In this article, the author analyzes the history of the Faberge dynasty. Examples of the development of various activities by members of this family, as well as the occupations of their ancestors and descendants, are provided. The stages of the development of the jewelry craftsmen Gustav and his son Karl Faberge are examined. The article also provides examples of the stages of learning the art of gold and silver craftsmanship.The author's goal in this work is to study the family traditions and hobbies of the members of the dynasty. The scientific novelty lies in identifying the Faberge family traditions based on the methods of jewelry art, the standards of antiquity, and the technologies of ancient craftsmen. Based on the results of this research, the author concludes that there are unique features and aspects in the formation of the Faberge dynasty.
Keywords: antique exhibits, advanced technologies, European internships, and the history of the dynasty.
Введение. Интерес к династии Фаберже волновал не одно поколение историков и искусствоведов. Сегодня имя Карла Фаберже и его потомков продолжает привлекать общественное внимание. Во многих музеях мира представлены экспонаты работ непревзойденных мэтров этой семьи. По сей день проводятся тематические выставки, аукционы, различные мероприятия, ведутся научные работы по изучению культурного наследия. Актуальность исследования обусловлена тем, что потомки династии Фаберже продолжают привлекать внимание к деятельности компании. Их работы приобретают музеи мира, частные коллекционеры, как и работы компании К. Фаберже. Современные дизайнеры находят вдохновение в коллекциях авторов предшествующих эпох.
Задачи исследования. Проследить историю развития династии Фаберже и выявить особенности, связанные со становлением мастеров-ювелиров разных поколений. Теоретическую основу исследования составили научный труд Г. И. Зуева «Империя Фаберже» (2011), в которой представлены материалы о членах семьи, их традициях, а также в научной работе перед читателем раскрывается информация о деятельности компании. В исследовании В. В. Скурлова «Сыновья Карла Фаберже Евгений и Александр в эмиграции в Париже в 1920–1960 гг.» описана жизнь членов семьи в Европе. В научном труде Виолле-ле-Дюка «Беседы об архитектуре. Том I» (1863) описано отношение ученого к античности и ее памятникам, приведены ряд высказываний на данную тематику. В статье автор исходил из трудов таких исследователей как В. В. Скурлов и Т. Ф. Фаберже, М. А. Чернышева(2018), Е. А. Смирнова Е. А.(2025) и других.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что данная статья может быть использована при написании научных и исследовательских работ, а так же лекционных курсов по предметам об искусстве, культуре и истории.
Обсуждения и результаты. В XIX в. происходит бурное развитие во всех областях науки, промышленности, культуры и искусства. В этот период формируются новые тенденции в художественных идеалах и духовной жизни мировой культуры. «Образы отечественной истории популяризируются в декоративно-прикладном искусстве» [12, с. 462]. Благодаря Всемирным выставкам отечественное искусство получает признание в Европе. «В Москве и Петербурге открываются мастерские и фабрики таких известных мастеров как Сазиков И. П., Овчинников П. А., Фаберже К. Г., Реймер В. К., Коллин Э. А., Постников А. М., Грачев Г. Г., Грачев М. Г., Грачев С. Г. и Губкин И. С.». [10, с. 25]
В этот период на Большой Морской улице работала семья ювелиров Фаберже, которая была в тесных контактах с сотрудниками музеев, известными коммерсантами, художниками и мастерами по камню. «Имя Карла Фаберже олицетворяло целую эпоху в истории отечественного ювелирного искусства». [2, с. 10] Он родился и вырос в Петербурге, где состоялась его карьера и профессиональная деятельность. «Город стал для мэтра местом триумфа… Российская столица во многом предопределила особенности его уникального и удивительного творчества». [Там же, с. 9]
Карл Фаберже был потомком из рода французских столяров из города Нуайоне. После отмены Нантского эдикта в конце XVII века во Франции начались гонения протестантов. Предки Карла Фаберже были вынуждены переехать на постоянное место жительства в Германию и сменить фамилию на Фаберг. «Со второй половины XVIII столетия Россия и ее столица Санкт-Петербург становятся привилегированной страной и городом для иностранцев и немцев особенно», которые «как правило занимали исключительное положение, пользуясь покровительством местных властей… Немцам-переселенцам гарантировалось всякое «вспоможение», бесплатная земля, беспроцентная ссуда из казны, освобождение от воинской повинности и налогов на 30 лет, право сохранять свою веру, язык и уклад жизни». [Там же, с. 17–18]
