Детское экспериментирование в период развития ребенка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.07.2018

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Гончарова Н. Г. Детское экспериментирование в период развития ребенка // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №5. — С. 13-16. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/100/3500/ (дата обращения: 22.09.2019).



Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно, и поэтому одной из основных задач ДОУ является поддержка и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, а также создание необходимых для этого условий.

Ключевые слова: детское экспериментирование, уголок экспериментирования, окружающий мир, активное участие, исследовательская деятельность, неживая природа.

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник для получения представлений об окружающем мире. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени исследовательская деятельность включает в себя все средства осуществления, и соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа слова (восприятия, мышления, речи). Удовлетворяя любознательность наших ребят в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, дети с одной стороны расширяют свои представления о мире, с другой овладевают основополагающими культурными формами упорядочивания опыта:

‒ Причинно-следственными связями;

‒ Родовидовыми понятиями;

‒ Пространственными и временными отношениями позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Анализируя выше сказанное, хочется вспомнить слова основоположника экспериментирования Н. Н. Подъякова, который сказал: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период развития ребенка».

Мы давно и целенаправленно работаем над проблемой детского экспериментирования. Организацию этой работы мы ведем по трем направлениям:

‒ Живая природа;

‒ Неживая природа;

‒ Человек.

Вся деятельность направлена на решение следующих задач:

‒ Развитие естественнонаучных представлений;

‒ Наблюдательности;

‒ Любознательности;

‒ Активности;

‒ Мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

‒ Формирование умений комплексно обследовать предмет.

Организуя работу по экспериментированию, мы стараемся охватить все сферы деятельности — НОД, игры, наблюдения, прогулки, режимные моменты. Непосредственно образовательную деятельность проводим с группой, подгруппой или индивидуально. Используем, как совместную деятельность, так и самостоятельную. Помимо всего этого у нас действует «научная лаборатория», клуб «Любознайка». Занятия этого клуба проходят по пятницам, 25–30 минут, мы учитываем уровень развития детей, а также их интересы. Для более успешной организации работы, мы в начале года составили план работы клуба, предлагаем его вашему вниманию. В течение года мы приобрели в группу новинки методической литературы по разделу «Детское экспериментирование», создали библиотечку «Почемучка», в которую входят различные энциклопедии и детская литература познавательного характера. Такая литература способствует развитию интереса детей, учит их задавать вопросы, познавать окружающий мир. Создавая условия для работы, мы подбирали новый и интересный материал.

А также огромное значение имеет оснащения уголка экспериментирования. И поэтому мы поставили пред собой следующие цели задачи:

‒ Создать условия для развития детского экспериментирования;

‒ Оснастить и пополнить базу уголка экспериментирования;

‒ Проявить творческий подход;

‒ Содействовать укреплению связи ДОУ с семьей;

Как ранее, так и теперь, дополняя уголок экспериментирования, мы соблюдали следующие требования:

‒ Безопасность

‒ Доступность

‒ Достаточность.

Для поднятия интереса детей, в нашем уголке теперь живет персонаж «Мудрая ворона». Она очень любит, когда к ней обращаются с вопросами, задает их сама, и очень любит слушать ответы. А еще наши ребята могут примерить на себя «Умную шапку», в которой можно порассуждать, выстроить догадки, высказать предположения, анализировать и делать выводы. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментированию, мы придумываем проблемные ситуации, учим ребят задавать вопросы, ставить перед собой цели, достигать результата.

Трудно сказать с какими материалами наши ребята любят работать больше всего, любой из опытов или экспериментов, вызывает у них любопытство и желание узнать что-то новое. За прошедший период мы провели немало опытов и экспериментов:

‒ Овощи, фрукты

‒ Почва

‒ Камни и минералы

‒ Жизнь растений

‒ Свет

‒ Вода

‒ Снег. Лед

‒ Бумага, ткань

‒ Дерево, опилки

‒ Стекло, его свойства

‒ Свойства магнита

‒ Воздух

‒ Часы, время

‒ Части суток.

Естественно, что для таких опытов и экспериментов, требуется большая подготовка, материал для проведения и оборудование. Все это имеется в нашем уголке.

Уголок экспериментирования в нашей группе.

В нашей лаборатории имеется разнообразное оборудование и материал, а так же выделено

  1. Место для выставки, где хранятся различные коллекции.
  2. Место для приборов
  3. Место для хранения материалов (бросовый, природный)
  4. Место для проведения опытов
  5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.

Уголок экспериментирования делиться на следующие компоненты:

  • Компонент дидактический;
  • Компонент оборудования;
  • Компонент стимулирующий.

В дидактический компонент входят: познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами проведения опытов.

Компонент оборудования представляют приборы помощники: лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные и механические часы, компасы, магниты, портновский метр, линейки, треугольники и т. д.

