Особенности субъекта административной ответственности за нарушение трудового законодательства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)

Дата публикации: 04.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Бекижева, Д. А. Особенности субъекта административной ответственности за нарушение трудового законодательства / Д. А. Бекижева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/523/18700/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена особенностям субъектов административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Ключевые слова: трудовое законодательство, административная ответственность.

Конституция объявляет права граждан как высшую ценность.

В статье 37 Конституции РФ закреплены конституционные основы трудовых отношений, такие как свобода, безопасность и возмездность труда, право на отдых, трудовые споры и защиту от безработицы [1].

Нарушение трудовых прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ и нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами публичной власти, образовывает объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27–5.34, 5.42 КоАП РФ.

Рассмотрим более подробно особенности субъективной стороны правонарушений указанной категории.

Согласно КоАП РФ к субъектам административной ответственности за нарушения трудового законодательства следует относить работодателей, причём как непосредственно юридических лиц, так индивидуальных предпринимателей, а также их должностных лиц, допустивших нарушения в сфере трудовых отношений; физических или должностных лиц, которые не уполномочены работодателем на привлечение к трудовой деятельности иных лиц; должностных лиц, которые в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций совершили административное правонарушение [2, 4].

При этом важно отметить, что при прекращении трудовых отношений в отношении субъекта административной ответственности может быть возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и, соответственно, привлечения его к административной ответственности при наличии конкретных условий: если нарушение было допущено в период исполнения им служебных обязанностей и при этом не истек срок давности привлечения к административной ответственности в один год.

Индивидуальные предприниматели в случае прекращения деятельности в качестве такового, тоже могут быть привлечены к административной ответственности. Такому лицу назначается административное наказание, установленное для индивидуальных предпринимателей.

Указанные выводы подтверждаются позицией Верховного суда российской Федерации, изложенные в Постановлении Пленума от 23.12.2021 № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Постановление № 45).

Роструд в своем Письме от 03.06.2022 № ПГ/13603–6–1 разъяснил, что выводы, представленные в Постановлении № 45 применимы ко всем составам административных правонарушений, предусматривающим ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [4].

За нарушение трудового законодательства субъекты могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения, штрафа, приостановлении деятельности и дисквалификации.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда. Выносится в письменной форме [2].

Наиболее распространенным видом ответственности служит административный штраф. Согласно статье 3.5 КоАП РФ штраф применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений [2].

Согласно статье 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении права замещать определенные должности, осуществлять предпринимательскую деятельность. Для дисквалификации характерно наличие следующих нарушений: заключение трудовых договоров в устной форме и в одном экземпляре, заключение гражданско-правовых договоров, отказ в предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков и другое. Важно учитывать, что дисквалификация применима к должностному лицу, совершившему в прошлом аналогичное правонарушение [2].

Согласно статье 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае нарушения санитарных норм и требований безопасности, законодательства в сфере миграции и занятости, а также иные нарушения, предусмотренные законодательством [2].

Дисквалификация и административное приостановление деятельности может назначаться только судом.

Достаточно большое количество затруднений вызывает и решение вопроса о том, образуют ли действия работодателя состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, т. е. противоречат ли закону те или иные деяния, совершенные субъектом. Интересным представляется следующее дело. Гражданин Б., работающий в организации ООО «Созвездие» управлял автомобилем в состоянии опьянения. Вследствие чего был привлечен к административной ответственности. ООО «Созвездие» оштрафовали на 60000 рублей. Согласно статье 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Упущенная выгода при этом с работника не взыскивается.

Роструд в письме № 1746–6–1 заключает, что штраф можно отнести к прямому действительному ущербу. Судебные акты часто содержат аналогичные положения.

Тем не менее, не все суды согласны с мнением Роструда. Сумма административного штрафа, взыскиваемая с работодателя, судами не всегда признаётся прямым действительным ущербом, за причинение которого работник, совершивший данное правонарушение, несёт материальную ответственность. Это объясняется тем, что уплата штрафа не является реальным уменьшением наличного имущества работодателя.

Затраты работодателя в виде штрафа — вина непосредственно работодателя, и работник никакой ответственности нести не может.

Если же работодатель решит взыскать с работника сумму уплаченного им штрафа из среднего месячного заработка работника, то данный факт будет считаться уходом работодателя от административной ответственности.

Если же вследствие нарушения работником своих трудовых обязанностей у работодателя возникла обязанность выплачивать штраф, то работник будет привлекаться к дисциплинарной ответственности, никакой материальной ответственности он нести не будет.

Из изложенного следует, что субъекты административной ответственности за нарушение трудового законодательства будут привлечены к административной ответственности если установлена вина, нарушение допущено в период исполнения служебных обязанностей, а также не истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 1. Ст. 1.
  3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2021 № 12.
  4. Письмо Роструда от 03.06.2022 N ПГ/13603–6–1 // Нормативные акты для бухгалтера. 2022. № 15.