Автоматизированная информационная система «Университет» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 10580 раз

Библиографическое описание:

Тубеков, М. О. Автоматизированная информационная система «Университет» / М. О. Тубеков, А. С. Касымбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40707/ (дата обращения: 24.04.2024).



На рубеже XX и XXI веков общество вступило в информационную стадию своего развития, которая характеризуется доминированием информации и знаний в функционировании и развитии различных сфер общественной жизни. Основными причинами возникновения информационного общества стали три взаимосвязанных процесса. Это — лавинообразный рост объемов производимой информации; ее активное использование в различных сферах деятельности и создание на базе широкого внедрения современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, включая глобальную сеть Интернет.

В современных университетах информатизация ведется по двум основным направлениям. Первое направление — компьютеризация образовательного процесса, использование современных информационных технологий для модернизации педагогического процесса. На протяжении последних лет мы стали свидетелями развития нескольких образовательных парадигм, в основе которых лежит широкомасштабное применение информационных технологий: дистанционное, электронное, мобильное и всепроникающее обучения. Модернизация образовательного процесса на базе современных информационных технологий обусловлена как новыми требованиями, предъявляемыми к современной системе образования, так и превращением компьютерной техники и Интернета в широко распространенные повседневные инструменты получения и обработки информации. Данное направление реализуется путем интеграции в информационную среду университета электронных средств обучения, включая электронные образовательные ресурсы, а также программных платформ систем управления обучением и электронных библиотек.

Второе направление — компьютеризация системы университетского управление путем автоматизации бизнес-процессов современного университета. Это направление является важным и актуальным, так как нацелено на повышение качества образовательного процесса в условиях перехода к высшему образованию и Болонскому процессу [1], а также на снижение материальных затрат на организацию работы университета. Это направление связано с разработкой и внедрением специализированных программных платформ компьютеризации университетского менеджмента.

Практика, показывает, что попытки построить целостную и всеобъемлющую компьютеризированную систему университетского менеджмента, включающую управление финансами, материальными ресурсами, персоналом, контингентом студентов и другими активами на базе программных систем планирования ресурсов предприятия (ERP-систем), таких как SAP R/3, наталкиваются на высокую стоимость программного обеспечения, его адаптации и внедрения. Следует отметить также длительные сроки внедрения ERP-систем, необходимость существенной модификации бизнес-процессов. В целом, внедрение таких систем даже в крупном университете не всегда оказывается экономически оправданным и неприемлем для относительно небольших вузов.

В то же время, для автоматизации управления образовательным процессом, типовых общенациональных и, тем более, наднациональных решений нет. Это, главным образом, связано с национальной спецификой университетов, а также с особенностями их структуры, организации бизнес-процессов, различиями в понимания задач автоматизации. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что настоящая работа посвящена актуальной проблеме — исследованию автоматизированной интегрированной системы управления университетом (АИСУУ), обеспечивающей автоматизацию основных процессов управления образовательной деятельности университета (управление учебным процессом).

Автоматизированная информационная система (АИС)«Университет» предназначена для автоматизации наиболее значимых рабочих процессов высшего учебного заведения. Использование новейших технологий хранения, обработки и анализа данных, системный подход позволяет поднять на новый качественный уровень процессы управления вузом и позволяет осуществлять мониторинг качества организации учебного процесса и подготовки специалистов, ведения научной деятельности и эффективности системы управления.

Основные преимущества:АИС «Университет» изначально проектировалась для автоматизации деятельности ВУЗов, поэтому система полностью учитывает такую специфику деятельности; Модульность решения позволяет использовать только необходимые компоненты системы; Интеграционные возможности системы позволяют обеспечить прозрачный и управляемый обмен данными между существующими информационными системами и модулями системы «Университет» через сервисную шину; В зависимости от пользовательской нагрузки на приложение для работы могут использоваться как windows-приложения, так и web-сайты.

В области защиты персональных данных системы «Университет» имеет следующие преимущества: Гибкая настройка прав доступа к приложению и внутри приложения; Использует сертифицированные для работы с персональными данным компоненты — Microsoft Windows Server, Microsoft SQL Server, Microsoft SharePoint; Базовая система разработана компанией-лицензиатом AKGYN (Турция).

АИС «Университет» функционально состоит из следующих 10-модулей: модуль управление системой; модули «Студент», «Академический», «Тест», «Общежития и жилье», «Материалы и склад» и «Финансы»; модули управление выпускниками, кадрами и библиотекой.

Бизнес-процесс управления учебным процессом включает в себя следующие под процессы: управление контингентом студентов; формирование учебных планов и графиков учебного процесса; формирование рабочих учебных программ; формирование индивидуальных учебных планов студентов; расчет и распределение учебной нагрузки; формирование расписания учебного процесса; ведение электронного журнала; учет успеваемости;электронное анкетирование студентов и маркетинговое изучение рынка труда; контроль качества учебного процесса [2,3].

