Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог
Авторы: Титова Александра Александровна, Ивлев Виктор Юрьевич, Титова Полина Александровна
Рубрика: 9. Транспорт
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Технические науки в России и за рубежом» (Москва, январь 2015)
Дата публикации: 27.12.2014
Статья просмотрена: 3043 раза
Библиографическое описание:
Титова, А. А. Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог / А. А. Титова, В. Ю. Ивлев, П. А. Титова. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/124/6999/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ежегодно увеличивается количество автомобилей во всем мире, растет объем перевозок. Это способствует увеличению интенсивности движения. В условиях городов с исторически сложившейся застройкой это в свою очередь приводит к возникновению транспортной проблемы.
Особенно остро транспортная проблема проявляется в узловых пунктах улично-дорожной сети, т. е. на перекрестках. Из статистических данных видно, что около 40 % дорожно-транспортных происшествий происходит на перекрестках.
В городах России давно сложилась историческая планировка улично-дорожной сети. Из-за увеличения количества транспорта возникает перенасыщение улично-дорожной сети, что не отвечает требованиям современного дорожного движения.
Из-за всего этого образуются очереди, увеличиваются транспортные задержки и заторы. Это приводит к снижению скорости сообщения, неоправданному перерасходу топлива и повышенному изнашиванию узлов и агрегатов транспортных средств.
Все это влияет на снижение эффективности использования транспортных средств, скорость движения автомобилей. Снижение скорости транспорта из-за простоя у перекрестков приводит к повышению уровня шума, увеличению загазованности воздушного бассейна города и перерасходу горюче-смазочных материалов.
Частые остановки, переменный режим движения, скопления автомобилей на перекрестках являются причинами загрязнения воздуха в городах. Так же увеличивается шумовое воздействие.
Для того чтобы обеспечить быстрое и безопасное движение в городах необходимо применить комплекс архитектурно-планировочных и организационных мероприятий. Сюда можно отнести реконструкцию существующих и строительство новых улиц, а также строительство пешеходных переходов (подземных и надземных), транспортных развязок, объездных дорог и т. д.
Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. [4]
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. [4]
Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. [4]
Как показывают исследования, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в «конфликтных точках», т. е. в местах, где на одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств или транспортных средств и пешеходов, а также в местах слияния и отклонения транспортных потоков (рисунок 1). Чаще всего такие ситуации возникают на пересечениях дорог, где встречаются потоки различных направлений. Также, часть конфликтов происходит на перегонах дорог при перестроениях автомобилей в рядах маневрировании и при переходе проезжей части пешеходами вне перекрестков.
Рис. 1. Конфликтные точки
Наиболее часто такое взаимодействие участников дорожного движения возникает на пересечениях дорог, где встречаются потоки различных направлений (рисунок 2). [3]
Рис. 2. Пример расположения конфликтных точек на перекрестке: 1 — отклонения; 2 — слияния; 3 — пересечения
Для того чтобы рассчитать показатель безопасности движений, который характеризует число дорожно-транспортных происшествий на данном перекрестке, применяют следующую формулу:
, (1)
где М — число конфликтных точек, N — интенсивность движения конфликтующих транспортных потоков, — коэффициент относительной опасности каждой конфликтной точки
Таблица 1
Значение коэффициентов относительной опасности для наиболее характерных случаев конфликтных точек
Условия движения |
Направление движение автомобилей |
Характеристика пересечения |
Значения ki |
1. Слияние потоков |
Правый поворот
Левый поворот |
R<15 м R≥15 м
R<10 м 10<R<25 м |
0,025 0,004
0,032 0,025 |
2. Разделение потоков |
Правый поворот
Левый поворот |
R<15 м R≥15 м
R<10 м 10<R<25 м |
0,02 0,006
0,03 0,004 |
3. Пересечение потоков |
Пересечение под углом |
α ≤ 300 500 ≤ α < 750 900 ≤ α < 1200 1500 ≤ α < 1800 |
0,008 0,036 0,012 0,035 |
В зависимости от значения ka каждый перекресток по степени опасности может быть: [2]
ka < 3 — неопасным
3 < ka < 8 — малоопасным
8 < ka < 12 — опасным
ka > 12 — очень опасным
В данной работе мы определили степень опасности перекрестка ул. Карла Маркса и ул. Державинская города Тамбова с учетом всех возможных направлений движения транспортных потоков и интенсивности движения.
Далее представим расчет необходимого числа полос движения, представленных на рисунке 3:
Рис. 1. Перекресток ул. Карла Маркса и ул. Державинская города Тамбова
I. СЛИЯНИЕ ПОТОКОВ:
II. ОТВЕТВЛЕНИЕ ПОТОКОВ:
III. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОТОКОВ:
Из расчетов сделаем вывод, что степень опасности перекрестка ул. Карла Маркса и ул. Державинская с учетом всех возможных направлений движения транспортных потоков и интенсивности движения составляет 4,14. Из этого следует, что данный участок является малоопасным.
Литература:
1. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения. — М.: Транспорт, 1982. — С. 110.
2. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://gendocs.ru/v33022/клинковштейн_г.и._организация_дорожного_движения?page=14 (дата обращения: 15 декабря 2014).
3. Конфликтные точки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://lektsiopedia.org/lek-9910.html (дата обращения: 15 декабря 2014).
4. ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156600 (дата обращения: 15 декабря 2014).