Конспект тематической прогулки с детьми старшей группы на тему «Весна — красна» (первоцветы)
Автор: Козлова Оксана Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 21.08.2018
Статья просмотрена: 2248 раз
Библиографическое описание:
Козлова, О. В. Конспект тематической прогулки с детьми старшей группы на тему «Весна — красна» (первоцветы) / О. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3528/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: Воспитание у детей любви и правильного отношения к природе, заботливого и бережного отношения к ней, желание помогать природе в трудных ситуациях.
Программные задачи:
– Познакомить детей с весенними изменениями в природе.
– Дать элементарные представления о первых весенних цветах — первоцветах, закрепить названия частей растений.
– Обучить правилам поведения в лесу: не срывать и не топтать растения, не загрязнять окружающую среду бытовыми отходами, не шуметь и не пугать животных и птиц.
– Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (влажными поролоновыми губками, акварелью по бумаге и слою парафина).
– Закреплять навыки образования уменьшительно-ласкательных форм слов (корень — корешок, стебель — стебелек, лист — листик, цветок — цветочек).
– Развивать активный и пассивный словарь (первоцветы, подснежник, лебедь, водоплавающие).
– Развивать умение по показу воспитателя выполнять игровые действия, выполнять движения по тексту.
– Продолжать воспитывать у детей доброту, желание быть вежливыми, воспитанными, совершать добрые поступки и заботиться об окружающем мире.
Организация прогулки на тему «Весна — красна» (первоцветы)
Ход прогулки
Дети с воспитателем приходят на участок. На скамейке лежит конверт.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Так интересно украшено (зелеными листиками, солнышком, ручейками, бабочками) Интересно, от кого оно? Как узнать? (Рассматривают, высказывают предположения).
Дети: — Нужно прочитать!
Воспитатель: — Ребятам группы «Лучики». Значит нам!
Читают: «Здравствуйте, ребята! Очень вас прошу, попробуйте отгадать, кто я.
Загадка:
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Отступает непогода,
Это к нам пришла…
(Весна).
Дети: — Это весна!
Воспитатель: — Правильно, ребята, а как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: — Правильно, это письмо то Весны. Послушайте, ребята, что нам еще пишет Весна.
«Ребята, я путешествую по всей планете Земля, бываю в разных странах и городах.
Совсем недавно я услышала народную поговорку «У весны теплые ноги». Я не знаю, что это значит. Как можно объяснить эту поговорку? Прошу вас о помощи».
Воспитатель — Ребята, что будем делать?
Дети: — Нужно объяснить Весне поговорку.
Воспитатель: — Ребята, давайте попробуем разобраться и постараемся понять, что же означает эта поговорка.
Какое удивительное время года — весна! Ребята, я предлагаю вам посмотреть вокруг и назвать, какие изменения в природе произошли с приходом весны.
Дети: — Солнце ярко светит и сильнее греет, растаял снег, появилась зеленая травка, зацвели первые цветы, на березах набухли почки, а на иве появились маленькие листочки, по траве ползают насекомые — муравьи, пауки, порхают бабочки, весело поют птицы. Весенний ветерок легкий, веселый, ласковый, приятный.
Воспитатель: — Молодцы, ребята, как много изменений вы назвали, появившихся с приходом весны. А мне бы хотелось обратить ваше внимание на воздух. Весной воздух становится особенным, он свежий, им легко дышится. Давайте подышим свежим воздухом.
Дыхательная гимнастика «Птицы поют».
1 — вдох носом;
2 — на выдохе произносить: «Чик — чирик, чик — чирик!» Повторить 3–4 раза. Почувствовали, какой свежий воздух? Ребята, кроме весны есть еще три времени года. Назовите их. Давайте поиграем в игру «Когда это бывает?»
Воспитатель: — Ой, какие вы молодцы! Правильно определили все времена года.
А сейчас какое время года? (Весна). Назовите весенние месяцы. А сейчас какой месяц? (Апрель). Ребята, с приходом весны настроение у всех отличное, но мы должны помнить, что всем людям весной предстоит много потрудиться. Что делают люди весной?
Дети: — Весной убирают мусор, сажают деревья, цветы, овощи.
Воспитатель: — Я предлагаю вам подготовить наши ручки, поиграть в пальчиковую игру и размять наши пальчики.
Пальчиковая игра «Алые цветки».
Наши алые цветы (ладони соединены лодочкой перед собой («молитвенная» поза)
Распускают лепестки (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в
стороны, запястья оставить соединенными).