Петер Карл Фаберг открыл в Прибалтике мебельное производство и стал успешным коммерсантом. После того как он женился в его семье появился сын Петер Густав, который впоследствии устроился подмастерьем к ювелиру из немецкой диаспоры А. Ф. Шпигелю. В 20 лет Густав получил аттестат «достойного ювелира и золотых дел мастера», после чего отец отправил его в Санкт-Петербург в немецкую общину, где он познакомился с выходцами из Германии — предпринимателями и ювелирами. Они помогли ему открыть свой магазин на Большой Морской улице, на которой находились самые лучшие мастерские и проживали самые маститые ювелиры. До продажи эта территория входила в состав алмазного цеха, в котором работал немецкий мастер алмазных дел — огранщик Леопольд Пфистер, приглашенный императрицей Екатериной II из Вены.
У Густава Фаберже со временем появились постоянные клиенты. В мастерской работали известные мастера золотых и серебряных дел Вильгельм Раймер, Эрик Коллин, Август Хольмстрём и другие. В 1846 году в семье Густава и Шарлотты Янгштадт родился первенец, которому дали имя деда Петер Карл Густавович Фаберже. После того, как Карл подрос его отдали в одну из самых престижных школ Аннешуле, в которой было платное обучение. В то время школа содержалась на деньги церковной немецкой общины.
Творчество отца оказало на Карла огромное влияние. После переезда со своей семьей в Дрезден, он обучается ювелирному делу у мастера Джозефа Фридмана. Затем Карл отправляется получать дальнейшее образование во французский коллеж в Париже. «Благодаря учебе Карла Фаберже в Европе, ему представляется возможность открыть для себя удивительный мир музейных экспозиций из античных памятников и достопримечательностей эпохи Возрождения» ... [9, с. 239] На стажировке в Версале и Лувре он знакомится с античными экспонатами, работами итальянских мастеров по камню и осваивает французскую технику горячей эмали. «Реставрация античных украшений послужила освоению древнегреческих техник и привлекла общественный интерес» [11, с. 403] Путешествуя по Европе Карл получает навыки в освоении новых технологий ювелирного дела. «В Европе и России художники-реставраторы изучают техники и приемы мастеров предыдущих эпох для использования их в своих работах. Студенты европейских и российских высших заведений в рамках учебной программы по античному искусству занимаются изучением музейных экспонатов». [7, с. 364]
Европейская практика по освоению техник в искусстве в то время считалась значимой ступенью в обучении мастерству. Как пишет Виолле ле Дюк в своем труде «Беседы об архитектуре. Том I» (1863) «изучение греческой древности было и, может быть навсегда останется лучшим введение в искусство, лучшей основой для воспитания вкуса, а следовательно, и здравого смысла, ибо один не отделим от другого. Оно приучает отличать логику от софистики, оно развивает ум, не внося в него изменения. Как не поэтично, воображение грека, оно никогда не увлекает его за пределы правдивого. Он прежде всего стремится быть ясным, понятным для человека. Поскольку он живет среди людей, человек служит для него мерилом всех вещей. [1, с. 54–55]
Благодаря учебе и европейским стажировкам Карл Фаберже знакомится с передовыми технологиями и освоив их, возвращается в Санкт Петербург, где становится главой ювелирной компании своего отца. «Со своей энергией молодости и задорного вдохновения новый хозяин уверенно начал свой знаменитый путь профессионала, посвятившего свою жизнь созданию уникальных сокровищ императорских раритетов — ювелирных изделий, вызывающих восхищение у великих ценителей продукции фирмы с клеймом «Карл Фаберже». [2, с. 44]
История Карла во многом схожа с историей его отца. Густав, владея спецификой золотых и серебряных дел, сделал все возможное, не жалея ни времени ни денег, чтобы его сын продолжил, начатое им дело и в этом он не ошибся. К. Фаберже добился значительных высот в ювелирном мастерстве своим трудолюбием и упорством. Так же как и его отец Карл воспитает своих детей в лучших семейных традициях, которые продолжат его дело в Европе.
