Правовые основы административной ответственности за нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Пананто, Т. А. Правовые основы административной ответственности за нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости / Т. А. Пананто. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119522/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости, а именно — правовое регулирование. Только с помощью систематизации перечня нормативных источников в исследуемом вопросе можно перейти к последующему рассмотрению теоретических и практических проблем, связанных с применением административной ответственности за нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости. В этой связи автором сформулирована система нормативно-правовых актов в исследуемой сфере. Отмечается, что разъяснения Верховного Суда Российской Федерации также должны входить в состав источников, регламентирующих исследуемый вопрос.

Ключевые слова: административная ответственность, нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости, правовое регулирование, нормативно-правовая база.

The article discusses the issues of bringing to administrative responsibility for violation of legislation in the field of employment and employment, namely, legal regulation. Only by systematizing the list of regulatory sources in the question under study can we proceed to the subsequent consideration of theoretical and practical problems associated with the application of administrative responsibility for violation of legislation in the field of employment and employment. In this regard, the author formulated a system of regulatory legal acts in the area under study. It is noted that the explanations of the Supreme Court of the Russian Federation should also be included in the sources regulating the issue under study.

Keywords: administrative liability, violation of legislation in the field of employment and employment, legal regulation, regulatory framework.

Административная ответственность выступает в качестве наказания за совершенное административное правонарушение. При этом административная ответственность может возникать вследствие нарушения норм из различных отраслей права, в том числе трудового. Представляется, что правоотношения в области трудоустройства и занятости имеют существенное значение для экономики, государства и общества в целом, поскольку от соблюдения работодателями соответствующих норм права зависит положение наиболее незащищенного в данных отношениях субъекта — работника. В этой связи государство в лице уполномоченных должностных лиц призвано гарантировать соблюдение прав и законных интересов работников, в том числе, путем мер воздействия, то есть привлечения к административной ответственности.

Для последующего детального исследования вопросов о природе административной ответственности за нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости представляется необходимым первоначально обозначить нормативно-правовую основу данного вопроса с целью определения круга законодательных источников, регламентирующих вопросы такой ответственности.

  1. Международное правовое регулирование

В комплекс источников международных правовых актов, регламентирующих трудовые правоотношения, входит следующее:

1) Правовые акты, принятые ООН. В частности, одним из таких актов является Всеобщая декларация прав человека [1], от принципов которой Российская Федерация не отказалась даже после выхода из ряда международных правозащитных организаций.

2) Правовые акты, принятые Международной организацией труда. Не смотря на то что, Международная организация труда приостановила техническое сотрудничество с Россией из-за проводимой РФ на Украине специальной военной операции, те акты Международной организации труда, которые были ранее ратифицированы Российской Федерацией, не прекращают свое действие. К числу таких нормативных актов следует относить: Декларацию Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» [2], а также ратифицированные Россией Конвенции Международной организации труда.

3) Двусторонние межгосударственные договоры. К таким договорам, в частности, можно отнести Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» [3].

  1. Конституция Российской Федерации

Традиционно первым и основным источником российского правового регулирования административной ответственности за нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости является Конституция Российской Федерации [4] (далее — Конституция РФ). Данные положения законодатель использует в качестве отправных и на их основе разрабатывает иные нормативно-правовые акты, более детально регламентирующие вопросы привлечения к административной ответственности.

Так, в статье 37 Конституции РФ закреплены общие положения о труде, его свободном характере, гарантированность осуществления трудовой деятельности в безопасных условиях, право на вознаграждение за труд не ниже установленного минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы и пр.

  1. Федеральные конституционные законы

В условиях современных событий, происходящих в мире, необходимо особое внимание уделить законодательству, регламентирующему исследуемый вопрос применительно к недавно вошедшим в состав Российской Федерации территориям. Так, например, частью 5 статьи 14 Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области» [5] установлено, что до 1 января 2026 года трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территории Херсонской области с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.

Соответственно, при применении административной ответственности к работодателям, нарушившим законодательство в сфере труде и занятости на территории указанного субъекта, уполномоченное должностное лицо будет руководствоваться, в том числе, данным федеральным конституционным законом.

