Получение данных для построения образовательного процесса вуза в среде современных web-технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 3. Автоматика и вычислительная техника

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы технических наук» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Стаин, Д. А. Получение данных для построения образовательного процесса вуза в среде современных web-технологий / Д. А. Стаин, В. П. Часовских. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/125/7609/ (дата обращения: 27.04.2024).

Статья посвящена проблематике наполнения исходных структур данных для полноценного функционирования ИКТ-модели образовательного процесса вуза. Рассмотрены организационно-технические способы обеспечения актуальности данных ИКТ-модели вуза. Наиболее подробно рассмотрены технологии удаленного ввода информационных структур в модель. Показано преимущество современных web-технологий при моделировании образовательного процесса вуза в ИКТ-среде. Предложена функционально-организационная структура ИКТ-среды образовательного процесса вуза в виде вертикально-интегрированных web-сайтов, являющихся модельными отображениями реальных объектов организационной структуры вуза — институтов, кафедр, конкретных преподавателей. Рассмотрены преимущества подобного подхода в условиях академической мобильности и ориентации на облачные вычисления CloudComputing.

Ключевые слова: автоматизированная система управления (АСУ), база данных (БД), метод доступа, web, сайт вуза, модель, образовательный процесс.

 

Вступивший в действие с 2013 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет новое содержание высшего профессионального образования, новые модели и технологии образовательного процесса в университете [2,6,7] Является очевидным, что выполнение этих требований невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования.

При построении образовательного процесса в среде ИКТ-технологий, является очевидным необходимость в обеспечении каналов взаимодействия между реальными организационно-социальными процессами, проистекающими в университете и их отображении в математической модели, функционирующей в программной ИКТ-среде. Без обеспечения подобного взаимодействия, модель будет абстрактной и бессмысленной для данной социальной системы [8,9].

Является очевидным, что с точки зрения информационных потоков, существует два основных способа взаимодействия ИКТ системы вуза с внешней средой: ЧМИ (человеко-машинный интерфейс) а также посредством взаимодействия с другими системами. [1] Остановимся на данном вопросе подробнее.

ЧМИ — совокупность инженерных решений, обеспечивающих взаимодействие человека-оператора с информационной системой. [4] Для управления современной ИКТ системой вуза могут быть использованы два подхода к формированию ЧМИ.

Первый заключается в компиляции программных средств в машинном коде под конкретную программно-аппаратную составляющую вычислительной техники оператора. Полученное приложение инсталлируется на операторском месте, его функционирование поддерживается техническим персоналом вуза. Приложение может функционировать с обеспечивающим оборудованием посредством широкого набора сетевых технологий. Данный подход обладает рядом недостатков, а именно:

-          относительная дороговизна и сложность в обслуживании. Прикладное программное обеспечение, распространяемое и эксплуатируемое относительно небольшим тиражом с большей долей вероятности, имеет ошибки, которые будут устранятся в период эксплуатации системы при конкретной конфигурации оборудования. Требуется относительно большой штат квалифицированного персонала, обеспечивающих корректную обработку внештатных ситуаций и оперативное устранение ошибок без остановки информационного процесса;

-          относительная дороговизна сложность разработки. Наличие значительного количества возможных конфигураций программно-аппаратных средств операторов, свойственное вузу, ставит перед программистами задачу формирования кросс-платформенного ПО, что в значительной мере удорожает разработку;

-          ограниченность круга конечных пользователей оборудованием, на котором установлено интерфейсное ПО.

Преимущества данного метода:

-          гибкая возможность выбора и использования сетевых технологий;

-          практически неограниченные возможности по визуализации и обработки данных на стороне клиента;

-          возможность хранения временных областей на стороне клиента и их корректная обработка, а как следствие, лояльные требования системы к стабильности канала передачи данных.

Другим методом, являющимся частным случаем технологии «тонких» клиентов, является так называемая web-технология [8,9]. Процесс взаимодействие подразумевает наличие сервера со специально настроенным программным обеспечением, подключенным к интернету и имеющим определенную адресацию. Данный сервер по определенным запросам формирует документы, размеченные посредством языка гипертекста. Современные гипертекстовые документы обладают солидными характеристиками по визуализации содержимого, в том числе, по включению активного программного кода. Уровень развития web-технологий позволяет формировать приложения, которые по функциональной составляющей относительно недавно были реализуемы только посредством компиляции прикладного программного обеспечения. В первую очередь на web-технологию преобразуются приложения, работа которых связана с удаленной обработкой данных на сервере. Но технология оказалась настолько удачной, что посредством нее начали разрабатываться и относительно изолированное программное обеспечение — например, офисный пакет Google docs [5] или Microsoft office online (https://office.live.com/start/default.aspx)