Сыновья Карла Фаберже Александр и Евгений откроют в Париже компанию Faberge & Cie. «После войны Евгений Карлович собрал мастеров, которые ранее работали в России у Фаберже, таких как Прокофий Овчинников из Екатеринбурга (умер в Париже в 1950 г.), руководитель Одесского филиала мастер Владимир Другов, мастер из Петербурга Николаев, сын эмальера Георга Штейна, одесский мастер Никулин и легендарный мастер Михаил Иванов». [5, с. 214] Мастера компании «пытались сохранить традиционные технологии Фаберже». [Там же, c. 215]
Агафон переедет в Финляндию и продолжит заниматься своими любимыми делами коллекционированием и филателией. Его сын Федор от первой супруги «окончил в Женеве школу декоративного искусства и на протяжении 20 лет, до 1970 года, занимался производством эксклюзивных ювелирных изделий под маркой «Феодор Фаберже». [3] Он войдет в состав фирмы Фаберже и Ко, «куда его включил Евгений в конце 1940-х гг.». [5, с. 214]. С 1958 года Федор был владельцем клейма фирмы Ф. Фаберже. Его дочь вела научную деятельность в Европейской компании и во всем ему помогала. Благодаря Татьяне Федоровне Фаберже мир узнал достоверную историю известной компании. «Татьяна Федоровна правнучка Карла Фаберже выпустила 12 книг — исследований о семейной истории и вместе с В. В. Скурловым историком ювелирного искусства, занималась исследованием династии Фаберже». [9, с. 242]
Продолжить дело династии удалось внебрачному внуку К. Фаберже Теодору Фаберже. Его отцом был Николай Фаберже, который после закрытия отделения фирмы в Лондоне увлекался фотографией и открыл свою маленькую фотостудию. Благодаря своему усердию в новом деле Николай Фаберже попал в список лучших фотографов в Англии.
Теодор создавал коллекции яиц из редких пород дерева с инкрустацией из хрусталя и драгоценных металлов. «В 1985 году Тео Фаберже приступил к работе над Петербургской коллекцией пасхальных яиц». [4] Во многих музеях мира можно увидеть работы внука К. Фаберже, которые «демонстрируются в крупнейших музеях и галереях мира, в том числе, в Музее изобразительного искусства Сан-Диего, Городском музее Санкт-Петербурга, Государственном Эрмитаже». [13] Его заказчиками были известные коллекционеры и музей изобразительных искусств в Вирджинии. «Единственная дочь Тео Фаберже Сара продолжила семейную традицию, став дизайнером ювелирных изделий». [4]
Она организовала Совет по наследию и продолжает работать в компании Фаберже в Лондоне. В последнее 7-е поколение династии по материалам архива Валентина Скурлова вошел «Джошуа Гриншоу (сын Сары Фаберже), Англия». [6] Вместе с сыном Сара несколько раз посещала Россию и участвовала в выставках.
Заключение. Многие десятилетия имя Карла Фаберже остается популярным во всем мире. После себя он оставил следующим поколениям огромное наследие. «Стиль Фаберже — воплощение изящества и подлинной строгой элегантности. Его украшения отличались изысканностью форм, глубиной красок эмали и неожиданным сочетанием различных оттенков». [8] Миниатюры и статуэтки из натуральных камней стали олицетворением нежности и утонченного вкуса. Тема пасхальных яиц и императорских регалий до сих пор для многих остается привлекательной. Своим потомкам он оставил огромный багаж знаний и идей, который стал основой для общего дела династии. Его правнуки по прежнему продолжают семейное дело, начатое Густавом Фаберже.
