Использования нетрадиционных форм работ педагога с родителями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 июля, печатный экземпляр отправим 29 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 11.11.2019

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Малахова, Л. Н. Использования нетрадиционных форм работ педагога с родителями / Л. Н. Малахова, Л. Р. Суетина, И. И. Фрезе. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4591/ (дата обращения: 14.07.2020).



За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: общественное и семейное Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Дошкольные учреждения и семья — два важных института социализации детей. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. От отношения семьи к дошкольному учреждению зависит, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно [1,17]. Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо понимать, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного образовательного процесса. [2,76].

Дошкольное учреждение, заинтересованная в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров, вынуждена активно вести поиск новых форм партнерства, позволяющих эффективно реализовать весь комплекс воспитательно-образовательных задач.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Основной принцип взаимодействия — открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Чтобы решить эту задачу, необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность. Организация взаимодействия с семьей в нетрадиционных формах — трудоёмкий процесс, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. [3,37].

Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду -основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективнее.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены, выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные. 2 [5,74].

Познавательное направлениеэто обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Это может быть:

− оформление фотомонтажей

− совместное создание предметно-развивающей среды

− утренние приветствия

− работа с родительским комитетом группы

− беседы с детьми и родителями

− семинар-практикум

− родительские гостиные

− почта Доверия

− семейный вернисаж.

− посещение семей воспитанников на дому

− общие и групповые родительские собрания

− консультации

− занятия с участием родителей

− выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

− совместные экскурсии

− Дни общения

− Дни добрых дел

− Дни открытых дверей

− участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

Тренинги проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Читательская конференция». «Аукцион»- собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. «Мастер-класс» — собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей

Наглядно-информационное направлениевключает в себя:

− родительские уголки

− папки-передвижки «Азбука безопасности», «Времена года»

− семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»

− библиотека-передвижка

− фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные»

− фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я — дружная семья», «Дети — цветы жизни»

− семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья — здоровый образ жизни»,

− эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».

Досуговое направлениевработе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Это могут быть:

− праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя»

− развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)

− спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни»

− вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»

− совместные проекты «Моя семья»

− выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо-чадо»

− выставки семейных коллекций

− спектакли

− совместные походы «В мир прекрасного»

− экскурсии «Мы — друзья природы», «Защитим свою природу»

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.

Еще раз хочется подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе — завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Литература:

  1. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание.-2005. — № 6.
  2. Аралова, М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний [Текст] / М. А. Аралова / /Воспитатель ДОУ.- 2007.- № 5.
  3. Богославец, Л.Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» [Текст] / Л. Г. Богословец,О. И. Давыдова,А. А. Майер// Управление ДОУ.- 2008г., № 5
  4. Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. — Белгород: Белгор. гос. ун-т. -2004. — 177 с.
  5. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ [Текст] / О,Л, Зверева, Т,В, Кротова// методическое пособие. М.: Айрис-пресс.- 2007. — 128с.
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/14/konsultatsiya-dlya-vospitateley-tema-vzaimodeystvie-s-semyami
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, родитель, детский сад, семья, ребенок, участие родителей, Лучшая семья, семейный вернисаж, День, работа.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Наиболее значимы семейные праздники для cемьи c ребенком раннего возраста, потому что ребенок до 3 лет лучше чувcтвует себя, когда на

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

работа по активизации воспитательного потенциала семьи; – работа с родителями, не

Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и

Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через

родитель , семья , детский сад , ребенок , семейное воспитание...

Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации детей. Хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего гармоничного развития ребенка необходимо их комплексное взаимодействие. На сегодняшний день объединение усилий...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие, семья, совместная деятельность, эффективная форма работы. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей... Совместная подготовка сблизила нас и родителей...

Активное участие родителей в образовательной деятельности...

Участие в жизни детского сада сблизило педагогов, родителей и детей, подружило семьи. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает воспитание и образование детей.

Многие родители ведут детей в дошкольное учреждение, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками.

Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале...

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга.

Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Чтобы рассказать родителям о работе детского учреждения организуются дни открытых дверей, открытые

Родители систематически привлекаются к активному участию в жизни группы.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья...

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Наиболее значимы семейные праздники для cемьи c ребенком раннего возраста, потому что ребенок до 3 лет лучше чувcтвует себя, когда на

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

работа по активизации воспитательного потенциала семьи; – работа с родителями, не

Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и

Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через

родитель , семья , детский сад , ребенок , семейное воспитание...

Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации детей. Хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего гармоничного развития ребенка необходимо их комплексное взаимодействие. На сегодняшний день объединение усилий...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие, семья, совместная деятельность, эффективная форма работы. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей... Совместная подготовка сблизила нас и родителей...

Активное участие родителей в образовательной деятельности...

Участие в жизни детского сада сблизило педагогов, родителей и детей, подружило семьи. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает воспитание и образование детей.

Многие родители ведут детей в дошкольное учреждение, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками.

Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале...

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга.

Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Чтобы рассказать родителям о работе детского учреждения организуются дни открытых дверей, открытые

Родители систематически привлекаются к активному участию в жизни группы.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья...

Задать вопрос