В детские годы закладываются основы познавательного отношения к действительности, проявляется исследовательская активность в процессе детской опытно-экспериментальной деятельности. В статье рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, приводится опыт работы детского сада № 88 г. Набережные Челны.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогические условия, экспериментирование, опыты.
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Исследовательская активность выражается в накопленных знаниях дошкольников и получает свое отражение в детской опытно-экспериментальной деятельности.
Экспериментирование — это вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется активность, направленная на получение новых знаний, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. На основе этой потребности у дошкольников в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности формируется стремление узнать и открыть для себя новое. Познавательную активность ребенка Н. Е. Веракса определяет как пространство активности [1, c. 521].
В развитии исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности, можно условно выделить несколько периодов: до трех лет познание окружающего мира ребенком идет через манипулирование предметами; после трех лет оно дополняется игрой и экспериментами; после пяти лет ребенок может экспериментировать самостоятельно. Задача взрослых на каждом из этапов подготовить ребенка к экспериментальной деятельности.
В практике работы дошкольной образовательной организации для развития исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста были созданы педагогические условия: во-первых, обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учетом принципов организации развивающей среды (содержательно-насыщенность, трансформируемость, полифункциональность или вариативность, доступность и безопасность). Во-вторых, способность развития исследовательских умений через экспериментирование. Экспериментирование осуществлялось с учетом возраста и направленности детских интересов.
В течение года провели опыты: «Воздух. Что в пакете?», «Игры с воздушным шариком и соломинкой», «Надувание мыльных пузырей», «Волшебная кисточка» и др. Для знакомства детей второй младшей группы со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа) интересным показался опыт «Свет. Цвет. Что в коробке?», который мы выбрали с пособия О. В. Дыбиной. Взрослый предлагал детям узнать, что находится в коробке и как обнаружить, что в ней. Дети смотрят и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивал, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Вместе с детьми сравнивали, в каком случае лучше видно, и делали вывод о значении света [2, c. 4].
Следующее педагогическое условие — это осуществление взаимодействия с родителями по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к исследовательской деятельности. Работу начали с анкетирования родителей на тему «Детское экспериментирование в семье». Анализ анкет, показал, что тема представляет интерес и является актуальной на сегодняшний день. Часть родителей признались, что на детские вопросы отвечают «первое, что придет в голову». Многие родители отметили, что дети предпочитают самостоятельно исследовать окружающие предметы и выразили желание сотрудничать с дошкольным учреждением по данному вопросу. С родителями воспитанников провели консультации, родительское собрание на тему «Детское экспериментирование»; порекомендовали пособие, которым мы успешно используем в работе с детьми, Дыбиной О. В. Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Привлекали родителей к подбору оборудования и к проведению опытов совместно с детьми в детском саду и дома.
«Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества» утверждает Поддьяков А. Н. [3, с. 51].
Опыты — это самостоятельная деятельность, направленная на изучение объектов и предметов природного мира. Несомненно, опыты, а особенно в игровой форме — это способ получения знаний для дошкольников. Опыты наглядны, информативны, доступны для детей любого возраста. Проведение систематической, планомерной работы с дошкольниками в форме занимательных опытов и экспериментов, будет способствовать закреплению ранее полученных знаний на практике и расширению кругозора детей.
Взаимодействуя с предметами окружающего мира, изучая их, наблюдая за ними, дошкольники учатся понимать причинно-следственные связи, закономерности мира. При исследовании или взаимодействии с предметами окружающего мира у дошкольников расширяется кругозор, развиваются такие качества как любознательность, пытливость ума, усидчивость, самостоятельность. Заинтересованность представляет сам процесс взаимодействия с предметами окружающего мира. У детей возникает интерес, любопытство, а в ходе получения знаний радость и даже восторг, соответственно у дошкольников формируется положительное мироощущение.
Таким образом, основными педагогическими условиями в процессе формирования предпосылокисследовательской деятельности у детей дошкольного возраста являются: партнерское взаимодействие воспитателя с детьми, как соучастника деятельности, позволяющее ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность; обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; развитие исследовательских умений детей через экспериментирование; осуществление взаимодействия с родителями по формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
Литература:
- Веракса Н. Е., Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 523 с.
- Дыбина О. В., Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 92 с.
- Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. — 2011. — 601 с.