Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы соотношения норм внутригосударственного права с нормами международного права

19. Государство и право
01.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена анализу соотношения норм внутригосударственного права с нормами международного права. Особое внимание уделяется положению ч.4 ст.15 Конституции РФ. Также рассматриваются поправки 2020 года, которые утвердили верховенство национального законодательства над международными нормами. На примерах показана самостоятельность РФ на мировой арене.
Библиографическое описание
Григорова, А. М. Проблемы соотношения норм внутригосударственного права с нормами международного права / А. М. Григорова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/546/19196.


Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. [2, ст. 5] Функционирование национальных правовых систем зависит от их взаимодействия с международным правом. Актуальность темы соотношения норм внутригосударственного и международного права связана с тем, что успешное правовое регулирование внутригосударственных отношений становится всё более зависимым от согласованности норм национального права с международным. Противоречивость и несогласованность правовых норм этих систем ведёт к нарушению системности правового регулирования и снижает его эффективность как в масштабе страны, так и на международном уровне.

Международное право и национальное законодательство — это две взаимосвязанные системы, каждая из которых имеет свои источники, принципы и механизмы действия. У них есть много общего — обе системы по своей природе призваны регулировать отношения индивидов и государств в целях возможности эффективного взаимодействия и соблюдения общепризнанных прав и свобод человека, а иногда и возможности существования самого будущего человечества [5, с. 1]

Конституция Российской Федерации 1993 года впервые закрепила принцип приоритета международных норм. Согласно части 4 статьи 15 Конституции, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора». [1, ст. 15] Это положение стало основой для активного включения норм международного права во внутренний правопорядок. В то время Россия стремилась стать частью мировой правовой и экономической системы, подписывала и ратифицировала многочисленные международные договоры, включая Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу для России в 1998 году). [4, с. 327–329] Судебная практика, особенно решения Конституционного Суда, постепенно формировала подходы к прямому применению международных норм. Постепенное решение об интегрировании в Европейское международное право было не на пользу Российской Федерации и не оправдано.

С начала 2000-х годов наблюдается постепенное изменение отношения к международным обязательствам. Россия сохраняла формальное признание верховенства международного права, но на практике усиливался акцент на суверенитете и защите национальных интересов.

Показательным примером стало формирование позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению. [2, ст. 34]

Наиболее выраженное изменение произошло после 2014 года, когда внешнеполитические и внутриполитические обстоятельства привели к пересмотру отношения к международным институтам. В 2015 году был принят федеральный закон, позволивший Конституционному Суду определять возможность исполнения решений межгосударственных органов, если они противоречат Конституции РФ [3]

Кульминацией этого процесса стали поправки в Конституцию 2020 года, прямо закрепившие приоритет Конституции России над решениями международных органов и нормами международных договоров. Президент РФ подписал законы, закрепляющие приоритет конституционных норм над нормами международных договоров. Так, в ст. 7 Гражданского кодекса внесена поправка о неприменении правил международного договора, которые противоречат Конституции Российской Федерации. Такое противоречие подлежит установлению в порядке, определенном федеральным конституционным законом (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 427-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Аналогичная норма внесена в Уголовно-процессуальный кодекс (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 419-ФЗ), Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 428-ФЗ).

Кроме того, такие же поправки внесены в ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения, например, в сфере защиты прав потребителей, страхового дела, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другие (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 429-ФЗ).Таким образом, если в 1990-е Россия стремилась максимально приблизиться к международным стандартам, то к настоящему времени сформировалась модель «ограниченного дуализма», где международное право применяется лишь постольку, поскольку не противоречит основным принципам национального законодательства.

Характерным примером проявления правовой самостоятельности России на международной арене является дело «Анчугов и Гладков против России», рассмотренное Европейским судом по правам человека в 2013 году. Заявители, осуждённые граждане, обжаловали конституционный запрет для заключённых участвовать в выборах (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ), считая его нарушением статьи 3 Протокола № 1 к Европейской конвенции. ЕСПЧ признал наличие нарушения и обязал Россию изменить соответствующие нормы законодательства.

В 2016 году Конституционный суд РФ в постановлении № 12-П указал, что исполнение данного решения невозможно, поскольку оно противоречит Конституции, обладающей высшей юридической силой. Таким образом, Россия отказалась выполнять постановление ЕСПЧ, ссылаясь на приоритет национального законодательства.

Этот случай стал важным примером утверждения правового суверенитета России и послужил основанием для принятия Федерального конституционного закона № 7-ФКЗ от 14 декабря 2015 года, закрепившего право Конституционного суда признавать решения международных органов неисполнимыми, если они противоречат Конституции РФ.

