Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Титова, А. А. Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог / А. А. Титова, В. Ю. Ивлев, П. А. Титова. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/124/6999/ (дата обращения: 16.12.2024).

Ежегодно увеличивается количество автомобилей во всем мире, растет объем перевозок. Это способствует увеличению интенсивности движения. В условиях городов с исторически сложившейся застройкой это в свою очередь приводит к возникновению транспортной проблемы.

Особенно остро транспортная проблема проявляется в узловых пунктах улично-дорожной сети, т. е. на перекрестках. Из статистических данных видно, что около 40 % дорожно-транспортных происшествий происходит на перекрестках.

В городах России давно сложилась историческая планировка улично-дорожной сети. Из-за увеличения количества транспорта возникает перенасыщение улично-дорожной сети, что не отвечает требованиям современного дорожного движения.

Из-за всего этого образуются очереди, увеличиваются транспортные задержки и заторы. Это приводит к снижению скорости сообщения, неоправданному перерасходу топлива и повышенному изнашиванию узлов и агрегатов транспортных средств.

Все это влияет на снижение эффективности использования транспортных средств, скорость движения автомобилей. Снижение скорости транспорта из-за простоя у перекрестков приводит к повышению уровня шума, увеличению загазованности воздушного бассейна города и перерасходу горюче-смазочных материалов.

Частые остановки, переменный режим движения, скопления автомобилей на перекрестках являются причинами загрязнения воздуха в городах. Так же увеличивается шумовое воздействие.

Для того чтобы обеспечить быстрое и безопасное движение в городах необходимо применить комплекс архитектурно-планировочных и организационных мероприятий. Сюда можно отнести реконструкцию существующих и строительство новых улиц, а также строительство пешеходных переходов (подземных и надземных), транспортных развязок, объездных дорог и т. д.

Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. [4]

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. [4]

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. [4]

Как показывают исследования, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в «конфликтных точках», т. е. в местах, где на одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств или транспортных средств и пешеходов, а также в местах слияния и отклонения транспортных потоков (рисунок 1). Чаще всего такие ситуации возникают на пересечениях дорог, где встречаются потоки различных направлений. Также, часть конфликтов происходит на перегонах дорог при перестроениях автомобилей в рядах маневрировании и при переходе проезжей части пешеходами вне перекрестков.

Рис. 1. Конфликтные точки

 

Наиболее часто такое взаимодействие участников дорожного движения возникает на пересечениях дорог, где встречаются потоки различных направлений (рисунок 2). [3]http://ok-t.ru/lektsiopedia/baza/6170597234531.files/image043.gif

Рис. 2. Пример расположения конфликтных точек на перекрестке: 1 — отклонения; 2 — слияния; 3 — пересечения

Для того чтобы рассчитать показатель безопасности движений, который характеризует число дорожно-транспортных происшествий на данном перекрестке, применяют следующую формулу:

,                                                                                                               (1)

где М — число конфликтных точек, N — интенсивность движения конфликтующих транспортных потоков,  — коэффициент относительной опасности каждой конфликтной точки

Таблица 1

Значение коэффициентов относительной опасности для наиболее характерных случаев конфликтных точек

Условия движения

Направление движение автомобилей

Характеристика пересечения

Значения ki

1.                  Слияние потоков

Правый поворот

 

 

Левый поворот

R<15 м

R≥15 м

 

R<10 м

10<R<25 м

0,025

0,004

 

0,032

0,025

2.                  Разделение потоков

Правый поворот

 

 

Левый поворот

R<15 м

R≥15 м

 

R<10 м

10<R<25 м

0,02

0,006

 

0,03

0,004

3.                  Пересечение потоков

Пересечение под углом

α ≤ 300

500 ≤ α < 750

900 ≤ α < 1200

1500 ≤ α < 1800

0,008

0,036

0,012

0,035

 

В зависимости от значения ka каждый перекресток по степени опасности может быть: [2]

ka < 3 — неопасным

3 < ka < 8 — малоопасным

8 < ka < 12 — опасным

ka > 12 — очень опасным

В данной работе мы определили степень опасности перекрестка ул. Карла Маркса и ул. Державинская города Тамбова с учетом всех возможных направлений движения транспортных потоков и интенсивности движения.

Далее представим расчет необходимого числа полос движения, представленных на рисунке 3:

Рис. 1. Перекресток ул. Карла Маркса и ул. Державинская города Тамбова

 

I. СЛИЯНИЕ ПОТОКОВ:

II. ОТВЕТВЛЕНИЕ ПОТОКОВ:

III. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОТОКОВ:

Из расчетов сделаем вывод, что степень опасности перекрестка ул. Карла Маркса и ул. Державинская с учетом всех возможных направлений движения транспортных потоков и интенсивности движения составляет 4,14. Из этого следует, что данный участок является малоопасным.

 

Литература:

 

1.      Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения. — М.: Транспорт, 1982. — С. 110.

2.      Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://gendocs.ru/v33022/клинковштейн_г.и._организация_дорожного_движения?page=14 (дата обращения: 15 декабря 2014).

3.      Конфликтные точки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://lektsiopedia.org/lek-9910.html (дата обращения: 15 декабря 2014).

4.      ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156600 (дата обращения: 15 декабря 2014).

Основные термины (генерируются автоматически): перекресток, улично-дорожная сеть, карла Маркса, интенсивность движения, дорожное движение, город Тамбова, Левый поворот, опасность перекрестка, относительная опасность, III, пересечение дорог, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОТОКОВ, поток, правый поворот, происшествие, СЛИЯНИЕ ПОТОКОВ, средство, транспортная проблема, возможное направление движения.