В статье описан опыт работы, где предложен вариант по созданию условий по формированию нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.
Ключевые слова: формирование нравственных отношений к природе, созидание, осознанное чувство любви и гуманного отношения к природе, природоведческая работа, дидактические игры.
Любовь к природе, в прочем,
Как и всякая человеческая любовь.
Несомненно, закладывается в нас с детства
И. С. Соколов – Микитов
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животным и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательного поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и пр.).
Вся наша жизнь тесно связана с природой, а современный человек забывает, что сам является частью природы, и все на земле связано между собой. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной; охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может появиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного к ней отношения.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Природоведческая работа в детском саду строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и желание активно защищать, облагораживать природную среду. Влияние природы на нравственное развитие дошкольника возможно при определенных условиях:
- формирование у детей научных знаний – о различных явлениях окружающей природы в сочетании с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде;
- воспитание бережного и заботливого отношения к живым существам;
- установление преемственности в работе с семьей.
Ограничим область ознакомления детей с природой через дидактические игры; т.к. д/игра имеет две цели: обучающую и игровую. Игровая форма является ведущей на степени раннего детства. Ребенок, играя, не заметно для себя, усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Воспитатель учит и играет, а дети, играя, учатся.
Цель дидактической игры – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности, прививать им положительные черты характера.
ООД с детьми раннего возраста носит специфический характер: проводится в игровой форме. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.
В ООД используются несколько видов дидактических игр:
а) игры с предметами. В них используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами и признаками предметов: цветом, формой, качеством. Игры с природным материалом используются во время прогулок. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.
б) настольно – печатные игры. В этих играх развивается речь детей, воображение, творчество. Например, д/и «Садовник», в которой Цветочек грустный. Что же нужно сделать, чтобы его развеселить? Дети сами приходят к выводу, что он нуждается в поливе. Таким образом, при помощи схемы ребята понимают важность заботы о растениях. Д/и «Украсим полянку». Посмотрите, на полянке совсем нет цветов, не на что божье коровке присесть, негде пчелкам собрать нектар с цветов, чтобы сделать мед. Кто-то все цветы сорвал, а цветочки рвать нельзя, потому что «Если я сорву цветок, если мы сорвем цветы, то не будет доброты и не будет красоты, если все сорвут цветы.». Дети кладут большой цветок на маленький, «сажают» цветы на полянке для насекомых, чтобы они принесли пользу. Помимо беседы о доброте и заботе, о растениях, ребенок усваивает такие понятия как «один», «много», «большой», «маленький».
в) словесные игры. Такие игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляя знания о них. Например: д/игра «Одуванчик». Часто дети рвут одуванчики, неосознанно. Гуляя на улице, во время прогулок дети видят вокруг себя окружающий мир, его красоту, могут видеть прекрасное, казалось – бы, в «некрасивом».И педагог им в этом помогает, стимулирует различными дидактическими упражнениями. Например: при сборе осенних листьев «Один листок, еще один – и получился красивый осенний букет, пышный, разноцветный, яркий. Всем на радость!» Так дети чувствуют свою сопричастность к общему делу, они удовлетворены, видят, как красив каждый листочек в букете. После прогулки букет заносится в группу и используется как украшение.
При наблюдении за животными тоже используются упражнения. Важно, чтобы дети в процессе наблюдения не причиняли животному вред. Живые объекты привлекают детей своими движениями, голосовыми реакциями. Дети учатся относиться к живым существам, заботится о них.
Например: наблюдая за кроликом, воспитатель говорит: «Смотрите, какой маленький. Не бойся нас, мы добрые, тебя не обидим». Дети рассматривают его, закрепляют в словах названия частей тела: ушки, лапки, хвостик. Слушают его голос. Педагог старается вызвать положительно-эмоциональную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним.
Формирование нравственных отношений к природе невозможно без поддержки родителей. Поэтому важно подобрать для них методическую литературу, провести ряд бесед и консультаций, вовлечь родителей в работу детского сада и группы, организовать с ними выставки, поездки на природу, сплотив педагогов и родителей между собой. Именно на природе человек сможет ощутить, как она прекрасна, и потому он не может жить без ее красоты, которая всегда оставляет след в душе человека.
Формирование нравственного отношения к природе нельзя переоценить, и мы, педагоги, должны в этом направлении сделать как можно больше.
Как красиво всё вокруг
Посмотри, мой милый друг!
Небо тучками покрылось,
Дымкой чёрной всполошилось.
Литература:
- Авдеева, Н. Н. «Жизнь вокруг нас» Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 112 с.
- Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 5. – С. 80–82.
- Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу: метод. пособие / А. И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 96 с.
- Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг: учеб. пособие / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию: методическое пособие для педагогов ДОУ / О. А.Воронкевич. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 160 с.
- Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Воспитание дошкольника, 2012. – 320 с.
- Создание условий для экологического воспитания детей: метод. Рекомендации / С. Н.Николаева. – М.: Новая школа, 2009. – 160 с.
- Наш дом – природа / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 26–34.