посвященных народным праздникам. Техника выполнения таких работ может быть разной: роспись образных форм, плетение, вышивка, лепка и т. д.

Дошкольники, упражняясь в декоративно-оформительской деятельности, способны участвовать в совместной деятельности по созданию объемных и плоскостных макетов (уральская, башкирская деревня). Такое содержание художественно-творческой деятельности знакомит их со способами проектирования предметной среды народного быта. Так же содержанием изобразительной деятельности могут быть сюжеты народных сказок песен.

Использование детских работ в оформление помещений, в выставках способствует их социальному и духовному развитию, чувства сопричастности, ответственности.

Воспитание любви к своей Родине, своему краю — это долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог — гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Основные термины (генерируются автоматически): Южный Урал, изобразительная деятельность, региональный компонент, народное искусство, национальная культура, ребенок, родной край, соленый тест, декоративно-оформительская деятельность, Уральский Край.

Похожие статьи

народное творчество, ознакомление детей, родной край...

ребенок, творческая деятельность, родной край, игрушка, народное искусство, художественное творчество, ранний возраст, национальная культура, специфический процесс, исторический опыт.

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре...

занятия по изобразительной деятельности, связанные тематически с познавательными

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде.

В повседневной деятельности в режиме дня продолжается работа по закреплению темы месяца.

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному... народное творчество, ознакомление детей, родной край, ребенок, общественная жизнь, произведение, сказка, народное искусство, народный быт, декоративное искусство.

Отображение регионального компонента в изобразительной...

Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников.

Культура речевого общения дошкольника — это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность...

Народные традиции и технологии изготовления кулинарных...

В статье освещаются вопросы формирования знаний материальной культуры народов Западной Сибири как содержательного концепта национально-регионального компонента технологического образования в среднем звене общеобразовательной школы.

Место регионального компонента в формировании...

Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей

Более десяти лет в детских садах Челябинской области реализуется региональный

Моделирование в детском саду — это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная...

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством.

Региональный компонент на уроках технологии

Родной край — это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края они должны знать и понимать. Не зная родное искусство, человек не может понимать и уважать культуру другого народа, понимать психологию...

Похожие статьи

народное творчество, ознакомление детей, родной край...

ребенок, творческая деятельность, родной край, игрушка, народное искусство, художественное творчество, ранний возраст, национальная культура, специфический процесс, исторический опыт.

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре...

занятия по изобразительной деятельности, связанные тематически с познавательными

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде.

В повседневной деятельности в режиме дня продолжается работа по закреплению темы месяца.

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному... народное творчество, ознакомление детей, родной край, ребенок, общественная жизнь, произведение, сказка, народное искусство, народный быт, декоративное искусство.

Отображение регионального компонента в изобразительной...

Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников.

Культура речевого общения дошкольника — это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность...

Народные традиции и технологии изготовления кулинарных...

В статье освещаются вопросы формирования знаний материальной культуры народов Западной Сибири как содержательного концепта национально-регионального компонента технологического образования в среднем звене общеобразовательной школы.

Место регионального компонента в формировании...

Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей

Более десяти лет в детских садах Челябинской области реализуется региональный

Моделирование в детском саду — это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная...

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством.

Региональный компонент на уроках технологии

Родной край — это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края они должны знать и понимать. Не зная родное искусство, человек не может понимать и уважать культуру другого народа, понимать психологию...

Задать вопрос