Сопровождение систем автоматизации ТОиР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хан, Ван Лонг. Сопровождение систем автоматизации ТОиР / Ван Лонг Хан. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/3/714/ (дата обращения: 23.12.2024).

В статье рассматриваются основные действия, деятельность и главная библиотека сопровождения систем автоматизации технического обслуживания и ремонта (ТОиР).

Введение

По мере развития применения сложных программных продуктов стало ясно, что интегральные затраты на их сопровождение и создание новых версий могут значительно превосходить затраты на разработку их первой версии. Опыт последних лет показал, что во многих случаях для сопровождения и мониторинга версий необходимо практически такое же, или даже большее, число специалистов, чем разработало первую версию программных средств (ПС). При создании сложных ПС перемещение специалистов с разработки новых программных компонентов и ПС на развитие и сопровождение версий имеет систематический характер. Это приводит к тому, что по мере накопления эксплуатируемых ПС и их компонентов все большее число специалистов переходит из области непосредственного программирования новых программ в область системного проектирования и создания новых версий ПС на базе повторно используемых компонентов.

Только после завершения создания нескольких версий ПС может прекратиться переход дополнительных кадров в сферу сопровождения и управления конфигурацией и установиться стабильное соотношение между числом специалистов, занятых первичной разработкой новых проектов и сопровождением версий ПС. Очень часто разработчики нового ПС не предусматривают этот процесс и требующиеся ресурсы, что значительно снижает эффективность последующего применения созданного программного продукта. По некоторым оценкам, непосредственным программированием новых компонентов в мире занято около 15—20% специалистов, участвующих в создании программных продуктов.

Целью сопровождения систем автоматизации ТОиР являются выявление и устранение обнаруженных дефектов и ошибок в программах и данных, введение новых функций и компонентов в ПС, анализ состояния и корректировка документации, тиражирование и контроль распространения версий ПС, актуализация и обеспечение сохранности документации и физических носителей. Основная задача — изменить и улучшить существующий программный продукт, сохраняя его целостность и функциональную пригодность. Для сохранения и повышения качества сложных комплексов программ необходимо регламентировать процессы модификации и совершенствования программных средств, а также поддерживать их соответствующим тестированием и контролем качества.

Широкое применение прототипирования и повторного использования готовых апробированных программных компонентов способствовало превращению сопровождения в особый раздел методов и средств обеспечения жизненного цикла ПС. Технология сопровождения должна обеспечивать координированное развитие множества версий ПС и их компонентов, каждая из которых имеет достаточно высокое качество и специфические функции, а также, возможно, различных пользователей. Благодаря этому со временем программные средства должны улучшаться и совершенствоваться как по функциональным возможностям, так и по качеству решения каждой задачи.

Определение сопровождения систем автоматизации ТОиР

Сопровождение систем автоматизации ТОиР определяется стандартом IEEE Standard for Software Maintenance (IEEE 1219) как модификация программного продукта после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев, улучшения показателей производительности и/или других характеристик (атрибутов) продукта, или адаптации продукта для использования в модифицированном окружении. Интересно, что данный стандарт также касается вопросов подготовки к сопровождению до передачи системы в эксплуатацию, однако, структурно это сделано на уровне соответствующего информационного приложения, включенного в стандарт.

В свою очередь, стандарт жизненного цикла 12207 (IEEE, ISO/IEC, ГОСТ Р ИСО/МЭК) позиционирует сопровождение как один из главных процессов жизненного цикла. Этот стандарт описывает сопровождение как процесс модификации программного продукта в части его кода и документации для решения возникающих проблем <при эксплуатации> или реализации потребностей в улучшениях <тех или иных характеристик продукта>. Задача состоит в модификации продукта при условии сохранения его целостности. Международный стандарт ISO/IEC 14764 определяет сопровождение систем автоматизации ТОиР в тех же терминах, что и стандарт 12207, придавая особое значение работам по подготовке к деятельности по сопровождению до передачи системы в реальную эксплуатацию, например, вопросам планирования регламентов и операций по сопровождению.