Ветерок чуть дышит, (подуть на руки «Цветки»)
Лепестки колышет.(подвигать пальцами вперед-назад
Наши алые цветы (по очереди сложить пальцы, соединив ладони)
Закрывает лепестки, («молитвенная» поза)
Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево)
Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладошки)
Воспитатель: — Мы подготовили наши пальчики, теперь они смогут справиться с любыми трудностями. Ребята, посмотрите какие цветы расцвели на нашем участке. Как называются эти цветы? (мать–и–мачеха). Чем покрыт стебель у этого растения (цветка)? (Стебель покрыт чешуйками, он без листьев). На что похож цветок? (Цветок желтый, по форме похож на корзиночку). Почему именно здесь выросли цветы? Где можно найти мать-и-мачеху? (В первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег. Цветы растут здесь потому, что в этих местах условия жизни лучше, чем в других, — больше тепла, влаги, почва оттаявшая).
Ребенок:
Огонёчки жёлтые из сухой травы.
Это мать-и-мачехи первые цветы.
Солнышко пригрело, и растаял снег.
Жёлтые цветочки солнышка привет.
Джулия Рум
Воспитатель: — Мать-и-мачеха растет, цветет и радуют нас. Но вы заметили, что полянка, на которой растет мать-и-мачеха, усыпана палочками от деревьев. Давайте поможем мать-и-мачехе и освободим полянку от лишних палочек. Для этого мы возьмем ведерки и разделимся парами.
Труд в природе: сбор палочек в ведерки.
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием. Хорошо потрудились, можно и поиграть.
Подвижная игра «Весенний букет».
Дети встают в круг; на траве по кругу разложены цветы, на 1–2 меньше чем число участников игры; под бубен дети двигаются по кругу заданным способом, с окончанием музыки — быстро берут цветы. Ребенок, которому не хватило цветка — выходит из игры; игра повторяется пока не останется один победитель. Каждый раз число цветов уменьшается, убранные цветы складывают в общий букет в центре круга. В конце игры дети хвалят победителя.
Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как называют первые весенние цветы? (Ответы детей: первоцветы) А как вы понимаете это слово? (Ответы детей).
Воспитатель: — Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Давайте повторим вместе «первоцветы». Почему они появляются первыми? (Ответы детей: потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья еще не покрылись листвой.) Назовите, какие вы знаете первоцветы? (Ответы детей: подснежники, пролески, хохлатки, ландыши, примулы, незабудки…)
Ребенок:
Наша клумба — загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье!
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Воспитатель: — Ребята, давайте рассмотрим первоцветы и вспомним их названия
Подснежники — первые цветы, которые появляются после зимних холодов, и растут они во всех регионах России, кроме Крайнего Севера.
По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.
В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен.
Подснежник
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, —
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
(Е. Серова)
Игра малой подвижности.
Воспитатель: — Присядьте, руки положите на голову.
В весеннем лесу вырастают цветы небывалой красоты. (Дети встают).
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (Дети встают на носочки, поднимая руки вверх).
Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети наклоняются влево — вправо с
поднятыми вверх руками).
Наклоняются цветочки, распускают лепесточки. (Дети продолжают упражнение,
затем разводят руки в стороны).
Воспитатель: — Ребята давайте поиграем в игру «Дружно, хором отвечайте»
Игра «Дружно, хором отвечайте»:
Первый цветок — ломает ледок;
Весна красна цветами, а осень — плодами;
Где цветок, — там и медок;
Аленький цветок — бросается в глазок;
На цвет — и пчелки летят;
Хорош цветок, да скоро вянет.
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, почему цветок быстро вянет? (Ответы детей: если за ним не ухаживать: не рыхлить, не поливать, не пропалывать сорняки).
Воспитатель: — Ребята, послушайте стихотворение «Цветок» В. Викторова. Ребенок:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем — Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Воспитатель: — Подумайте и скажите, где цветок будет жить дольше в стакане или в цветнике? (Ответы детей).
Ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Ребенок:
Мы цветочки рвать не будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем — и крохам, и большим!
Ребенок:
Для чего нужны цветы?
Ясно всем — для красоты!
Воспитатель: — Почему в лесу мы не будем срывать цветы?
Ответы детей.
Воспитатель: — Правильно, ребята, цветы рвать нельзя они радуют нас своей красотой. Насекомые питаются их вкусным нектаром. Когда видите первоцветы в лесу, не срывайте их. Они занесены в Красную книгу. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». Все первоцветы можно вырастить у себя в саду. Существует много сортов, выведенных цветоводами.
Воспитатель: — Ребята, давайте подумаем, что же мы сможем написать Весне, как вы объясните поговорку «У весны теплые ноги»?
Дети вспоминают, что они делали, о чем разговаривали — «Весной стал свежим воздух, весело запели птицы, расцвели цветы, появились листочки на деревьях, все ожило. Благодаря тому, что пришла Весна, стало тепло, природа ожила и поэтому говорят, что у Весны теплые ноги».
Воспитатель: — Вот все это мы и напишем Весне, когда вернемся в группу.