Примером успешной реализации нового правового курса России на международной арене является подход к нормам Всемирной торговой организации (ВТО). Хотя Россия является формальным членом организации, в национальном законодательстве закреплены механизмы, позволяющие ограничивать применение правил ВТО на территории страны. Например, законодательно закреплена возможность вводить ограничения на импорт отдельных товаров, а также принимать меры контрсанкционного характера, даже если они противоречат обязательствам по ВТО. Такие меры демонстрируют, что Россия отстаивает приоритет собственного законодательства над международными нормами, сохраняя при этом формальное членство в организации. По сути, страна контролирует применение международных правил внутри своей территории, выбирая, какие нормы ей удобны, а какие — нет. Этот подход иллюстрирует принцип «суверенного правового курса», когда внешние обязательства подчиняются интересам национального законодательства, аналогично тому, как это было с ограничением действия Европейской конвенции по правам человека после выхода из Совета Европы в 2022 год

В 2014 году, после присоединения Крыма к Российской Федерации, против России были введены первые масштабные санкции со стороны США, Европейского союза и ряда других стран. Ограничения коснулись финансового и энергетического секторов, а также оборонной промышленности. Были ограничены внешние заимствования, заморожены активы некоторых банков и компаний, введён запрет на поставку технологий для добычи нефти и газа. В 2022 году, после начала специальной военной операции на Украине, санкционное давление значительно усилилось. Россия была частично отключена от системы SWIFT, заморожены активы Центробанка за рубежом, введено эмбарго на импорт нефти, газа и угля в страны Европы, а также прекращены поставки высокотехнологичного оборудования и комплектующих. В ответ Россия предприняла меры по защите экономики: укрепление финансовой системы, поддержка рубля, развитие национальной платёжной системы «Мир», программа импортозамещения, создание механизма параллельного импорта (с 2022 года), а также расширение торговых связей с Китаем, Индией и другими странами Азии. Эти шаги позволили снизить влияние внешнего давления и сохранить макроэкономическую стабильность. Тем самым Россия продемонстрировала успешную реализацию правового курса.

Россия не отказывается от международного сотрудничества и продолжает выполнять свои обязательства перед мировым сообществом, однако делает это с учётом своих национальных интересов. Страна участвует в деятельности международных организаций, таких как ООН, ВТО, ШОС и БРИКС, реализуя соглашения и проекты, которые соответствуют внутренней политике и стратегическим целям.

При этом Россия сохраняет возможность сдерживать влияние международных норм, если они противоречат приоритетам национального законодательства или затрагивают ключевые интересы государства. Например, страна может ограничивать применение отдельных международных решений на своей территории, сохраняя при этом формальное членство в организации и сотрудничество в тех сферах, где это выгодно и безопасно для нации.

В настоящее время Российская Федерация демонстрирует взвешенный подход к международным обязательствам: она участвует в глобальном сотрудничестве и соблюдает принципы международного права там, где это не противоречит национальным интересам, одновременно защищая суверенитет и стратегические приоритеты страны. Страна живет и развивается по своему собственному пути, но учитывая все рациональное и полезное для нее.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 01.11.2025).
  2. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О международных договорах Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/ /(дата обращения: 01.11.2025).
  3. Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»" // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190427/ / /(дата обращения: 01.11.2025).
  4. Анварова Д. А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав и свобод человека // Молодой учёный. — 2022. — № 49. — С. 327–329.
  5. Орловский Е. А. Международное право и национальное законодательство: проблемы соотношения и взаимодействия систем // XXIII Международные Лихачёвские научные чтения. Секция 4: Право либо «правила» нового многополярного мира. — 2025. — С. 1–7.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Правовое регулирование международных договоров как источников конституционного права в российской правовой системе
Некоторые особенности приоритетности норм внутригосударственного и международного права в механизме обеспечения прав человека
Корреляция международного и отечественного права: Конституция РФ и международные договоры
Об имплементации международно-правовых норм
Взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав и свобод человека
Правовые подходы при реализации международно-правовых стандартов в судебной практике Российской Федерации
Эволюция взаимодействия России и Европейского суда по правам человека в защите прав граждан РФ: политико-правовой анализ
Эволютивное толкование ЕКПЧ как основание для проверки Конституционным судом РФ возможности исполнения решения суда, вынесенного против РФ
Российское законодательство о международном частном праве
Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция Российской Федерации: соотношение и разногласия

Молодой учёный