Управление контингентом студентов. На каждого студента заводятся электронные личная и учебная карточки. Студенты распределяются по учебным группам. По движению контингента студентов могут выполняться следующие основные операции: зачисление, академическая и финансовая регистрация, мобильность перевод из учебной группы в другую учебную группу, приостановка статуса «студент» предоставление и продление академического отпуска (по состоянию здоровья и др.), восстановление, смена персональных реквизитов и выпуск.

Формирование учебных планов и графиков учебного процесса.

Разработка учебного плана специальности выполняется на основе образовательного стандарта. Образовательный стандарт обычно содержит требования к выпускникам (в странах, присоединившихся к Болонскому процессу — National Qualication Framework на основе European Qualification Framework).

В Казахстане существуют отраслевые квалификационные рамки (Sectoral Qualification Framework). На основе отраслевые квалификационные рамки разрабатывается учебный план специальности — образовательная программа. В программе расписаны образовательные цели, т. е. перечень знаний и умений, которые получит студент по окончании обучения график учебного процесса (продолжительность выполнения различных видов учебной работы, перечень обязательных изучаемых дисциплин и объем дисциплин по выбору студентов, с указанием семестра изучения).

На базе образовательной программы ежегодно разрабатывается рабочий учебный план специальности, который уточняет перечень дисциплин, изучаемых в каждом семестре (включая перечень дисциплин, предлагаемых студентам для изучения по их выбору). Рабочий план составляется на основании образовательной программы. Рабочий учебный план разрабатывается руководителем образовательной программы и согласуется с деканатом.

Формирование рабочих учебных программ (силлабус). Рабочая программа учебной дисциплины составляется преподавателем соответствующего департамента. Сам процесс составления рабочей программы может быть автоматизирован в части выборки обязательных целей. Кроме того, отдельные элементы рабочей программы могут заноситься в АИСУУ. К ним относятся регламент (количество кредитов, набираемых студентом за отдельные виды учебной работы), формы текущего контроля знаний и текущей аттестации, список рекомендуемой литературы (для анализа обеспеченности).

Формирование индивидуальных учебных планов студентов. Перед началом каждого учебного семестра для каждого студента формируется индивидуальный учебный план на базе рабочего учебного плана соответствующего направления подготовки с учетом выбранных студентом дисциплин свободного выбора. При составлении индивидуальных учебных планов целесообразно предусмотреть возможность установления индивидуальных сроков изучения отдельных дисциплин. Сформированный индивидуальный учебный план оформляется документально в виде учебного контракта.

Расчет и распределение учебной нагрузки. В рабочих учебных планах указывается департамент (департаменты), за которыми закреплены дисциплины. В рабочих учебных программах прописаны количества часов (как аудиторных так индивидуальных) предполагаемых для достижения образовательных целей данной учебной программы (силлабуса). Для расчета нагрузки используется информация из силлабуса и количества студентов которые зарегистрировали данную дисциплину. Департамент производит подсчёт своей учебной нагрузки по преподавателям и передает информацию для составления расписания и штатной нагрузки.

Формирование расписания учебного процесса. Расписание учебного процесса формируется в разрезе преподавателя, учебной группы, аудитории. Составляется расписание учебного процесса по учебным группам (подгруппам) при этом дисциплины вариативной части образовательной программы могут выноситься в расписании на один день, на эти дисциплины формируется отдельное расписание без учета учебных групп.

Учет успеваемости. Одним из итогов составления учебного плана направления обучения/специальности является определение списка знаний, квалификаций и умений, которые должны быть достигнуты в результате обучения. Учет успеваемости целиком зависит от решения преподавателя (автора силлабуса) или (и) академического совета университета (вырабатывающего на данный счёт рекомендации). Итоговый балл переводится в национальную оценку и ECTS [4]. Оценка ECTS рассчитывается по соответствующей формуле, также определяемой нормативными документами. В приложение к диплому выставляется итоговая национальная оценка параллельно указывается оценка ECTS. Пересдачи неудовлетворительных оценок (незачетов) проводятся по расписанию (в составе группы пересдающих) или индивидуально. В каждом случае оформляется соответствующая экзаменационная ведомость.

По окончании каждого семестра рассчитывается значение среднего/ рейтингового балла по всем дисциплинам студента, а также обеспечивается расчет статистики в разрезе дисциплин и других форм учебной нагрузки. По результатам неудовлетворительной сдачи сессии соответствующие кредиты остаются не освоенными, и студент либо обязан их пройти заново (если это кредиты из обязательной части образовательной программы) или выбрать другие если они относятся к вариативной части.

Управление магистратурой и докторантурой. На уровне магистратуры действуют те же регуляции, что и в случае бакалавриата, однако объем программы образовательной составляет 120 кредитов, из которых не менее половины отводится на научно-исследовательскую компоненту.

