Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней группе
Автор: Клементьева Елена Евгеньевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 02.09.2018
Статья просмотрена: 4803 раза
Библиографическое описание:
Клементьева, Е. Е. Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней группе / Е. Е. Клементьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3540/ (дата обращения: 16.12.2024).
Детство… Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных — первых — встреч с этим миром. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается с коротких стихов, потешек, русских народных сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и взрослых, позволяет восполнить недостаточность общения дошкольников с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают воспитанников в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Ребенок, погружаясь в сказочный мир, восходит как на уровень уже освоенного социокультурного материала, так и на уровень еще не познанного человечеством («образа потребного будущего»).
В сказке всегда есть косвенные указания на точки роста человеческих возможностей и способностей. Проникая через сказку в толщу культурно-исторических пластов развития человечества, ребенок обретает креативный вектор, повышается его индивидуальный творческий потенциал будущего активного читателя.
Воспитание будущего читателя — процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
Актуальность проблемы.
Снижение читательского интереса с одной стороны и очевидность того, что чтение в современном мире — обязательное слагаемое жизненного успеха, с другой стороны.
Цель проекта: приобщение детей и их родителей к чтению детской художественной литературы.
Задачи проекта:
– сформировать интерес к книгам и детскому чтению, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя;
– развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность в процессе приобщения дошкольников к литературе;
– расширить кругозор детей, обогатить и активизировать словарный запас;
– развивать элементарные дизайнерские и творческие способности детей путем привлечения их к оформлению книг-самоделок для малышей;
– воспитывать ценностное отношение к книге как к произведению искусства;
– привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду, возродить чтение в кругу семьи.
Предварительная работа с детьми:
– тематическое оформление групповой комнаты;
– рисование совместно с родителями героев любимых сказок;
– чтение детских сказок, рассказов, стихов;
– выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания;
– подбор портретов детских поэтов и писателей.
Вид, тип проекта: краткосрочный.
Участники: дети средней группы, родители, педагоги.
Итоговое мероприятие: презентация книг-самоделок младшим дошкольникам.
Предполагаемый результат.
– Знакомство со сказочными сюжетами разовьет у средних дошкольников первые нравственные нормы, шаг за шагом сформирует интерес и любовь к литературе.
– Расширится кругозор детей, обогатится и активизируется их словарный запас.
– Возродится семейное чтение.
С развитием различных современных технологий смартфонов, планшетов, компьютеров книга перестала быть важным предметом не только в жизни детей дошкольного возраста, но и их родителей. Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для каждого ребенка, сейчас ее место заняли техника, и всевозможные электронные игрушки. Традиция домашнего чтения, к сожалению, ушла в небытие.
Неделя детской книги в средней группе была условно разделена на пять тем.
Понедельник — день сказки. Открытие «Недели книги». В группе была оформлена тематическая книжная выставка. Дети познакомились с выставкой, рассмотрели книги, вспомнили знакомые русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», а также сказки В. Г. Сутеева, С.Михалкова, братьев Гримм, Ш. Перро, К, Чуковского. Разучили новые игры: «Кузовок со сказками», «Угадай сказку». Провели викторину «Путешествие по сказкам».
Во вторник в день знатоков книги мы познакомили детей с историей книги, побеседовали о правилах обращения с ней, рассмотрели обложки книг, узнали, что такое иллюстрация, литературный текст, переплет, страница, познакомились с понятием типография, библиотека. Поразмышляли на тему: «Для чего же нам нужны книги?»
В среду в день игры и театра «Мы играем в сказку» в группе была организована театрализованная и игровая деятельность по желанию детей, созданы условия для самостоятельного творчества в игре с использованием уголка «Ряжения». По случайному совпадению в этот день в наш детский сад приезжали артисты из самарской филармонии. Наши ребятки с удовольствием посмотрели детский спектакль. Дети закрепили такие понятия как театр, спектакль, сцена, артисты, зритель. Во вторую половину дня была развернута сюжетно-ролевая игра «В книжном магазине».
В день творчества «Делаем сами — своими руками» мы с детьми пробовали иллюстрировать сказку, и хотя наши иллюстрации оказались не совсем удачными, подвели навыки рисования, дети остались очень довольны своим творческим результатом. После сна была организована работа по ремонту старых книг в уголке «Книжкина больница».