Стимулирующий компонент представлен следующими материалами: разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и различной конфигурации, сита; воронки разного размера; природный материал — шишки, листочки, перья, мох, песок, ракушки, камешки, глина; утилизированный материал — проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки; различные виды бумаги; красители; медицинские материалы и прочие (зеркала, воздушные шары. Масло, соль, сахар. Мука, цветные и прозрачные стекла и пр.-

В уголке экспериментальной деятельности имеются:

‒ Схемы. Таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

‒ Серии картин с изображением природных сообществ;

‒ Книги познавательного характера, атласы;

‒ Тематические альбомы;

‒ Коллекции

‒ Сито, воронки;

‒ Формы для льда

‒ Одежда для проведения опытов — фартуки, резиновые перчатки, тряпки, шапочки, повязки, бахилы

‒ Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

‒ Карточки — подсказки (разрешающие и запрещающие знаки)

‒ Персонаж, наделенный определенными чертами (Мудрая Ворона, Умная Шапка), от имени которых моделируется проблемная ситуация.

C:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\Новая папка\WP_20170315_11_26_02_Pro.jpgC:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\Новая папка\WP_20170405_09_23_30_Pro.jpgC:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\фото детей\WP_20160329_10_28_25_Pro.jpg

Невозможно не отметить роль семьи в воспитательно-образовательном процессе, в частности в поисково-экспериментальной деятельности. Так в начале года мы провели анкетирование среди родителей, с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей. Исходя из наблюдений родителей за детьми, результаты прошлого года показали, что у всех детей устойчивый интерес к экспериментированию. Мы в свою очередь через беседы, заинтересовали родителей в непосредственно образовательную деятельность, рассказали им, что необходимо поддерживать интерес детей не только в детском саду, но и дома. Так же, используя средства наглядной информации, знакомим родителей с тем, какой деятельностью мы занимаемся в группе (выпуск газеты «Вести от дошколят»).

На протяжении года наши дети совместно с родителями участвовали в конкурсах. Которые мы организовывали в группе:

‒ «Необычные овощи»

‒ «вместе с мамой делаем заготовки»

‒ «Волшебный снеговик»

‒ «Украшение для елочки»

‒ «Звенящие льдинки»

‒ «Очумелые ручки».

Большая часть родителей, с удовольствием участвует в различных конкурсах, а мы считаем, что такие конкурсы и различные творческие задания являются одной из форм познавательно-исследовательского экспериментирования.

C:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\детские поделки для природного уголка\1437329442291.jpgC:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\детские поделки для природного уголка\1437330114609.jpgC:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\детские поделки для природного уголка\1437593773907.jpg

То есть такая работа направлена на получение новых сведений и знаний, и наши дети вместе с родителями яркие открытия, развивают познавательную активность и творчество. Например, ребята убедились, что снеговиков можно делать не только из снега, а из поролона, синтепона, коробок, и даже из электрической лампочки. Из всего этого получаются необычные, интересные персонажи. Даже самый обычный помидор может превратиться не только в салат или сок, томатную пасту, а их него можно сделать смешную мордашку в бумажной шляпке из-под кекса.

C:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\детские поделки для природного уголка\1437331392905.jpgC:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\детские поделки для природного уголка\1437330515325.jpgC:\old\Documents\разное для сада\моё занятие и фото детей\фото детей\детские поделки для природного уголка\1437331523172.jpg

Самая обычная вода может превратиться в разноцветные звенящие волшебные льдинки, внутри которых заморожены любимые бусы или маленькие машинки. Ну а героев сказок можно вначале нарисовать, а потом украсить блесками, нитками, ватой, разукрасить разной крупой.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. — М.: 2013 Мозаика — Синтез.
  2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. — М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой. — М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно — исследовательских умений у старших дошкольников — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): детское экспериментирование, уголок экспериментирования, окружающий мир, исследовательская деятельность, компонент оборудования, Серия картин, познавательный характер, образовательная деятельность, Неживая природа, проведение опытов.

Ключевые слова

исследовательская деятельность, окружающий мир, детское экспериментирование, уголок экспериментирования, активное участие, неживая природа

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать этот окружающий мир, заложена

Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Познакомить детей с явлениями неживой природы.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Организация исследовательской деятельности детей...

При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку

Классификация детского экспериментирования. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с...

Экспериментирование как средство развития...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество... Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Н. Н. Подьяков.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается.

Экспериментированиедеятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на...

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является — экспериментирование. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, поэтому надо

Проведение опытов — один из эффективных путей воспитания экологической культуры

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период...

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод...

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать этот окружающий мир, заложена

Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Познакомить детей с явлениями неживой природы.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Организация исследовательской деятельности детей...

При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку

Классификация детского экспериментирования. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с...

Экспериментирование как средство развития...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество... Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Н. Н. Подьяков.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается.

Экспериментированиедеятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на...

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является — экспериментирование. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, поэтому надо

Проведение опытов — один из эффективных путей воспитания экологической культуры

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период...

Задать вопрос