Вывод. Династии Фаберже благодаря трудолюбию и превосходному образованию удалось сохранить традиции своих предков, которые сформировались в XIX веке на волне всеобщего увлечения и подражания античности. В рамках данного аспекта можно вынести мнение о том, что особенностью искусства, опирающегося на античные традиции является безупречная стабильность в дальнейшем развитии, которая стала основательным фундаментом для развития семейного дела.
Густав Фаберже выбрал верный путь для процветания своей семьи. Его потомки стали обладателями наследия, которое позволило им оставаться независимыми от компромиссов, революций и стихийных обстоятельств. Семье Фаберже, несмотря ни на что, удалось длительное время притягивать к себе общественный интерес в период технических преобразований, сохраняя античные веяния на чистые природные формы в искусстве, уходящие своим началом в древнегреческие традиции, в которых природная сила, связь с космосом, философия так велики, что «сделали древнегреческое искусство эталоном на многие поколения». [8, c. 35] Таким образом, исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что династия Фаберже, вобрав в себя лучшие традиции древних мастеров, благодаря своему своеобразию в искусстве, бесспорному таланту и упорству смогла продолжить начатое дело своих предков, и тем самым длительное время привлекать внимание публики к семейному делу.
Литература:
- Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре./Перевод А. А. Сапожниковой под редакцией А. Г. Габричевского. Т. 1 — М: Издательство Всесоюзной академии архитектуры. -1993. — 490 с..
- Зуев Г. И. Империя Фаберже.- Спб: Гйоль, 2011. 260с.; ISSN 978–5–904790–11–0.
- История ювелирной компании Faberge. Электронный портал: Русскоий культурный центр. Народный дом. Фаберже // URL: http://rusnardom.ru/musey/faberzhe/
- Романова М. Правнучка Карла Фаберже подарила Петербургу Яйцо «Нева». Электронный портал: Правда.ру.//URL: https://www.pravda.ru/society/836232-pravnuchka_karla_faberzhe_podarila_peterburgu_jaico_neva/
- Скурлов В. В. Сыновья Карла Фаберже Евгений и Александр в эмиграции в Париже в 1920–1960 гг./ Петербургский исторический журнал N 3. — Спб: Нестор-История Спб, 2017. С.211–223.
- Скурлов В. В., Фаберже Т. Ф. Генеалогия семьи Фаберже и ближайшего родственного окружения. Электронный портал: Архив Валентина Скурлова //URL: https://skurlov.blogspot.com/2012/08/blog-post_23.html
- Смирнова Е. А. Античные аспекты в науке на рубеже XIX века / WORLD OF SCIENCE: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2025. C. 362–365; ISBN 978–5–00268–134–1
- Смирнова Е. А. Древнегреческое искусство, как доминирующий эталон мировой культуры. Искусство и образование. 33-й год издания № 6(158). -М: «Адван седсолюшнз».-2025. С. 33-39; ISSN 20720432.
- Смирнова Е. А. Фаберже. Игрушки для богатых. Актуальные вопросы общества, науки и образования: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2025. C.237–244; ISBN 978–5–00268–149–5
- Смирнова Е. А. Малая пластика в истории ювелирного искусства. Культура мира № 42. Том 12. 2024 Выпуск 7, -М: «Фонд поддержки межнациональной культуры и общественных международных отношений». 2024, С. 20–26; ISSN 2949–2521.
- Смирнова Е. А. Феномен античного искусства. Молодой ученый. № 43 (594). — Казань: «Издательство «Молодой ученый». 2025 С.401–405; ISSN 2072–0297.
- Чернышева М. А. Образы отечественной истории в русском искусстве XIX века. Проблемы и перспективы исследования. Вестник СПбГУ. Искусствоведение. Т. 8. Вып. 3 — СПб.: СПбГУ, 2018. С. 460–479.
- Электронный портал: Дом русского зарубежья им. Солженицина. // URL: https://domrz.museum-online.moscow/entity/PERSON/3764294?index=30&ysclid=mgxqr1jj2148475027.