  1. Федеральные законы

В федеральном законодательстве вопросы административной ответственности за нарушение правил в сфере труда и занятости регламентированы более детально. В частности, основой такого регулирования является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ [8] (далее — ТК РФ), которым установлены общие положения о трудовых правоотношениях, права и обязанности их участников и пр. Нормы ТК РФ являются общим ориентиром и предписывают то, как должны складываться трудовые правоотношения. К законодательству общего характера также можно отнести и Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» [6], который распространяется на все категории работников.

Положения о трудовых гарантиях отдельных категорий работников находят свое отражение не только в нормах ТК РФ, но и в специальном законодательстве: например, Федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [9] в Главе 5 регламентирует вопросы трудовых отношений и дисциплины работников железнодорожного транспорта.

Отдельное внимание необходимо уделить такому нормативно-правовому акту федерального уровня как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ [7] (далее — КоАП РФ), поскольку именно КоАП РФ устанавливает правила применения административной ответственности за нарушение норм в сфере трудового законодательства.

  1. Подзаконные акты

К числу подзаконных актов следует относить, в частности Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2571 «Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» [10]. Также, необходимо отдельно выделить акты министерств и ведомств, устанавливающих и детализирующих отдельные и более узкие вопросы в данной области: например, Письмо Минздрава России от 20 декабря 2017 года № 27–3/3788 «О Типовых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» [11].

  1. Законодательство субъектов РФ

К числу нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, в частности, относится Закон Хабаровского края от 31 марта 1999 года № 114 «О социальном партнерстве в сфере труда» [12].

7. Правоприменительная практика (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации)

Не смотря на отсутствие легально закрепленной юридической силы прецедента в Российской Федерации, нельзя не отметить, что разъяснения Верховного Суда Российской Федерации имеют существенно значение при разрешении споров, поскольку нижестоящие суды ориентируются на данные разъяснения в целях формирования единообразной судебной практики. В частности, к таким правоприменительным актам следует относить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2021 года № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» [13], Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2023) [14] и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование вопросов применения административной ответственности за нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости не ограничивается исключительно КоАП РФ и основывается на нормативно-правовых актах, регламентирующих должный и надлежащий вариант поведения субъектов трудовых отношений. Ведь именно на основе данных норм, должностное лицо, уполномоченное на привлечение нарушителей к административной ответственности (либо суд), устанавливают наличие или отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности. Поскольку объем настоящей статьи не позволяет рассмотреть детально весь перечень источников, регламентирующих данный вопрос, исследуемая тематика может быть положена в основу последующих научных изысканий.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. — 1995. — № 67.
  2. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»: принята в г. Женева 18.06.1998 // Российская газета. — 1998. — № 238.
  3. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» // Российская газета. — 1998. — № 29.
  4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп. от 04.10.2022, № 5-ФКЗ, № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, № 8-ФКЗ) [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). — 2022. — 06 окт. — № 0001202210060013.
  5. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 8-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области» // Российская газета. — 2022. — № 226.
  6. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 27.11.2023) «О минимальном размере оплаты труда» // Российская газета. — 2000. — № 118.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 24.05.2024) // Российская газета. — 2001. — № 256.
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Российская газета. — 2001. — № 256.
  9. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — № 8.
  10. Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2571 (ред. от 08.06.2023) «Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» // Собрание законодательства РФ. — 2023. — № 2. — Ст. 524.
  11. Письмо Минздрава России от 20.12.2017 № 27–3/3788 «О Типовых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» // Охрана труда и социальное страхование. — 2018. — № 3.
  12. Закон Хабаровского края от 31.03.1999 № 114 (ред. от 03.10.2023) «О социальном партнерстве в сфере труда» // Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края. — 1999. — № 3.
  13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Российская газета. — 2021. — № 296.
  14. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2023): утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2023. — № 11.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административная ответственность, область трудоустройства, нарушение законодательства, акт, Верховный Суд, Международная организация труда, трудовое законодательство, Херсонская область, правовое регулирование.


Ключевые слова

нормативно-правовая база, правовое регулирование, административная ответственность, нарушение законодательства в области трудоустройства и занятости

Похожие статьи

Задать вопрос