Обеспечение визуализации ЧМИ на клиентской машине посредством программы-браузера, обуславливает эффективное решение проблематик, описанных выше как недостатки традиционных компилируемых приложений, что делает web-технологии безусловным лидером для решений задач информатизации вуза. Более того, новые требования законодательства РФ [2] к открытости и прозрачности деятельности вузов в среде интернет посредством WEB-технологий напрямую обязывают вузы использовать данную технологию для отчетности и визуализации своей деятельности в сети Интернет. Безусловно, унификация технологий внешнего и внутреннего взаимодействия ИКТ-среды вуза является единственно правильным и эффективным решением сложившейся ситуации. Тем не менее, первый способ может использоваться в качестве дополнительной составляющей. В частности, в виде программного средства для мобильной платформы iOS или Android, органично дополняющего основную web-службу.

В условиях, когда ИКТ система вуза самодостаточна и единична, основным способом ввода информации является ЧМИ. Но в современных условиях такая ситуация может является скорее исключением, чем правилом. В реальности, любая ИКТ-система должна взаимодействовать с другими ИКТ-системами как внутри вуза так и с внешней составляющей. Примером внешней системы является ФИС ЕГЭ, примером внутренней — информационные системы различных подразделений, внедренных в разное время. В данном контексте следует предусмотреть в архитектуре интерфейсные модули для взаимодействия с другими системами.

Предлагается при построении web-модели вуза взять структурную составляющую самого хозяйствующего субъекта — вуза с иерархической структурой в виде вертикально интегрированный элементов — институтов, кафедр, конкретных преподавателей и студентов [3] Таким образом, структура web-модели университета будет также содержать указанные относительно независимые элементы и посредством ссылочной связи из них формируется макроструктура — университет.

Формирование сайтов отдельных преподавателей и сосредоточение в них учебного процесса качественно повышает эффективность научно-преподавательской деятельности конкретного ППС.

Также такая система легко ложится на концепцию облачного сервиса, Cloud computing. [3] В условиях такой системы, сайт преподавателя является неким образом реального ППС в среде интернет. Все научно-преподавательские достижения сотрудника мгновенно находят отражение в его сайте.

В условиях глобализации научно-технического сообщества, погружение сайта преподавателя в среду Cloud computing стирает организационные границы вуза, позволяя вертикально интегрировать такой ресурс в сайты разных вузов и НИИ, в процесс деятельности которых может быть вовлечен данный преподаватель. Подобная система акцентирует и выделяет конкретных ученых и их достижения.

В случае представления сайта вуза как совокупности отдельных сайтов, или подсистем, на первый план выходит проблематика работы с данными и их вертикальное интегрирование в единую структуру. Данный процесс можно осуществлять вручную, вводя ссылочные связи в специально созданные формы, либо непосредственно в исходный код сайта; так и автоматизировано — либо договорившись об интерфейсных структурах данный в БД (например, договорившись о структуре и расположении XML-документов, или о схемах таблиц SQL), либо осуществляя индексирование вертикально — интегрированных страниц. Первый способ предпочтительнее, т. к. минимизируется вероятность ошибки и неверного отображения данных, но требует принятия единого документа — стандарта. Второй способ может функционирования без стандарта, но в определенных условиях может привести к неверной интерпретации данных.

Таким образом, в статье рассмотрены основные вопросы получения данных в ИКТ системах АСУ вуза. Показаны преимущества web-технологий над альтернативными в контексте ИКТ-системы вуза. Рассмотрена структура информационных потоков web-модели вертикально-интегрированной системы вуза.

 

Литература:

 

1.         Мезенцев К. Н. Автоматизированные информационные системы / К. Н. Мезенцев. — М.: Academia, 2013. — 176 с.

2.         Часовских В. П., Стаин Д. А. Структура, содержание и среда разработки веб-сайта вуза//Эко — Потенциал: журнал мульти дисциплинарных научных публикаций, Уральский государственный лесотехнический университет. Екатеринбург. 2013. № 3–4, c. 160–173. ISSN 2310–2888.