Библиотека инфраструктуры информационных технологий ITIL

Библиотека, описывающая лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий.

В семи томах библиотеки описан весь набор процессов, необходимых для того, чтобы обеспечить постоянное высокое качество ИТ-сервисов и повысить степень удовлетворенности пользователей.

Использованный в библиотеке процессный подход полностью соответствует стандартам серии ISO 9000 (ГОСТ РИСО 9000). Процессный подход акцентирует внимание предприятия на достижении поставленных целей, анализе ключевых показателей эффективности (KPI), а также на ресурсах, затраченных на достижение этих целей.

Основные действия сопровождения систем автоматизации ТОиР

Результат усилий по разработке систем автоматизации ТОиР состоит в передачи в эксплуатацию программного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователей. Соответственно, в процессе эксплуатации продукт будет изменяться или эволюционировать. Связано это с обнаружением при реальном использовании скрытых дефектов, изменениями в операционном окружении, необходимостью покрытия новых требований и т.п.

Фаза сопровождения в жизненном цикле, обычно, начинается сразу после приемки/передачи продукта и действует в течение периода гарантии или, чаще, технической поддержки. Однако, сама деятельность, связанная с сопровождением, начинается намного раньше.

Сопровождение систем автоматизации ТОиР является составной частью жизненного цикла. К сожалению, так сложилось, что вопросам сопровождения уделяется существенно меньше внимания, чем другим фазам жизненного цикла. Исторически, в большинстве организаций, разработка программных систем явно в фаворе, по сравнению с деятельностью по сопровождению. Однако, такая ситуация постепенно начинает меняться. В большой степени, как отмечает, это связано с сокращением инвестиций организаций непосредственно в разработку программных систем, с целью увеличения сроков использования уже существующего и применяемого систем автоматизации ТОиР. Конечно, с точки зрения автора, это не единственная причина. Скорее вопросы постоянно изменяющихся бизнес - потребностей, динамика бизнеса и желание повысить отдачу от уже эксплуатируемых систем приводит к усилению роли поддержки и сопровождения систем автоматизации ТОиР и естественной интеграции такой деятельности в бизнес-процессы подразделений информационных технологий.

Сопровождение систем автоматизации ТОиР определяется как вся совокупность деятельности, необходимой для обеспечения эффективной (с точки зрения затрат) поддержки программных систем. Эти работы выполняются как перед вводом системы в эксплуатацию, так и после этого. Предварительные работы включают планирование деятельности по сопровождению системы, а также организацию перехода к ее полнофункциональному использованию. Если новая система должна заменить старую систему, предназначенную для решения тех же задач, просто на новом уровне эффективности, стоимости использования, новых функциональных возможностей, в этом случае важно обеспечить плавный переход со старой системы на новую систему, максимально естественный для пользователей. С этим связано не только планирование, например, переноса информации, хранимой в соответствующих базах данных, но и обучение пользователей, подготовка, настройка и проверка “боевой” конфигурации, определение последовательности операций, организация и обучение службы поддержки (help-desk) и т.п.


Литература:

  1. Липаев, В.В. Программная инженерия. Методологические основы [Текст]: Учеб. / В. В. Липаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: ТЕИС, 2006. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7598-0424-3 (в пер.).

  2. Соммервилл И. Инженерия программного обеспечения. Пер. с

  3. англ. — М.: Вильяме, 2002.

  4. Уайт Б.А. Управление конфигурацией программных средств. Практическое руководство по Rational ClearCase. Пер. с англ. — М.: ДМК Пресс, 2002.

  5. Программная инженерия и SWEBOK. http://swebok.sorlik.ru/software_engineering.html.

  6. Государственный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Сопровождение программных средств. http://docs.cntd.ru/document/1200030162.


Основные термины (генерируются автоматически): IEEE, ISO, жизненный цикл, сопровождение систем автоматизации, IEC, программный продукт, сопровождение, ITIL, KPI, старая система.