Административное право так же старо, как и само управление, и поскольку они не могут существовать отдельно, ранние признаки/существование административного права можно найти, например, в трактатах, написанных во времена правления Моголов, а также Ост-Индской компании [8, с. 54].
Оно основано на концепции верховенства права, которая поддерживает естественное правосудие, то есть судебное разбирательство, основанное на беспристрастности, справедливости и предписанных законах и правовых методах, а не на произволе и злоупотреблении официальной властью [7, с.42].
Концепция административного законодательства же основана на следующих принципах, например полномочия предоставляются администрации законом, никакая власть не является абсолютной или неконтролируемой, какой бы широкой ни была ее природа, должны быть разумные ограничения на осуществление таких полномочий в зависимости от ситуации.
В свою очередь, структура административного законодательства РФ представляет собой сложную систему взаимосвязанных нормативных актов, обеспечивающую регулирование широкого спектра отношений в сфере государственного управления и защиты прав граждан. Так, в философском словаре категория «структура» понимается как «строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей».
Ключевым документом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [2], который постоянно обновляется с учётом изменений в обществе и экономике. Основные источники административного законодательства включают в себя КоАП РФ который определяет виды административных правонарушений, наказания за них (штрафы, предупреждения, дисквалификация, приостановление деятельности и др.), а также порядок привлечения к ответственности, Федеральные законы. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) — регулирует порядок рассмотрения административных споров в судах. Поэтому, категория «структура» характеризуется как: а) совокупность устойчивых связей некоего целого; б) форма организации системы; в) обеспечение тождественности и целостности элементов системы некоему целому.
Так, КоАП РФ — ключевой документ, определяющий административные правонарушения, наказания за них и порядок производства по делам. Он состоит из нескольких разделов и глав. Так, Раздел I. Общие положения включает главы о задачах и принципах законодательства, административном правонарушении и ответственности. Разделы II–V содержат главы, посвящённые конкретным видам административных правонарушений и соответствующим наказаниям. Например, разделы охватывают нарушения в области охраны окружающей среды, предпринимательской деятельности, транспорта и др. [9, с.316]. Раздел VI. Порядок производства по делам об административных правонарушениях регулирует процедуру рассмотрения дел, Раздел VII. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях определяет порядок исполнения назначенных наказаний.
КоАП РФ регулярно обновляется. Например, в 2025 году внесены изменения, касающиеся электронного документооборота в производстве по делам (Федеральный закон от 07.04.2025 № 59-ФЗ) и других аспектов.
КАС РФ в свою очередь, регулирует порядок административного судопроизводства, включая рассмотрение дел о защите прав граждан и организаций в отношениях с государственными органами. Так, Раздел I. Общие положения определяет предмет регулирования, задачи, принципы административного судопроизводства, права на обращение в суд и другие базовые нормы. Разделы II–V посвящены подведомственности и подсудности дел, порядку рассмотрения различных категорий административных дел. Раздел VI. включает главы о рассмотрении дел, связанных с кадастровой стоимостью, компенсациями за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, признанием информации экстремистской и др. КАС РФ также претерпевает изменения. Например, редакция от 31.07.2025 вступила в силу с 01.11.2025.
Помимо КоАП и КАС РФ, к административному законодательству относятся Федеральные законы, регулирующие деятельность органов исполнительной власти, государственную службу, контроль и надзор, порядок рассмотрения обращений граждан и др., Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции), Законы субъектов РФ в пределах их компетенции (например, в части установления административной ответственности по региональным правонарушениям).
Отдельные разделы КоАП и КАС РФ посвящены конкретным сферам правоотношений (транспорт, экология, предпринимательство и др.).
Видно, что административное законодательство регулирует полномочия административных органов, порядок осуществления этих полномочий и средства правовой защиты, доступные пострадавшим лицам в случае злоупотребления этими полномочиями со стороны этих органов.
Так, к основным принципам административного законодательства относится равенство перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ) — все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке, обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6 КоАП РФ), принцип федерализма, разделения властей, признания местного самоуправления и другие межотраслевые принципы.
Например, в основе структуры административного законодательства лежат систематизированные нормативные правовые акты [4, с.44]. Эти акты можно разделить на несколько уровней:
— Конституция Российской Федерации является основой всей правовой системы, включая и административное законодательство. Определяет принципы государственного устройства, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, а также права и свободы граждан, которые защищаются в административном порядке [1]. Например, в 2025 году внесены изменения, касающиеся электронного документооборота, новых составов правонарушений и процедур рассмотрения дел [3, с.108].
— Федеральные законы принимаются Государственной Думой и утверждаются Советом Федерации, регулируют наиболее важные вопросы в сфере государственного управления.
Однако, в системе административного права следует выделять только те элементы, которые могли бы обеспечить адекватное структурирование отрасли и обеспечить цели правового регулирования управленческих отношений [6, с.82]
Административное законодательство призвано контролировать власть субъектов РФ, его инструментов и органов. Для достижения этой цели административное законодательство обеспечивает эффективный механизм и адекватную защиту прав граждан. Оно помогает нанести «удар» между двумя конфликтующими силами, например индивидуальных прав или общественного интереса.
Административное законодательство определяет организацию, полномочия и обязанности административных органов. Акцент в административном праве делается на процедурах формального судебного разбирательства, основанных на принципах естественной справедливости, и на нормотворчестве [5, с.87].
Административное законодательство определяет права и обязанности частных лиц в их отношениях с государственными служащими, а также определяет процедуры, посредством которых эти права и обязанности могут быть реализованы этими частными лицами. Оно обеспечивает подотчетность и ответственность в административном функционировании. Также существуют определенные законы, правила и положения, которые направляют и направляют внутренние административные отношения, такие как иерархия, разделение труда и т. д.
Если обобщить структуру административного законодательства видно, что, основные структурные элементы административного законодательства включают общие положения, принципы, понятия и определения, относящиеся к административному праву, особенная часть содержит правила, которые регулируют конкретные виды общественных отношений в сфере государственного управления, и т. д.
Таким образом, структура административного законодательства России представляет собой многоуровневую систему, где каждый элемент занимает определенное положение и выполняет свою функцию. От фундаментальных принципов Конституции, которые закладывают основы правового государства и разграничивают полномочия, до специализированных актов федеральных и региональных органов государственного управления, которые регулируют конкретные аспекты повседневной жизни и деятельности граждан и предприятий. В дальнейшем, можно формировать ее содержание, выявлять устойчивые связи элементов данной структуры и системы, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования вопросов административного права.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Глазатов А. А., Игошин Н. А. Историко-правовой анализ предложений по кодификации административного законодательства 2000–2025 годы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2025. № 4. С.108.
- Занко Т. А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С.44.
- Зорькин В. Д. Конституционный контроль как фактор совершенствования российского законодательства / В. Д. Зорькин // Журнал российского права. 2023. № 5. С. 86–102.
- Еремеев В. Ю., Ларинбаева И. И., Шагапов И. Р., Ягудин Д. Р. Определение круга субъектов административной юрисдикции в рамках административно-деликтного законодательства Российской Федерации // Образование и право. 2022. № 10. С.82.
- Коновалова Л. Г. Инициативы изменения законодательства об административных правонарушениях: достоинства и недостатки // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2020. № 18. С. 41–45.
- Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Юрид. центр Пресс. 2023. С.54.
- Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России. — М.: Юрайт, 2023. С.316.