3.         Стаин Д. А. Cloudcomputing в корпоративной информационной системе вуза / Д.А Стаин // Актуальные вопросы реализации федеральных государственных образовательных стандартов: материалы международной научно-методической конференции. — Екатеринбург, 2012. — С. 161–163

4.         Человеко-машинный интерфейс. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Человеко-машинный_интерфейс

5.         Справочный центр — Редакторы Google Документов [Электронный ресурс] // http://support.google.com/docs/?hl=ru#topic=1382883/

6.         Часовских В. П., Стаин Д. А. Представление и сравнительный анализ модели образовательного процесса университета в форме реляционных таблиц SQL и их мультипликативном отображение. // Техника и технология: новые перспективы развития, научный журнал «Естественные и технические науки». Москва. 2014. c. 101–106.

7.         Часовских В. П., Стаин Д. А. Модель образовательного процесса и сайт вуза 2.0// Эко — Потенциал: журнал мульти дисциплинарных научных публикаций, Уральский государственный лесотехнический университет. Екатеринбург. 2014. № 2(6), c. 113–119. ISSN 2310–2888.

8.         Фримен, Адам. MVC 5 с примерами на С# для профессионалов, 5-изд..: Пер. с анг. –М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2015. — 736 стр. IBN 978–5-8459–1911–3

9.         Эспозито Дино. Программирование на основе Microsoft ASP.NET MVC. 2-е издание / Пер. с англ. — М.: Издательство «Русская редакция»; СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 464 стр.: ил. ISBN 978–5-7502–0414–4 («Русская редакция») ISBN 978–5-9775–0885–8 («БХВ-Петербург»)

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательный процесс вуза, SQL, вуз, корректная обработка, относительная дороговизна, посредство, прикладное программное обеспечение, система, составляющая, сторона клиента, учебный процесс.

Ключевые слова

модель, образовательный процесс., образовательный процесс, Web, автоматизированная система управления (АСУ), база данных (БД), метод доступа, сайт вуза

Похожие статьи

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его...

Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом системы образования и культурой при их помощи и посредничестве.

Применение современных информационных технологий...

Кроме этого он должен быть информирован о тех технических средствах и программном обеспечении которые будут ему доступны как при создании прикладного программного обеспечения (ПО), так и при сопровождении учебного процесса.

Автоматизированная информационная система «Университет»

учебный процесс, ECTS, образовательная программа, образовательный процесс, студент, рабочая программа, учебная группа, учебная нагрузка, рабочий учебный план, Болонский процесс.

образовательный процесс, дистанционное обучение...

Современный образовательный процесс в ВУЗе все в большей степени опирается на цифровые и телекоммуникационные технологии, способствующие развитию таких технологий в учебных заведениях.

Принципы разработки функциональной модели... | Молодой ученый

Функциональная модель образовательного портала как базис информационной системы управления учебным процессом вуза предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения.

Общая модель проектирования образовательного портала

образовательный контент, этап, подразделение, учебный процесс вуза, учебный процесс, программное обеспечение, предметная область, образовательный портал, модель проектирования, этап проектирования...

Применение электронных образовательных ресурсов...

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности.

Ключевые слова: информационные продукты, образовательный процесс, электронный образовательный ресурс, эффективность.

Роль узкоспециализированных программ...

Программное обеспечение при использовании в учебном процессе можно подразделить на системное и прикладное программное обеспечение.

Похожие статьи

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его...

Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом системы образования и культурой при их помощи и посредничестве.

Применение современных информационных технологий...

Кроме этого он должен быть информирован о тех технических средствах и программном обеспечении которые будут ему доступны как при создании прикладного программного обеспечения (ПО), так и при сопровождении учебного процесса.

Автоматизированная информационная система «Университет»

учебный процесс, ECTS, образовательная программа, образовательный процесс, студент, рабочая программа, учебная группа, учебная нагрузка, рабочий учебный план, Болонский процесс.

образовательный процесс, дистанционное обучение...

Современный образовательный процесс в ВУЗе все в большей степени опирается на цифровые и телекоммуникационные технологии, способствующие развитию таких технологий в учебных заведениях.

Принципы разработки функциональной модели... | Молодой ученый

Функциональная модель образовательного портала как базис информационной системы управления учебным процессом вуза предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения.

Общая модель проектирования образовательного портала

образовательный контент, этап, подразделение, учебный процесс вуза, учебный процесс, программное обеспечение, предметная область, образовательный портал, модель проектирования, этап проектирования...

Применение электронных образовательных ресурсов...

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности.

Ключевые слова: информационные продукты, образовательный процесс, электронный образовательный ресурс, эффективность.

Роль узкоспециализированных программ...

Программное обеспечение при использовании в учебном процессе можно подразделить на системное и прикладное программное обеспечение.