На уровне докторантуры приёмные экзамены проводятся локально на уровне факультета. Образовательные программы докторантуры содержат 180 кредитов (ESTC), из которых не менее 2/3 составляет научная компонента.

Управление научно-исследовательской деятельностью осуществляется на основании грантов, получаемых отдельными сотрудниками университетов (или его подразделениями) из национальных фондов и из международных программ, а также имеются локальные научные фонды университета.

Обеспечение качества образования. Служба обеспечения качества образования обеспечивает системную оценку развития научной и учебной деятельности университета. В университете внедрены и действуют стандарты программной аккредитации. Аккредитация программ происходит раз в 5 лет. На основе данных отчетов оценку программы осуществляют независимые эксперты. Оценка программ происходит на соответствие 10 стандартам [5]: общий стандарт — основные положения по институциональной аккредитации; Стандарт 1 — миссия, цели и задачи; Стандарт 2 — планирование и эффективность; Стандарт 3 — руководство и менеджмент; Стандарт 4 — образовательные программы и их эффективность; Стандарт 5 — профессорско- преподавательский состав и эффективность преподавания; Стандарт 6 — студенты; Стандарт 7 — научно-исследовательская работа; Стандарт 8 — финансирование и финансовая устойчивость; Стандарт 9 — ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные.

Таким образом, рассмотренные в статье подходы, по нашему мнению, более адаптирована к условиям Болонской декларации и решает следующие задачи: формирование учебного плана вуза по каждой специальности с учетом пожеланий работодателей и выпускников прошлых лет; создание индивидуальных учебных планов всех студентов, желающих обучаться по собственной траектории обучения; управление траекториями обучения студентов определенного профиля специальности по средствам созданного учебного плана вуза.

Возможность самостоятельного выбора процесса траектории обучения мобилизует, заинтересовывает и привлекает потребителей образовательных услуг, что несомненно дает возможность конкурировать на рынке подготовки кадров.

Литература:

  1. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 112 с.
  2. ISO 9001:2008/Cor.1:2009(Е). Quality management systems. Requirements. (accessed June 11, 2015).
  3. ГОСТ ISO 9001–2011. Системы менеджмента качества. Требования. (accessed June 11, 2015).
  4. Теоретико-методологические основы инновационных механизмов внедрения модульной технологии подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Хозов В. Ф., Воропаев М. В. и др. (accessed June 11, 2015).
  5. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. European Association for Quality Assurance in Higher Education, 2009, Helsinki. http://www.enqa.eu/wp-content/uploads/2013/06/ESG_3edition-2.pdf (accessed June 11, 2015).
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, ECTS, образовательная программа, образовательный процесс, студент, рабочая программа, рабочий учебный план, учебная группа, учебная нагрузка, Болонский процесс.


Похожие статьи

Модульный подход как основа проектирования образовательного...

высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

- единую кредитную систему (European Credit Transfer System, ECTS). Эта система предусматривает измерение и сравнение учебных достижений студентов в условных единицах с целью их перезачета в различных учебных заведениях

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине должно охватывать весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатываться и создаваться для преподавателя и для студентов в виде...

Проблемы непрерывного образования и финансовая интеграция...

Болонский процесс представляет собой процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого

Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

А также самим образовательным учреждениям рекомендуется создавать рабочие группы по разработке основных образовательных программ совместно с представителями работодателей.

Автоматизированная система контроля знаний по...

Учебный процесс состоит из аудиторных занятий, практических занятий и внеаудиторных занятий (самостоятельной работы). В Европе, согласно Болонскому процессу, зачетными единицами считаются ECTS (англ.

Проектирование образовательных результатов основной...

Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического

Одной из основных задач Болонского процесса является совершенствование традиционных способов описания квалификаций и...

Похожие статьи

Модульный подход как основа проектирования образовательного...

высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

- единую кредитную систему (European Credit Transfer System, ECTS). Эта система предусматривает измерение и сравнение учебных достижений студентов в условных единицах с целью их перезачета в различных учебных заведениях

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине должно охватывать весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатываться и создаваться для преподавателя и для студентов в виде...

Проблемы непрерывного образования и финансовая интеграция...

Болонский процесс представляет собой процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого

Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

А также самим образовательным учреждениям рекомендуется создавать рабочие группы по разработке основных образовательных программ совместно с представителями работодателей.

Автоматизированная система контроля знаний по...

Учебный процесс состоит из аудиторных занятий, практических занятий и внеаудиторных занятий (самостоятельной работы). В Европе, согласно Болонскому процессу, зачетными единицами считаются ECTS (англ.

Проектирование образовательных результатов основной...

Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического

Одной из основных задач Болонского процесса является совершенствование традиционных способов описания квалификаций и...

Задать вопрос