Игровые приёмы в обучении дошкольников чтению
Авторы: Базарова Наталия Анатольевна, Никитенко Алевтина Викторовна, Фролова Елена Анатольевна
Рубрика: Подготовка к школе
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 26.10.2019
Статья просмотрена: 210 раз
Библиографическое описание:
Базарова, Н. А. Игровые приёмы в обучении дошкольников чтению / Н. А. Базарова, А. В. Никитенко, Е. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4517/ (дата обращения: 16.11.2024).
Самым ответственным моментом в обучении чтению является начальный этап — этап слогового чтения. Секрет чтения состоит в том, чтобы произносить звуки не изолированно, а слитно с остальными, составляющими слово. Первоначальное слияние букв осуществляется на уровне слога.
Последовательность обучения навыкам слогового анализа и синтеза
Работа по развитию навыка слогового анализа слов состоит из нескольких этапов. Ребёнка учат:
− правильно делить слова на слоги (произносить слова по слогам);
− выделять тот или иной слог из слова на слух;
− проводить звуковой анализ слога (из каких звуков состоит, какой первый звук, какой второй);
− обозначать слоги буквами, то есть переходить к чтению.
Для многих детей момент понимания того, как читается слог, становится началом быстрого и успешного освоения навыков чтения.
Активные и регулярные занятия со слогами-слияниями будут способствовать скорейшему их запоминанию и более легкому переходу к чтению слов.
Игра «У кого длиннее дорожка»
Цель. Отработка послогового произношения слов.
Дети становятся у старта и по очереди шагают, делая один шаг на каждый произнесённый слог слова. Ведущий предлагает детям, придумать и называть слова по какой- либо теме, например, «Одежда», «Школьные принадлежности», «Мебель». Выигрывает тот, кто смог произнести наиболее длинное слово и оказался впереди всех.
Игра «Кто больше соберёт картинок»
Цель. Научить детей различать на слух количество слогов в слове.
У игроков цифры 1,2 (3,4). У ведущего картинки. Ведущий показывает картинку и называет её, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше сосчитал слоги в слове и поднял соответствующую цифру. Выигрывает тот, кто собрал больше картинок.
Игры на слияние букв в слоги
1. Летит самолёт из города А в город У:
На листе ватмана рисуем две буквы А и У, а между ними несколько петель, говорим ребёнку, что «А» и «У» — это названия городов и предлагаем ребёнку помочь пилоту прилететь из города «А» в город «У», при взлёте и в полёте пилот произносит название первого города (ребёнок протягивает гласную «а»), а когда приземляется, называет второй город (ребёнок протягивает гласную «у»)
2. Водолаз:
На катере приплыл водолаз — «буква М», она будет нырять в море за рыбками «А», «О», «У». Просим ребёнка изобразить погружение водолаза (ребёнок протягивает мммм) и рыбку, которую он поймал (ребёнок протягивает гласную). Пример картинки, предлагаемой ребёнку, приведён на рисунке.
Аналогичные сценарии игр: «на берегу сидит рыбак и ловит рыбок…», «грибник собирает грибы» и др.
3. Куклы подружились:
Жили, были две куклы. Одну из них звали «ЛЛЛ» (ребёнок повторяет, как звали куклу), вторую «О». Куклы подружились, и стали часто гулять вместе. Далее взрослый предлагает ребёнку соединить имена кукол и узнать, как мамы звали их домой, когда куколки гуляли вместе (ребёнок протягивает «ЛЛЛЛО»)
Игра «Весёлый паровоз»
Цель: совершенствование навыка чтения.
Что вам понадобится: плоскостные изображения паровоза и вагончиков, карточки с буквами, слогами.
Педагог помещает на магнитную доску изображения паровозика и двух вагончиков. На вагончиках закреплены буквы.
Игра «Подбери по четыре»
Цель. Научить детей замечать общее начало в словах, развивать фонематический слух, первоначальный навык чтения слогов по подражанию.
Играющие сидят вокруг стола. Перед началом игры они выбирают себе карточку со слогом и кладут её перед собой. Таким образом, каждый выбрал себе начало слов — названий картинок, которые ему предстоит собрать (по четыре). Затем ведущий показывает игрокам картинки, не называя их. Названия картинок начинаются с ударных слогов. Игрок должен назвать ему картинку и тот слог, с которого начинается данное слово. Выигрывает тот, кто раньше всех собрал четыре картинки, или у кого будет больше всех картинок.
Примерные картинки для игры.
Со слогом БА: бабочка, бабушка, башня, баня.
Со слогом ЛО: лось, ложка, лошадь, лотос.
Магазин
Цель: учиться читать слоги, определять первый и последний слоги в словах.
Организуйте игру в магазин. Разложите «на прилавке» разные предметы, например, ка-ран-даш, мы-ло, ба-нан, ча-сы, те-ле-фон. Подготовьте «деньги» для игры: на листочках бумаги напишите первые слоги названий предметов. Примечание: подбирайте предметы таким образом, чтобы их названия начинались со слога-слияния (согласная буква и последующая гласная). В нашем примере — это КА, МЫ, БА, ЧА, ТЕ. Обязательно изготовьте и лишние «деньги» — напишите слоги-слияния, на которые нет предметов в вашем «магазине». Продавец — это вы. Покупатель — ваш ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый слог слова и «заплатив» продавцу соответствующими «деньгами».
Поменяйтесь ролями: теперь вы — покупатель, а ребенок — продавец. Варианты:
Можно заменить предметы картинками с их изображением. Это позволит, значительно увеличь ассортимент вашего магазина. Например: за слог МА станет возможным приобрести не только ма-ка-ро-ны, но и ма-ши-ну.
Игра «Добавь слог»
Цель. Обучение осознанному чтению слогов из двух открытых слогов.
У детей карточки с первыми слогами слов (по четыре карточки), у ведущего — вторые слоги. Дети раскладывают слоги в столбик. Ведущий поднимает карточку со слогом и прочитывает его. Дети выбирают нужные слоги, подкладывают карточки со слогами к соответствующему началу каждого слова и прочитывают слова целиком. Выигрывает тот, кто раньше собрал и прочитал все свои слова.
Литература:
- Асеева И. И. Развивающие занятия для будущих отличников. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. — 80с.: ил.-(Серия «Готовимся к школе»)
- Крупенчук О. И. Игры со звуками и буквами для дошкольников. — СПб Издательский Дом «Литера». 2009. — 64с.: ил. — (Серия «Готовимся к школе»)