Транспортные потоки возникают из-за необходимости удовлетворения потребностей в перемещении населения между различными точками: люди не передвигаются ради самого процесса, а перемещаются из одного места в другое. Вот почему перемещения являются издержками, а не пользой.
Интенсивность движения транспортных средств на улицах города не соответствует их пропускной способности.
Проблему слишком большого количества машин в ХХ веке решали строя больше дорог. Сегодня же предоставляют альтернативу.
Меры по повышению пропускной способности могут быть следующими:
‒ введение одностороннего движения — повышает на 20–30 % пропускную способность дороги, однако по ГОСТу рядом (не более 350 м) должна находиться параллельная дорога в другом направлении, чтобы дать возможность пешеходам до неё дойти;
‒ светофорное регулирование по принципу «зеленой волны» — обеспечивает безостановочный проезд последовательно расположенных на автомагистрали перекрестков, снижает расход топлива, уровень транспортного шума и загазованности;
‒ организация кругового движения на перекрестках — исключает пересечение транспортных потоков и устраняет необходимость светофорного регулирования;
‒ разделение транспортных потоков по типам транспортных средств — способствует созданию однородных транспортных потоков;
‒ назначение ширины проезжей части, позволяющей разделить поток автомобилей по составу (дополнительные полосы на подъемах, на пересечениях в одном уровне) и обеспечивающей оптимальную загрузку, при которой движение происходит с достаточно высокими скоростями;
‒ повышение ровности покрытия и его сцепных качеств;
‒ регулирование скорости с учетом загрузки дороги — повышает пропускную способность дороги;
‒ проектирование сочетания элементов плана и продольного профиля, не вызывающих резкого изменения скоростей;
‒ ограничение числа остановок и стоянок повышает пропускную способность дороги;
‒ реконструкция пересечений в одном уровне (например, устройство разных типов канализированных пересечений) или устройством пересечений в разных уровнях;
‒ выбор средств регулирования, обеспечивающих рациональный режим движения;
‒ снабжение водителей полной информацией об условиях движения по маршруту;
‒ улучшение работы дорожно-эксплуатационной службы, особенно зимой.
‒ развитие городских территорий, распределение мест приложения труда, создание компактной и плотной застройки в целях сокращения расстояний и изменения транспортных систем, создание эффективной и действенной транспортной сети.
‒ устройство парковок на тротуарах;
‒ установка знаков «Ограничение минимальной скорости»;
‒ строительство пешеходных переходов в разных уровнях;
‒ реконструкция и строительство транспортно-пересадочных узлов, новых подходов к крупным транспортным объектам: железнодорожным станциям, речным портам и пристаням, терминалам для улучшения взаимодействия между различными видами транспорта;
‒ выделение реверсивных полос, так как достаточно много дорог, где интенсивность движения зависит от времени суток. На реверсивном светофоре включается либо зеленая стрелка, либо красный крест. Если с одной стороны горит зеленая стрелка, то с другой стороны — кранный крест. В результате утром у водителей появится лишняя полоса при движении на работу, вечером — при движении домой.
‒ применение на транспорте современных терминальных и информационных технологий, которые будут способствовать значительному повышению скорости обработки и транспортировки грузов, сокращению складских территорий и оборотных средств, уменьшению транзитного движения грузового автотранспорта на городских магистралях;
‒ доступность всей территории города должна обеспечиваться оптимальным сочетанием различных видов транспорта;
‒ строительство дублей — проездов вдоль основной проезжей части для организации въездов-выездов в прилегающие кварталы и микрорайоны;
‒ оптимальные архитектурно-планировочные и технологические решения позволят повторно применять проекты многоуровневых автостоянок — как для строительства на территории жилых микрорайонов, так и в общественных центрах, что в свою очередь повысит пропускную способность дороги. Отсутствие системы хранения легкового автотранспорта является на сегодняшний день одной из причин стихийных парковок автомобилей как вдоль проезжей части, так и на придомовых земельных участках.;
‒ современные ЭВМ позволяют организовать светофорное регулирование в зависимости от информации о состоянии транспортных потоков, существенно увеличивая пропускную способность дорожной сети.
Так как пассажир автобуса занимает в 40 раз меньше места, чем пассажир в автомобиле, важно помнить, что можно стать владельцем автомобиля, но не надо становиться полностью от него зависимым. Если вы живете в компактном городе и имеете доступ к альтернативным видам транспорта, вам не нужно ежедневно и для всех своих поездок использовать личный автомобиль.
Понимание способов увеличения пропускной способности означает понимание вопросов — когда, кем и где потоки генерируются и куда привлекаются, как формируется спрос и удовлетворяется предложение в транспортных перемещениях, как взаимодействуют транспортная инфраструктура и планировочная структура города; каковы потребности, предпочтения и поведение тех, кто совершает поездки. Отсутствие представлений о первопричинах проблем приводит к решениям, которые позволяют решить только видимую часть этих проблем, но, как правило, это только ухудшает общую картину пропускной способности.
Каждый заинтересован соблюдать элементарные, рассмотренные выше меры по повышению пропускной способности дорог, ведь они увеличивают быстроту передвижений, снижают расход топлива (финансовая экономия), уровень транспортного шума и загазованности (увеличивают чистоту воздуха), а значит улучшают качество жизни нам и будущим поколениям.