Природа и ребенок (из опыта работы воспитателя)
Автор: Желябина Татьяна Викторовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.
Дата публикации: 05.07.2019
Статья просмотрена: 1105 раз
Библиографическое описание:
Желябина, Т. В. Природа и ребенок (из опыта работы воспитателя) / Т. В. Желябина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4334/ (дата обращения: 15.11.2024).
Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая.
К. Д. Ушинский
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.
Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В связи с этим передо мной, как перед воспитателем стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Для успешной реализации данных задач провожу следующую работу:
- Самообразование;
- Работа с детьми;
- Обновление предметно-развивающей среды;
- Работа с родителями.
Для того чтобы методически правильно вести работу по экологическому воспитанию, необходимо знать возрастные особенности детей, формы и методы работы по каждому направлению. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю новинки методической литературы, принимаю участие в семинарах, педагогических часах.
Осуществляю ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД и в режимные моменты (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
Регулярно планирую и провожу тематические прогулки, экскурсии по территории детского сада. Это помогает детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира. Активно использую развивающие, познавательные игры в соответствии с комплексно-тематическим планированием, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.
В течение всего учебного года в непосредственно образовательной деятельности применяю экологические правила. Детей приучаю смотреть на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививаю любовь ко всему живому. Объясняю, что все в природе взаимосвязано: уничтожение одного незамедлительно ведет к исчезновению другого.
Постоянно обновляю предметно-развивающую среду (для активной самостоятельной деятельности детей), которая обеспечивает выработку экологических знаний дошкольников.
Оформила в группе «зеленую зону». В уголке природы, дети знакомятся с комнатными растениями, выясняют условия необходимые для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Здесь дети получают первые навыки по уходу за растениями, а воспитатель личным примером демонстрирует им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за выполненные ими операции по уходу, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.
Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Если на окне круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти рассаде овощей и цветов? Здесь мы вместе с детьми высаживаем семена различных растений, предварительно проращивая их. В ходе этой работы дети знакомятся с внешним видом семян разных растений, учатся высаживать их, наблюдают за прорастанием и дальнейшим ростом, ухаживают за саженцами. В процессе труда в природе дети самостоятельно пополняют свои знания. Свои наблюдения они отмечают в тетради, зарисовывая изменения, которые происходят с рассадой.
Создала в группе условия для экспериментирования, в оформлении принимали большое участие дети и родители группы. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду и др. Итог этой совместной работы — накоплена коллекция камней, ракушек, семян различных растений, гербарии растений, растущих на территории детского сада.
Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. А дети старшего возраста с удовольствием превращаются в «ученых» и способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Значение света для развития растений. Зачем растение пьет? Почему не падает дерево? Как расселяются растения? (на примере одуванчика) Почему одно плавает, а другое тонет? Свойства воды и многое другое...
Эти опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с разными явлениями, порой скрытыми от нас.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры: «Чей малыш?»; «Лето в деревне»; «Где чей
домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «Детки с какой ветки»..., словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное — несъедобное»; «Хорошо — плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Это кто к нам пришел?»; «Птица, рыба, зверь»... — развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Тайга и ее обитатели»; «Пустыня — флора и фауна»; «Животный мир гор»; «И в Арктике есть жизнь». Здесь дети видят разную среду обитания, узнают, как приспосабливаются к ней различные живые существа. Оформила альбом «Красная книга Краснодарского края», знакомлю детей с исчезающими животными и растениями Кубани.
Постоянно обновляю демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе. «Живые картинки», наглядный материал «Дикие и домашние животные и птицы», «Рептилии», «Перелетные и зимующие птицы» гербарий. Регулярно использую информационно-коммуникационные технологии и ЦОРы в своей работе с детьми — это различные презентации, компьютерные развивающие игры. В привитии детям любви и бережного отношения к природе обязательно использую художественную литературу, пословицы, поговорки, народные приметы.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так нетрадиционные — проектная деятельность. Разработала совместный проект «Чудо дерево», где дети с помощью воспитателя и родителей в практической деятельности выяснили значения и свойства дерева.
Я надеюсь, что большинство детей моей группы никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки они сохранят на всю жизнь, поймут и запомнят.
«Берегите эту Землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».
(Евгений Евтушенко)