В день закрытия недели детской книги дети принесли совместно изготовленные с родителями книжки-самоделки для малышей, с большим интересом их рассматривали, обсуждали. А после завтрака состоялась презентация изготовленных книг малышам группы.
План мероприятий
Тема дня |
Порядок работы |
Деятельность детей |
Деятельность воспитателей |
Деятельность родителей |
понедельник День сказки «В мире много сказок…» |
Открытие «Недели книги». Оформление тематической книжной выставки в группе. Работа в книжном уголке. |
Беседа «Правила обращения с книгой». Разучивание игр: «Кузовок со сказками», «Угадай сказку». Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами. Рассматривание иллюстраций в книжках. |
Оформление и обзор выставки методической литературы, Рассказ воспитателя«История книги» — Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций. |
Консультация «Театр на кухонном столе». Ознакомление памятки «Прививаем детям любовь к чтению». |
вторник
«День знатоков книги» |
Занятие познавательного характера «Такие разные книги». Беседа о правилах обращения с книгой. |
Участие в викторине «Путешествие по сказкам». «Эти забавные животные». Чтение и прослушивание сказок, рассказов, стихов, загадок о животных, произведения Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского. |
Оформление памятки «Знакомство дошкольников с художественной литературой». Оформление картотеки дидактических игр, подбор художественных произведений по теме. Оформление тематической выставки книг. |
Участие в викторине. Оказание помощи в создании условий для проведения театрализованных и сюжетно-ролевых игр (изготовление необходимых атрибутов). |
среда
День игры итеатра «Мы играем всказку» |
Организация театрализованной и игровой деятельности детей, создание условий для самостоятельного творчества детей в игре. |
Сюжетно-ролевая игра «В книжном магазине». Инсценировки любимых сказок. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Прослушивание русских народных сказок. |
Оформление памятки «Знакомство дошкольников с художественной литературой». Оформление картотеки дидактических игр, подбор художественных произведений. |
Консультация «Чтобы сказка не стала скучной». Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в нашем доме». |
четверг
День творчества «Делаем сами— своими руками». |
«Книжкина больница» — организация работы по ремонту старых книг. Организация продуктивной деятельности детей на основе литературных произведений. Выставка работ совместного творчества «Делаем сами — своими руками». |
Организация работы в уголке «Книжника больница». Сюжетно — ролевая игра «Книжкина больница». С/р игра «Книгоиздатели» — Рисование, лепка, аппликация по сюжетам литературных произведений «Моя любимая сказка», «Портрет сказочного героя», «Потешный городок». |
Рассказ воспитателя «Путешествие по полочке умных книг». Оформление буклета «Родителям — о детском чтении». |
Консультация «Что и как читать дома?», «Круг детского чтения». Изготовление книг-самоделок — совместное творчество родителей и детей. Участие в творческой выставке «Делаем сами — своими руками». |
пятница
День закрытия «Неделя детской книги». |
Презентация группового книжного уголка, книжной выставки. Подведение итогов «Недели детской книги». |
С/р игра «Библиотека». Презентация книг-самоделок младшим дошкольникам. |
Подготовка к презентации книг-самоделок младшим дошкольникам. |
Создание творческой группы по выпуску тематического журнала «Книжка нашего детства». |
Закрытие «Недели детской книги». |
||||
Результат реализации проекта:
– познакомились с творчеством детских писателей;
– вспомнили русские народные сказки;
– расширился кругозор, активизировался словарный запас при ознакомлении с иллюстрациями детских книг (обложка, переплет, иллюстрация, типография, шрифт, буквы и т. д.);
– сформировались зачатки элементарных дизайнерских и творческих способностей детей путем привлечения их к оформлению книг-самоделок для малышей;
– систематическое домашнее чтение ребенку на ночь, сформировало у дошкольника привычку ежедневного общения с книгой, развило интерес к детской художественной литературе, сплотило всех членов семьи.
Планы на будущее.
– Продолжать работу по формированию у наших воспитанников интереса к книгам и детскому чтению, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя.
– С помощью родителей пополнить книжный уголок группы новыми иллюстрированными изданиями любимых книг.
– Посетить детскую районную библиотеку.
Литература:
- Тематические недели в детском саду /Авт.-сост. Т. Н. Сергеева. — М.: Планета, 2013. — 128 с. — (Дошкольное образование)